У Врат Вечности. 6. Совесть и Справедливость

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

6.СОВЕСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

«…с намеком на незримое» Джалаладдин Руми.
«…что-то странное ты влагаешь в уши наши» Деян.17:20.

СОВЕСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ – великие этические категории, великие загадки человеческого сознания и мировосприятия.               
Как пришли они в наш мир и стали что-то значить для людей?
Вряд ли мы когда-нибудь доподлинно это узнаем.
Существующие на этот счёт представления слишком субъективны и вероятностны и потому малоубедительны.
Здесь есть над чем «голову поломать».
«Кто… станет на этом месте обдумывать и додумывать сказанное, тот едва ли скоро покончит с этим» Ницше "К генеалогии морали".
А потому забираться в дебри истории этого вопроса мы и начинать не станем.
Стоит, однако, отметить, что в настоящее время вокруг этих понятий сложился как бы заговор молчания.
Кое-где лишь попадаются пренебрежительные о них упоминания, как о неких фикциях, фантомах сознания, которым в реальности ничто не соответствует.
Говорить всерьёз о Совести и Справедливости стало признаком дурного тона.
Некоторые, в особенности молодые да ранние, которые «и жить торопятся и чувствовать спешат» и которым по этой причине явно не до Совести и Справедливости, относят эти категории, к разряду «метафизического дерьма».
Для них это: «байда о равенстве, справедливости» и т.д.
Но есть и серьёзные мыслители, например исследователи сатанизма Олегерн и Варракс, которые отзываются о Справедливости примерно так же:
«Справедливость» — это выкидыш из того же теста, что и «добро», «правда», «истина», «свобода». Это одно из химерных понятий, утопия, которой развлекает себя чел-овечество».

Такого рода эпатажным, уничижительным заявлениям есть, однако, что противопоставить.
В нынешнее время, когда политико-экономический системный кризис, всерьёз обеспокоил правительства и население многих считавшихся благополучными стран, когда всякие "цветные" революции взрывают сложившиеся уклады жизни и сопровождаются ужасающим насилием и кровопролитием, не мешает вспомнить высказывание неизвестного древнеегипетского мудреца: «Спокойствие страны - в справедливости».
Может, и в самом деле причиной беспокойства, неопределённости, нарастающего чувства страха  в современном обществе является острый дефицит Справедливости?
«Любите справедливость, судьи земли» - призывал Соломон, чья мудрость ни у кого не вызывает сомнений. Книга Премудрости Соломона 1:1.
«Мудрый не оставляет справедливость на волю случая» - предостерегал Г.Д.Торо, как бы предвидя нынешнее пренебрежительное к ней отношение.

Но и среди современных мыслителей находятся такие, которые считают возможным сказать в адрес Справедливости несколько добрых слов.
«Справедливость — это универсальный принцип, обладающий собственной ценностью. Он, может быть, не является единственной ценностью (есть и другие), но, по крайней мере, он "светит собственным светом". Константин Крылов "Справедливость и милосердие".

Справедливость – это нереализованная и недоосознанная пока, цель человечества, задача на все времена.
Исторический процесс утверждения Социальной Справедливости переживёт и преодолеет ошибки и искажения, допущенные властными структурами и отдельными личностями.
               
«Справедливость – это поцелуй Бога» А.Проханов.
               
А по мне, Справедливость это и есть Бог, которого должно чтить, которому должно поклоняться и приносить жертвы. Но не тельцов и овнов для сжигания, а жертвы доблести.

Мысль о том, что достойные культивирования и всеобщего одобрения человеческие качества или характеристики человеческого общения могут быть обожествлены, не нова. Ещё Цицерон писал об этом:
«Богами да почитают также и те качества, которыми человеку дается доступ в небеса, как Благоразумие, Доблесть, Благочестие, Верность; и этим добродетелям да воздвигаются храмы…» "О законах" II:19.
Цицерон, правда, в своём перечне не упоминает Справедливость, но ничто не мешает сделать это нам.

Чего всегда хотели и хотят большинство людей, повсюду, в любой стране, на любом континенте? – Справедливости.
Помните, у Высоцкого:
«А люди всё роптали и роптали,  А люди справедливости хотят:
"Мы в очереди первыe стояли, -  А те, кто сзади нас, уже едят!"

А если серьёзно, то люди не просто хотят Справедливости, они её жаждут, о ней мечтают, постоянно задаются вопросом, почему её так мало в мире.
Люди вправе требовать Справедливости на любом уровне их жизни, в любой системе человеческих отношений.

Говорят: Свобода, Равенство, Братство, теперь ещё и Демократия – это цель. Пустое это. Погремушки с целью отвлечь внимание от главного.

Обо всём этом нужно говорить лишь применительно к Справедливости.
Свобода - это прежде всего свобода от угнетения, которое несправедливо.

