У Врат Вечности. 2. Разум

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

2.РАЗУМ               

Люди были не всегда и когда-то исчезнут.
Об этом распорядится Вечность.
«Миров бесчисленное множество, - утверждал Демокрит , -  и они имеют начало и конец во времени».
Наша цивилизация – один из таких бесчисленных, обречённых миров.
Это Рок, придающий необязательному человеческому существованию извечную и неустранимую трагичность.
Это первичная и неизбывная основа для пессимизма, как реакции познающего разума на осознание конечной бессмысленности его усилий.
Необязательность человечества на лике Земли унизительна, оскорбительна для гордости человека, самовлюблённо провозгласившего себя «венцом творения».
Этот «венец» может, оказывается, «прихлопнуть» какой-нибудь бродяга-астероид,  залетевший в наш хрупкий уголок Вселенной, или повышение средней температуры на планете всего лишь на несколько градусов.
А если эти и подобные им напасти нас минуют, то когда-то всё равно остынет солнце…
Человечество – случайное звено в цепи последовательных изменений, происходящих на земной поверхности.
А всё случайное рано или поздно исчезает.
Радоваться такому выводу невозможно.
А без радости – какая жизнь?!
И тогда приходит на помощь спасительная мысль: «Когда ещё это будет!!!»
На этом обычно заканчиваются, если когда-то начинаются, невесёлые рассуждения о неминуемом конце света среднестатистического смертного.

Рассуждай, не рассуждай, а чему быть, того не миновать.
А то, чего не миновать, скрыто пока в неясностях, вуалях и мгле грядущего.
Что же остаётся? – Жить, раз заброшен человек в этот хрупкий мир.
Каждому в нём находится и работа, и забота, и радость, и горе.
Так говорит человеку Разум - то, чем он привык гордиться, то, что сделало его,  «венцом», «царём»  природы пусть, в масштабах Вечности, и не надолго.

РАЗУМ.
Разум жизнь человека может продлить и улучшить, а может ухудшить ее и приблизить гибель.               
«Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» Книга Притчей Сол.13:15.
А Карамзин сказал об этом:
«Искать блаженства нам не можно,   
Но можно - менее страдать».

Разум –  важнейший из инструментов познания и выживания.
Предназначение Разума – познать Бытие и Справедливость, чтобы жить по их  законам.
Главный закон Бытия – гармония и соразмерность множеств в Вечности и Бесконечности.
Главная необходимость человеческой жизни – сосуществование с другими людьми.
Главным законом сосуществования человеческих общностей должна стать Справедливость.               
Жизненно важно понять, почему до сих пор этого не случилось.
В самом общем виде ответ можно сформулировать примерно так:
Жизнь это единство и борьба противоположностей, самых разных и неисчислимо многообразных. В каждый конкретный исторический момент мы имеем некий баланс /итог/ этой борьбы и этого единства.
Справедливость наступит /или не наступит/, когда этот баланс станет /или не станет/ оптимальным.
История человечества это, по сути, непрерывный поиск  вариантов оптимального – справедливого сосуществования человеческих общностей самого различного масштаба.
У людей, как и в живой и неживой природе, свои противоположности, свои антагонизмы, свои Свет и Тьма.
Как всё это взаимодействует, борется и приходит к динамическому равновесию – хрупкому и ненадёжному – не вполне ещё ясно.
Прояснить ситуацию, чтобы понять: что не так?
Что мешает людям жить по Справедливости?
Устранимы ли эти помехи – тёмные силы Зла, властвующие в современной истории и неизбежно возрождающие войны и прочие общественные антагонизмы?
Это главная цель познания.
«Две области: сияния и тьмы  познать стремимся мы» Е.Баратынский.
Познать, чтобы исправить ситуацию.

Где познание, там и ошибки: поправимые и не...
Непоправимые накапливаются в Вечности.
Накопление чревато смертью: нет источника ошибок – нет и ошибок, и Вечность разрушает источник.
Разум – источник Мудрости и заблуждений.
Предмет законной гордости владельцев, источник стольких радостей духовных –  Разум также автор многих скорбей, бед и разочарований.
Нас Разумом природа наградила, нас разумом природа прокляла.
Разум – великий эксперимент Бытия.
Разум – великое достояние и искушение человека.
Чернобыль, «Челленджер», мировые и локальные военные конфликты, постыдные болезни нашей цивилизации – нищета и голод, преступники в высших эшелонах власти – это черная быль наших светлых надежд на могущество нашего Разума, уже якобы сущее.
Разум могуществен, но разрушителен, если безнравственен.
Это «меч в руках ребенка" Климент Александрийский. Теперь бы сказали: граната.
Существуют обоснованные опасения, что безнравственное человечество не сумеет воспользоваться плодами Разума себе во благо.
Тревожились об этом с давних пор.
Так китайский поэт Тао Юань-мин написал о некоем Люся Хое, жившем в 5-м в. до н.э.:
«А некогда жил
     один, кто хотел молчать,
Чтоб слово его   
     помочь не могло войне…».
И другие были, не решавшиеся из-за пустого тщеславия пускать гулять по миру опасные знания.
«Вселенной тайны Мною скрыты, их возвещать Я не хочу,
И мира зримого защита – в том, что о тайнах Я молчу» Омар Ибн аль Фарид. (1181–1235 гг.)
 
