У Врат Вечности. 4. Избранные

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

4.ИЗБРАННЫЕ

"Се человеки могучие, слава сынов земнородных!" Гомер
«Не зря я сравнил тебя  С вечнозеленой сосной» Ли Бо
«Их след лежит неизгладимо  На времени…» Б.Пастернак
«Скажи своё слово и умри» Ф.Ницше

Многие знают Истину на уровне чувств, сильных, но смутных.
«Я чуток, как поэт,   Бессилен, как философ» Н.Рубцов.               
«Мне кажется, что истину я знаю, и только для нее не знаю слов» З.Гиппиус.
Это даже не знание, а предощущение Истины.
А Избранным она открыта и слова для нее у них на устах.
Устами Избранных Истина говорит о себе желающим слышать.         
Ясности жаждут от Избранных, немногих, но мудрых слов.   
Избранные – немногие Учители Истины.
- О чем эта Истина? – О Бытии и Справедливости.               
«…вы - наставник, вы - Учитель, вы - благословение для человечества». Свами Вивекананда.
Это единственно Избранные. Других нет.

С давних времен существует и активно пропагандируется миф об избранности еврейского народа, тешащий его национальное честолюбие: «Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ …» Деян.13:17. 
Это Гордыня – один из смертных грехов.
Приятно, говоря об избранности, сослаться на авторитет Бога.
Уж если Бог «избрал» и «возвысил», то приходится с этим смириться.
Но для этого нужно в Бога верить.               
Верят только в справедливого Бога.
Справедливость – неотъемлемый его атрибут. Бог всегда справедлив.
А если несправедлив, то это не Бог.               
Несправедливость, допущенная Богом, есть отрицание Бога.
Бог, оказывающий покровительство, помощь и защиту лишь одному народу за счет других – несправедливый Бог, это не Бог.
«И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их» Деян.13:19.
«…и они истребят все окрестные народы, справа и слева» Книга пророка Зах.12:6.
«И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды". ИсНав 24:13.
«…и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных» Псалтирь 104:44.
Ну и где здесь Справедливость?!
За такое явное пристрастие и щедрые судьбоносные дары естественно было ожидать благодарности и верности Господу – всемогущему покровителю. И израильтяне их с готовностью обещают: «…нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!»  ИсНав 24:16.
На том и порешили. «И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон…» ИсНав 24:25.
После этого разошлись сыны Израилевы каждый по своим уделам, которые по жребию получили они, захватив чужие земли.
А далее произошло то, чего Иегова, надо полагать, никак не ожидал:
«И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» ИсНав 24:36.
Таких скорых забвений израильтянами своих торжественных клятв и обетов, данных Богу, полно в Библии.               
Так за что же тогда «избран» «весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем» Книга пророка Иезекииля 3:7, не проявивший по отношению к «избравшему» их Богу ни верности, ни благодарности?
В Писании убедительные основания для такого рода «избранности» не представлены, хотя самой «избранностью» евреи очень гордятся. 

"Если вы будете слушаться гласа моего и соблюдать завет мой, то будете моим уделом из всех народов, ибо моя вся земля; а вы будете у меня царством священников и народом святым" Исход 19:5-6.
Таковы условия: слушаться гласа Господа и соблюдать его заветы. А за это всевозможнейшие блага и заступничество Бога на все времена.
Да какой из народов отказался бы принять такие условия, будь они ему предложены?! 
Но, приняв условия и обязательства с ними связанные, израильтяне, как следует из текста Писания, оказались злостными ослушниками и нарушителями завета. За это налагались на них всевозможнейшие кары вплоть до казней, пленений неизбранными народами и рассеяния по белу свету.
Перед исходом евреев из Египта и во время оного Господь многократно и 
убедительно брал их под свою защиту, а египтян карал нещадно с превеликой жестокостью.
Даже море расступилось перед сынами Израиля, а египтян поглотило.
Казалось бы, сердца израильтян должны быть переполнены верой и благодарностью их всемогущему покровителю.
Но нет, благодарности хватило ненадолго.
Стоило Моисею удалиться на сорок дней для получения от Бога скрижалей завета, как сыны Израиля проявили поразительную нестойкость в вере и нарушили священную заповедь Бога: «Не делай себе кумира…». Исход, 20:4.
Сделали, золотых серег не пожалели. Отлили из них золотого тельца и навлекли на себя этим великий гнев Бога и Моисея.
Около трех тысяч человек за это казнили, чтобы неповадно было впредь нарушать заповеди.
Не помогло. И впредь множество раз было повадно.
Вот как Иегова выговаривал своим «избранным» устами пророка Иезекииля:
«…ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог. И вот, Я всплеснул руками о корыстолюбии твоем…
И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим  среди тебя»  Иезекииль  22:12-15.
   