Равенство - это равенство всех перед Справедливостью: каждому своё - что заслужил. Заслужил больше - получи и стань неравен. Но СПРАВЕДЛИВО НЕРАВЕН.
Распилил бюджет, украл, обездолил массу людей - стал НЕСПРАВЕДЛИВО НЕРАВЕН в потреблении всяких благ. За это двигай на нары. А, заполучив тюремную робу и баланду, такой бюджетораспилитель по сравнению с теми, кто на свободе, опять-таки в потреблении становится неравен - весьма ограничен, но СПРАВЕДЛИВО НЕРАВЕН и заслуженно ограничен.

Братство - не по крови братство, которое - дело случая и навязанные рождением узы.
Высшее братство - братство в Справедливости, в утверждении и охранении её.
Цель – Справедливость, то есть, каждому что заслужил: справедливую награду, справедливую кару, заслуженное презрение или заслуженный почет.

«…каждому по делам его» Матфей 16:27. Это формула Справедливости.
Доброму добро, а худому пополам ребро, - гласит народная мудрость.

Справедливость - это, прежде всего, свобода от угнетения.
С этого нужно начинать. Каким образом?
Принудительно, применив политическую волю, умеряя алчность работодателей и вводя справедливое вознаграждение за труд, когда работодатель доволен трудом, а работник вознаграждением.
«…добросовестно выполненный и справедливо оплаченный наемный труд - есть форма взаимопомощи людей и ведет к доброжелательности между ними» А.Солженицын.
 
Это справедливое распределение прибавочного продукта.   
Справедливость – это мир без нищеты, унизительной и неоправданной, без тирании Ненасытных – узурпаторов благ цивилизации, принадлежащих всем.

Это справедливый суд между людьми, решение которого одобрено Совестью.
«Справедливость - это соответствие с нравственным правом прежде, чем с юридическим» А.Солженицын.
Справедливость должна стать законом, «категорическим императивом»/Кант/ поведения и человеческих отношений.               
«Положи меня, как печать, на сердце твое...» Песнь Песней Соломона 8:6.

Справедливость должна стать верховным законом, общечеловеческой конституцией.
В Городе Солнца, построенном фантазией Кампанеллы, читали только одну книгу: «И есть у них всего одна книга, под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки».
А в Городе Солнца будущего должна быть ещё одна, которую каждому совсем нетрудно будет знать наизусть – его Конституция, лучшая из возможных.
Золотом, или чем-то ещё более ценным, будет написано в ней всего одно лишь слово – СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Ну, можно ещё добавить СОВЕСТЬ или даже ещё какие-то немногие слова. Но НЕМНОГИЕ.
Чем больше слов, тем труднее удержать в сознании главный принцип.
Современное порочное законотворчество с неисчислимыми подзаконными актами, принятие которых хорошо проплачено заинтересованными, но не в Справедливости, сторонами, - наглядное свидетельство того, как далеко можно, следуя закону, уйти от Справедливости.
Эту опасность хорошо понимали ещё древние мудрецы:
"Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников" Лао-цзы.
А потому в Конституции будущего справедливого общества, если когда-либо придёт его время, должен быть чётко, ясно и немногословно прописан главный принцип-закон сосуществования - Справедливость.
Все остальные законы должны будут с ним соотноситься и отвергаться при малейшей для Справедливости угрозе.

Не такая уж это несбыточная фантазия, как может показаться на первый взгляд.
И в давние времена задумывались мудрецы над тем, что должно лежать в основе человеческих отношений.
В основе должно лежать что-то одно. 
Это должен быть надёжный эталон, сравнивая с которым будут выстраиваться взаимоотношения человеческих общностей любых уровней и масштабов.
Пока же нам предлагают набор ложных сущностей и обманок для простодушных налогоплательщиков: свобода, равенство, демократия, либерализм, рыночные отношения, неприкосновенность частной собственности, новый мировой порядок и т.д. и т.п.
 
Как разобраться во всём этом рядовому избирателю?
Ему разбираться в этом некогда, нужно взращивать цветники Ненасытных и растить смену таких же, как сам он, взращивателей.
Но спросите любого из них: хотел бы он, чтобы в жизни было больше Справедливости, и услышите положительный ответ.
Конфуций Справедливость называл «взаимностью» и говорил о ней так:
«Цзы-гун спросил: — Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?
Учитель ответил:  — Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Впоследствии это стало одной их главных христианских заповедей.

Взаимность=Справедливость – это и есть одно слово-эталон, которое и должно быть записано в будущей Конституции Нового Человечества.
У нынешнего же «чел-овечества» /Олегерн и Варракс/ много разных конституций, в которых очень много разных умных слов, не препятствующих, однако, несправедливости рвать мир на части.

«Чел-овечество» лишь тогда преобразуется в Человечество, когда Взаимностью-Справедливостью будет руководствоваться подавляющее большинство людей, а не ничего не решающие в этом мире одиночки.