Созидателен лишь Разум, облагороженный нравственностью. Но с этим пока не густо.
И теперь мы имеем водородную бомбу и, наверняка, кое-что пострашнее.
Забрались далеко в космос, заглянули в глубины морей, почти приручили атом, но это не прибавило миру Справедливости.               
Гуманизм? Нравственный прогресс? – Все это лишь слова, придуманные для идей, далеких от воплощения в реальности. Ведь до сих пор «Кто-то дуло наводит на невинную грудь» В.Высоцкий.

Разум - источник могущества и гибельной гордыни.
Гордыня – дерзость против Бытия, это Разум, забывший о скромности и всегдашней своей ограниченности, возомнивший о себе невесть что.
Триумфальная колесница Гордыни оборачивается катафалком.
«… гордыни крылья восковые»/ К.Марло/ Бытие, конечно же, растопит.
Гордость – вот, что Разум может себе позволить.
Разуму есть чем гордиться, и есть чего стыдиться – Несправедливости, царящей среди людей.
Несправедливость – это раковая опухоль отдельной человеческой души и всего человечества, позор и всеобщий стыд.
«…стыд, стыд, стыд – вот история человека!» Ф.Ницше.
               
Несправедливость – это вызов и упрек Разуму, свидетельство его постыдного несовершенства.
Разум! Стань совершенным – стань нравственным, помоги человечеству излечиться и выжить! Но этот призыв - лишь звуки, отлетевшие в Вечность.
Нравственный Разум – великий долг человечества перед Бытием, дело будущего.   
А пока «…вот ваша /наша - А.А./ действительность: «Все стоит того, чтобы погибнуть» Ф.Ницше.
               
Человечество обладает совокупным Разумом, инструментом также и общения.
Люди общаются, чтобы о чем-то договориться.
Но трудно это: сильны железом, а Нравственным Разумом слабы, алчны, эгоистичны и подозрительны.
Если Разум уступает несущему в себе смерть «железу», возникает Хаос – неподвластная Разуму, неуправляемая стихия злобы, ненависти, жажды мести.
И все это замешано на крови.
А ведь сказано: «Не убий!». Убил – завтра сам будешь убит. И за тебя кого-то убьют…
Но «пушки – последний аргумент правителей», если пушек больше, чем Разума и права.
За применением оружия следует прекращение переговоров.
А договариваться все равно придется: перманентный Хаос губителен для всех.
И договариваются: любовно поглаживая ядерную боеголовку, делают «предложения, от которых невозможно отказаться».               
Неубедительны, непрочны, не окончательны такие договоренности, основанные на насилии, а не на Справедливости, чреваты новым Хаосом.
«Там – внизу – побежденные точат мечи,
Наверху – победитель усталый» С.Г. Скиталец.

Лишь Справедливость принесёт мир в этот Мир.
Явленная миру, реально правящая миром Справедливость будет означать пришествие Царства Духа, Царства Единения, "Сообщества Единой Судьбы" Андрей Девятов.
Единению препятствует Несправедливость, основанная на конкуренции за обладание лишним.
Ненасытные никогда не скажут: "Хватит. Мне достаточно". Ради очередной своей прихоти последнее отберут у нуждающегося.
"Ничего сверх меры" - призывали древние греки. Гениальное предостережение миру: в лишнем бесконечный источник зла и раздора, грозная и реальная причина возможной всеобщей гибели.
А потому, первый шаг к Единению это жизнь по принципу разумного самоограничения.
Сверхпотребление - это преступление безумного, безнравственного эго.
Нынче Ненасытные правят миром, подталкивая его к пропасти.
Но невозможно «…царю плотскому величаться вовек» Есфирь 4:17.

Оружие, угрозы его применения – инструменты управления несправедливым миром, аргументы тиранов.               
Справедливость – аргумент Нравственного Разума, лишь формирующегося пока, инструмент управления миром будущего – справедливым миром.
   