Не только грозил Господь, но и карал своих «избранников» не единожды.
Вот маются они за грехи свои в Вавилонском пленении, в услужении у мерзких языческих многобожников.               
«Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских" Псалтирь 136:3.
Какое утонченно-циничное надругательство! – Песен им подавай!               
Тажела доля пленника, безмерно горе его.
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» Псалтирь 136:1.
В плену, на чужбине, кому хорошо?!
Но ведь пленение – это заслуженная кара божеская. Об этом твердят раввины.
А с Богом не поспоришь и претензии ему не предъявишь.               
Но кому-то ведь надо их предъявить – не себе же. Не сынов же Израиля надо обвинять псалмопевцу за греховность и несоблюдение заповедей, за то, что израильтяне плохо воевали и позволили себя пленить, за то, что Иегова позволил так измываться над своим «святым народом».
Козла отпущения искали недолго.
«Дочь Вавилона… Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Псалтирь 136:9.
Волосы встают дыбом…
Сколько варварской злобы, фантастической по силе ненависти, обращенной к невинным младенцам, в этом изуверском призыве!
 
Но почему бы Господу за многочисленные и систематические нарушения божьих заповедей не облагодетельствовать своим покровительством какой-нибудь другой народ, более послушный и богобоязненный, с менее «крепким лбом и жестоким сердцем» в назидание «жестоковыйным» сынам Израиля и прочим народам?
«Тот, кто нанес обиду небу, не может обращаться к нему с просьбами», - говорил  Конфуций.
Тогда почему же Господь сохранял и, как утверждается, до сих пор сохраняет пристрастно-заботливое отношение к евреям, многократно нарушавшим самые строгие заветы Иеговы?
Вопрос риторический, поскольку «дивны дела Твои, Господи», а явное отсутствие в них формальной логики для идеологов церкви как раз и является доказательством логики божественной, человеческому разуму недоступной.
«Верую потому что нелепо», - провозгласил  в свое время Тертуллиан.

Ну, родился евреем, и сразу «избран»? За что?
За то, что папа сделал «одно неловкое движение» М.Жванецкий?
При всем уважении к «народу Книги» за его уникальный и несомненный вклад в мировую культуру, его «избранность» представляется достаточно вредным мифом, разобщающим его с остальным человечеством, противопоставляющим ему. Антуан де Ривароль во  второй половине 18 века так писал об этом:
«Основополагающая мысль иудаизма состоит в том, что Бог предпочёл евреев остальным народам. С помощью одной этой идеи Моисей воздвиг бронзовую стену между своей нацией и всеми другими».

Сам факт рождения еще не повод для гордости, к какому бы народу родившийся ни принадлежал.
Основания для этого приобретаются или нет в процессе жизни.
«Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым  великолепными делами своими» Петрарка.
Весь народ, как единое целое, не может быть избран, поскольку единым целым никогда не является. В любом стаде, как известно, найдётся паршивая овца, а то и не одна.
«В национальном характере, - писал А.Шопенгауэр, - мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа».
Избранные же, как и прочие достойные люди, рождаются в лоне любого народа, в том числе и еврейского.
Мало их, редки они в народах и веках, блуждают среди толп одинокими странниками, неузнанные и очень часто гонимые.
Через сотни и тысячи лет посылают они друг другу весть -  вещее слово, обращаясь как бы к далёким потомкам, ибо мало кто из современников в состоянии понять этих «сумасшедших» еретиков, возможно даже опасных.
«Мечом этого слова рассекаешь ты густейший мрак нашего сердца» Ф.Ницше.
Но «…не все вмещают слово сие: но кому дано» Матфей 19:11.
И вот те, кому слово не «дано», но дана власть решать судьбы дающих, принимают решения, оборачивающиеся для Избранных Роком.               
- Ишь, чего-то там пророчествуют, развращают народ бреднями, призывают к чему-то непривычному и даже чреватому… - Распять! Сжечь! Повесить! Расстрелять! Загнобить в психушке! Так оно спокойнее будет.