Вечность и Бесконечность породили Разум, чтобы он разгадал их тайну: как одним из звеньев цепи последований стал человек?
Зачем пришел он в этот мир? – Украсить его или уничтожить?
«Тайна сия велика есть» и пока не разгадана.         
               
Не только в прошлое смотрит пытливый Разум, но и в будущее, которое тревожно.
«Тревога подула с грядущего…» Б.Пастернак.
Тревогу внушает Несправедливость, раздирающая мир на части.
А потому важно знать: в чем Справедливость и как обустроить жизнь по ее законам.
Но «люди пустились во многие помыслы» Книга Еккл. 7:29, и забыли о своем предназначении, даже если и осознавали его когда-то.

«Многие помыслы» не так уж многи.
Почти за каждым из них стоит одно ненасытимое чудовище – моё личное благо.
Этот зверь, живущий в человеке, «внутренняя скотина» Ницше, никогда не насыщается: «Больше! Больше! Хочу ещё! Хочу весь мир!».
«О ярый голод среди пресыщения!» Ницше.

Это - роковое наследие, получаемое человеком при рождении.
И не откажешься от него, и, как плащ, не сбросишь с плеч.
Тащишь в себе по жизни этого зверя… Не одного даже – целый зоопарк.
«Что такое этот человек? Клубок диких змей, которые редко вместе бывают спокойны, – и вот они расползаются и ищут добычи в мире» Ф.Ницше.
А навстречу им ползут другие, из других гнёзд, и тоже хотят добычи, о которой ты уже решил: это моё.
Ну и как тут быть? – Никакого яда, никаких зубов не хватит зверю, чтобы утвердиться над остальным миром.
Приходится своих зверей укрощать, а с остальными договариваться.
Осознание этой необходимости и неохотное подчинение ей назвали культурой.
Культура – это намордник, злой ошейник на «внутренней скотине», живущей в каждом человеке.
Каждый зверька своего любит, холит и лелеет, и рад бы с поводка спустить, да боязно: другие загрызут. А потому – сиди мой зверь смирно. Сорвёшься – оба погибнем.

Разум – это зеркало Бытия.
Таинственная красавица постоянно в него глядится.
Но зеркало несовершенно. Красавице не нравится ее отражение и она начинает     гневаться гневом великим. Вот-вот разобьет зеркало о Вечность, чтобы когда-нибудь, возможно, сотворить новое.

Разум – это око Бытия, которым оно себя рассматривает. Глядит – не наглядится, а порой с отвращением.
Отвращение проходит. Об этом заботится время и необходимость.
И снова Разум пытливо всматривается в Бытие: что ты такое? Откуда взялось? Куда движешься?
В этом тайна.

Разум смотрит в прошлое и будущее.
Прошлое исследуется не любопытства ради.
В пыли и крошеве прошедших веков таится объяснение настоящего и зародыш будущего. Отсюда и «устремленность к отслеживанию основ - насколько хватает разрешающей способности разума» А.Секацкий.

Нечётко видимое и фрагментарно.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...» 1 Кор 13:12.
Тайна лишает Разум покоя, влечет к себе и требует: разгадай, не разгадаешь – погибнешь.
               
Пока, увы, человечество идёт проторённым путём, накатанной дорожкой.
Если верить библейскому Богу, было уже такое: «…и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» Левит 18:25.
Да и у мусульманского Аллаха, бывало, лопалось терпение:
«Мы погубили поколения, которые были раньше вас, когда они стали несправедливыми… Так Мы воздаём людям грешным» Коран 10:15.

А если в Бога не верить, то можно рассуждать несколько иначе.
Нынешнее человечество, превратилось по мощи своего воздействия на природу в реальный геологический фактор. Но, обладая такой мощью, оно пока ещё не в состоянии предвидеть отдалённые последствия своего воздействия на среду своего обитания.
Раз так, то надо бы такое воздействие поутишить, чтобы не нарваться на крупные неприятности. Да только неудержимо разрастающийся консьюмеризм сделать это не позволяет.
Больше, больше, больше брать от Земли  для потребления! – Такова тенденция.
Вот бы съесть Землю мне одному! – мечтает каждый из Ненасытных.
А раз так, то вполне возможно, что последствием таких мечтаний и попыток их осуществить будет то, что опять-таки «свергнет с себя земля живущих на ней».
Возможно, пророческими окажутся стихи Валерия Брюсова:
«Вскроет, – глухим содроганьем
Прежнее племя сметая, –
Дали – грядущим созданьям
Земля молодая!».
Но сколько попыток потребуется терпеливой "молодой" Земле, чтобы создать новое человечество, которое перестанет «осквернять землю» и украсит её собою, никому не известно.