Некоторые из Избранных, провидцев, наделённых толикой здравого смысла и инстинктом самосохранения, хранят открытую ими Истину в глубинах своего одинокого сердца. Знают: не пришло еще время, а Цербер, охраняющий Устои, всегда голоден.
«Спрятал я свои мысли 
      в стороне от сказанной речи» Тао Юань-мин.
«Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради,
От людей утаил я, своей безопасности ради» О.Хайям.
А ещё раньше говорили об этом израильские пророки:
«До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его»
Сирах 1:24.
Да и что такое для Истины срок человеческой жизни?! Некоторые  решают потерпеть сколь возможно.
Перед смертью Галилей поквитался с тюремщиками его открытия: «А всё-таки она вертится!».
Но не все столь терпеливы.
«…сокрытая мудрость и сокровище невидимое - какая в них польза?» Сирах 41:17.
«И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» Матфей. 5:15.
А потому Избранные часто делятся своей мудростью, как только она созрела, и часто гибнут.
«…люди доказали, что способны переносить любые материальные невзгоды во имя идей, существующих исключительно в сфере духа…» Ф.Фукуяма.
И даже смерть могут принять, можно было бы добавить.
Часто уже не властны они в своей судьбе, превращаясь в функцию овладевшей их сознанием идеи.
«…идея хватает и гонит нас на арену» Г.Гейне.
Она фактически становится судьбой или даже роком, подчиняя себе человеческую жизнь и направляя последовательность ее событий.
«…я разбиваюсь о свое слово: так хочет моя вечная судьба, – как провозвестник, погибаю я!»  Ф.Ницше.
Идеи правят судьбами отдельных людей и судьбою нашего мира.

Не для народов Избранность. Только для одиночек, озабоченных судьбою всех. 
В одиноком, беспристрастном и страстном размышлении рождаются мысли-провозвестники о возможном будущем, о новых ценностях, которые мир должен принять или, отринув, погибнуть.
«…вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он» Ф.Ницше.
Много времени должно пройти, пока осознана будет их значимость, а давно почившие авторы получат, наконец, запоздавшее признание, до которого им и при жизни не было дела.
«Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром. 
О Заратустра, ты должен идти, как тень того, что должно наступить» Ф.Ницше.

Избранность – это не атрибут рождения, это Судьба.               
Судьба – это Случайность, совокупность предшествовавших случайностей.
Но Случайности не случайны. У всего есть своя причина или цепь причин. 
«Ваши корни находятся в общей основе всего творения» Лао-цзы. Современное прочтение. - Корни всего, что покоится или происходит как внутри нас, так и вовне.
От этих корней в настоящее тянется невидимая цепь со многими навсегда утраченными звеньями.               
Когда начало цепи теряется в Вечности: не разглядеть и не уразуметь,               
удобно назвать это Случайностью или Судьбой.
Порой гадают люди: ну как же такое могло случиться? Никто не ожидал, и вот вам, пожалуйста…Видно, Судьба такая выпала. И удивляются.
А нечему удивляться: так переплетаются звенья причин и следствий, что их последовательность и проследить, порой невозможно.
Пролила, к примеру, булгаковская Аннушка масло. Ну пролила и пролила, уж как-нибудь переживёт она этот нечаянный урон. А Берлиоз из-за этого без головы остался. Кто знал про масло, тем-то всё понятно. А кто не знал, так те решили – Судьба! И удивляются…
Леонид Леонов в р-не «Русский лес» так и написал: «Человеку свойственно меру своего удивления называть судьбою».

Вот ты прошел свой Путь, сделал, что мог, исчерпал себя и умер. Это Судьба.            
А вот некто, ушедший из жизни в расцвете сил и лет, на взлете, в двух шагах от вожделенной цели.
«Обломана жестоко эта ветвь.  Которая расти могла б так пышно»  К.Марло.
Это Рок.               
Рок – это трагическая Судьба.
Рок многолик, бесстрастен и безжалостен.
Не моли его о пощаде – тщетно это и недостойно.
Всечасно будь готов встретить его бестрепетно.
Гордая невозмутимость и в глазах презрение – вот ответ Року, единственно достойный, прекрасная, хоть и бесполезная, ему пощечина.
Пока Ты жив – Ты центр Вселенной, ось вокруг которой она вертится.
Ничего у Тебя нет, кроме этого вращения – твоего «удела под солнцем» и другого не будет.
Хочется, чтобы подольше все вертелось, пока твое «Я» не «насытится днями».             

Я – беспредельной Вселенной исходная точка.
Я – драгоценная суть мировой толчеи.
Я – безграничного мира Творец, Судия и Граница.
Сердца последний удар – мира последняя дрожь.

Но вот, не повезло тебе, как и многим другим, и ты в руках палачей.
И понял, что умрешь. Но можешь сделать еще один шаг на Пути - преодолеть последний Предел – страх перед палачами.
Отвращение к ним и себе, струсившему,  должно быть сильнее страха.
Постарайся же, «чтобы тем лучше удалась… смерть» Ф. Ницше.
Пусть не увидят палачи животного ужаса в твоих глазах – отраду их мерзких душ.
Когда уже силы оставят тебя, пусть останется с тобой Гордое Достоинство – последнее твое оружие, последний ответный удар Человека.
Умрёшь ты после этого или останешься жив, знай: в тебе родился Сверхчеловек.
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» Э.Хемингуэй. 
Умри непобежденным Сверхчеловеком.               
Пусть хоть на мгновение, но смутятся души палачей.               
Пусть убьют тебя не с омерзением, как мечущуюся от ужаса крысу, а с облегчением и благодарностью слепому Року за то, что избавил их от такого достойного противника.
Было уже такое прежде. Дошли рассказы: он умер достойно.
Пусть и о тебе скажут такое. Имя твое запомнится.
Умрешь, но останешься жив в памяти изумленных трусов, восхищенных воинов и благодарных мудрецов. «Если паду я – оставлю имя…» - так сказал Гильгамеш.

«Избранникам ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность и талант». Д.Андреев.
Но Избранность – не повод для тщеславной радости или гордости. Это крест, на котором Избранных распинают.
Это судьба, поймавшая Избранного сетями случайности.               

Судьба Избранного – Рок, чаще всего.
Он не такой, как другие. В золоте не видит проку и две рубашки ему не нужны, если есть одна. Почестям и богатству предпочитает спокойную рассудительную беседу о том, что должно прийти.
«…и познаете истину, и истина сделает вас свободными" Евангелие от Иоанна 8:32.
И думает властитель, у которого много рабов, крепостных, бесправных  и забитых вольноотпущенников, законопослушных граждан  – тех же рабов: «Истина – это я. Только я могу подарить кому-то свободу – свободу жить так, как мне это нужно, или освободить от жизни, если эта жизнь противится моей воле. Но этот безумный о какой-то другой истине ведёт безумные речи, смущает и развращает народ. А развращённый народ склонен к бунту. Надобно пресечь…».
И всегда найдётся умный советник, который подскажет, как Ахитофел Авессалому: «…и когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире» 2 Цар 17:3.
 
То происходит, чему легче произойти.               
Легче распять Избранного, чем возразить ему и оказаться правым, и распинают: "Нет человека - нет проблемы...".               
Так успокаивают себя распинающие и ошибаются: не стало Избранного, а проблема  осталась, ибо «Многие же из слушавших слово уверовали» Деян. 4:4.               
И растет, и угнетает душу тревога, и мешает казнившим спать по ночам, и еду делает невкусной.
А Вечность уже готовит нового кандидата на крест.               

Избранность сама выбирает, в ком воплотиться. Хочешь – не хочешь, а на кресте окажешься. «Желающего идти судьба ведет, не желающего – тащит» Клеанф.
Тащит: кого на трон, кого на крест.
Но не сразу. До этого, возможно, успеешь вкусить радость и познать счастье – «…высокое счастье никогда не устающей мысли» К.Паустовский, если приблизишься к разгадке Тайны.
Говорят: венец – делу конец. Не для Избранных это. Для них: после счастья – мука на кресте – цена счастья,  а если венец, то терновый.
Многие говорят: вот оно – счастье, но если нет за ним призрака креста, пустое это – маленькая личная радость, погремушка для взрослого ребенка.               
Люди любят погремушки и игры.
Один выиграл у Судьбы плюшевого слоника, а другой – миллион, и оба рады.
С первых пеленок и до могильных хором мы играем, нами играют другие, играми
заняты люди. Это нормально.
И домино, и любовь, и карьера – все это игры, а на кону – маленькое личное счастье, удел обычных людей – «мыканцев» С.Есенин.
А еще есть политика – любимая игра Ненасытных, а на кону – Земля, лакомые ее кусочки.
Это игра в Тайну с таинственными правилами игры.
Ставки делают все, а выигрывают только Ненасытные, потому что знают Тайну.   
Правила игры они придумали и меняют их, когда им выгодно, но втайне, потому что это гнусность – общечеловеческий лохотрон.
Это мошенничество и обман, и выиграть у мошенников невозможно.
А что возможно? – Разгадать их Тайну, обличить и объявить их и их игры вне закона, вне жизни.               

Все, что несправедливо, должно быть вне закона.               
Правила Игры должны быть известны всем.               
Но тщательно охраняется Тайна, как самое великое сокровище.
«Непосвященный не должен этого знать». Ассиро-вавилонский текст.
Покушающийся на Тайну должен быть распят – так решили Ненасытные, - иначе распнут нас.
Но их Тайна – это вызов для Избранных.
Так они устроены, что не могут его не принять.
Принимают, раскрывают Тайну и часто за это гибнут.
«…существует извечный конфликт между великим и ничтожным, в результате которого великое всегда  гибнет, будто только и может утвердиться ценой собственной гибели» Лао Шэ.
Счастье обычных людей таково, что нужно жить, чтобы быть счастливым.
Счастье Избранных другого масштаба.
За него нужно умереть.               
«А в конце дороги той – плаха с топорами» В.Высоцкий.   
«Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора   
да зеленого лавра» И.Бродский.
               
Объясни это и спроси слышавших и разумеющих: кто хочет быть таким Избранным, «отягощенным ношей крестной» Ф.Тютчев?
Кто хочет такого счастья?               
Из многих и многих кто-то, редкий, скажет: я. Но это не значит, что Судьба изберет его для креста.  А Избранные не всегда знают, кто они.               
Лишь когда умрут на кресте, а от Истины не отрекутся, ясно становится: «светоносцы-праведники» Д.Андреев, избранные для пророчества Истины.               
«…и буду я изливать учение, как пророчество, и оставлю его в роды вечные" Сирах 24:36.
Праведность Избранных в их обеспокоенности несовершенством мира, их бескорыстии и жертвенности.
Как бы говорят они с креста: «Видите, что я трудился не для себя одного, но для всех…» Сирах 24:37.

Если Разум исполнит свое предназначение, в Вечности, которая когда-то станет настоящим, кресты кончатся. Познанная и явленная Справедливость положит им конец.
Но, возможно, раньше кончится Разум.
Тогда сбудется:
В миг, когда пламя
людьми сотворенного
ада плавило кости
последнего на Земле человека,
звезды были спокойны.
               
Самое страшное –
Это не то, что умрем,
Не клевета, не предательство
И не отчаянья бездны –
Необязательность наша на лике Земли.

Исчезнут люди, а с ними Разум.
А Бытие никогда не кончится. Вечность и Бесконечность неистощимы в порождении новых ликов Вселенной и безразличны к их конкретной конечной судьбе.
Человечество -  лишь частный случай, ограниченный по времени существования лик Вселенной, один из бесконечного множества.
Предполагать себя «вершиной», «конечной целью», «венцом творения» - означало бы обладать непомерным и ничем не оправданным самомнением.
Это существенный изъян религиозного сознания, входящий в неразрешимое противоречие с реалиями жизни.
Его живучесть объясняется, в основном, неистребимой потребностью носителей наивного сознания надеяться, что этот мир, при всех его очевидных и скорбных неустроенностях находится всё же «…в надёжных руках» Б.Гребенщиков.
Владельцев этих рук можно называть по-разному, но независимо от имени их объединяет два существенных свойства:
- Всемогущество, позволяющее любые, сколь угодно далеко зашедшие процессы обратить вспять;
- заинтересованность в судьбе человечества и в особенности той его части, которая, с  точки зрения обладателя «надёжных рук», держащих всё под контролем, ведёт «праведный» образ жизни.
Во имя этих праведников и вертится вся Вселенная. Им она будет принадлежать в будущем лучшим, что в ней содержится.
Для тех, кто считает себя праведниками или собирается к ним примкнуть, надежда на такой исход весьма приманчива.
Для обладателей добросовестного рассудка она иллюзорна.
С давних времён они стараются убедить своих оппонентов:
«Естественный закон слеп и беспристрастен» Лао-Цзы.
Конечной участью человечества Вселенная никоим образом не обеспокоена.
Никакая «надёжная рука» не поможет грешникам и праведникам разобраться между собой. Это их частная проблема, которую никто за них не решит.
Неправильное решение чревато гибелью человечества, но не Вселенной.

Возможно, нет невозможного для Вечности, где-то, где ныне лишь мрак и холод, родится новый Разум и вознесутся к небу новые кресты.
«Если же вам мало какого-либо дециллиона веков, то прибавьте еще столько же и сделайте это сколько угодно раз. Должно же что-нибудь выйти!» К.Циолковский.