Сам Конфуций, однако, пессимистически смотрел на возможность массового утверждения принципа Справедливости среди людей.
«Цзы-гун сказал:
То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим.
Учитель сказал: Этого добиться невозможно!» Конфуций. Лунь Юй.
Не ясно, правда, считал ли он такую невозможность печальной особенностью тогдашней жизни или же невозможностью на все времена.

Будучи оптимистическим пессимистом, я всё же полагаю вероятным появление таких новых факторов в жизни «чел-овечества», которые ПРИНУДЯТ его трансформироваться в сторону Справедливости.
Если осознанной альтернативой будет всеобщая гибель, принуждение будет принято. Но утверждать с полной уверенностью возможность такого варианта эволюции общества, так же как и отрицать его, невозможно.
Увы, как писал Анатоль Франс: «Будущее укрыто даже от тех, кто его делает».

Явленная Справедливость – это общество будущего, основанное на Справедливости, и в своем развитии движимое ею.
Явленная Справедливость – это когда: «…на земле мир, в человеках благоволение!» Евангелие от Луки 2:14.
Альтернатива такому будущему – вначале ещё невиданная по степени жестокости тирания Ненасытных, а затем - общее небытие.
А ему будет предшествовать Хаос, как последнее великое отчаяние.
Хаос – это жизнь «вразнос», без перспектив и надежды их обрести.
Хаос – это когда живешь сегодня, чтобы сдохнуть, возможно, уже завтра, молодым и здоровым.
А значит, сегодня нужно взять от жизни все что можно и что нельзя.
«Нарушай, сестричка, нарушай…», - поет Мумий Троль.
Нарушай что? – Да все! Какая разница, если завтра, возможно, уже не наступит.          
А сегодня: «…мы будем делать все, что мы захотим,   Пока вы не угробили весь этот мир» Виктор Цой.               

А пока: миром правит интернационал Ненасытных, то есть Несправедливых.
Ненавидят друг друга, но вынуждены глобализоваться, создавать мировое правительство и менее всего думают о Справедливости.
Погубят мир и самих себя, сожгут Землю в пламени алчности.
Такова реальность и реальный прогноз ее развития.
Единственная альтернатива, возможно, это утопия, – Интернационал Справедливых со своим мировым правительством.               
Только с таким Интернационалом «воспрянет род людской».

Альтернатива не сама себя реализует. Для этого нужны люди. Много: Избранные, Мудрые, убеждающие: «вот Путь», и поверившие им.
Верят слову и делу.
Верят словам немногим, в которых Истина, как на ладони.               
Истина, упавшая в благорасположенное сердце, направит его на Путь.
А скорее, чем слову, поверят делу.
Найди и говори слова Истины, а дела твои пусть послужат примером, убеждающим лучше слов.

Ненасытные не уйдут сами и с награбленным не расстанутся. Иначе, за что боролись с совестью? За что убили ее в себе?
Что с ними делать решит суд Справедливых.
Не исключено, что обяжут их выпить коллекционное шампанское с цикутой, закусив черной икрой и трюфелями.
Но и золотые пули будут отлиты для них на всякий случай.   
«Не надо желать быть врачом неизлечимых – так учит Заратустра, – поэтому вы должны исчезнуть!» Ф.Ницше.
               
Познанная Справедливость облекается в заповеди – законы Совести, правила общения и общежития. Можно назвать это Моралью.
Главная из заповедей: «…и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» Деян.15:20.
- Чего ты хочешь от жизни, от других людей? – Добра.
- И от тебя ждут того же, и это справедливо.

Нынче Справедливость, в силу относительной редкости её проявлений представляется чем-то вроде прекраснодушного предрассудка.
О какой Справедливости может идти речь?!
Или всех грызи, или лежи в грязи. И грызут…
Тех же, кто робко пытается сказать, что так не должно быть, что это путь не к лучшим формам жизни и сосуществования, а возврат назад к дикому зверству, лишь слегка закамуфлированному тонким слоем культуры и лживым правосудием, таких, немногих, посылают подальше…
А раз так, то получается, что в нравственном отношении человечество деградировало по сравнению с далеко отстоящими веками древности.
Чтобы убедиться в этом достаточно прочесть тексты египетской «Книги мёртвых»,  датированной ещё пятнадцатым веком до н.э.

Совершенно поразителен отрывок, представляющий собою оправдательную речь умершего. Это речь человека идеального, в существование которого в древности очень трудно поверить. Это речь человека, который украсил бы собою любую эпоху, которого нынче даже и не мечтаешь встретить. С появлением такого Человека только и можно связывать надежды на будущее человечества.

Вот его первая оправдательная речь:
«1 Я не чинил зла людям… 9 Я не поднимал руку на слабого… 13 Я не был причиною слез...14 Я не убивал.  15 Я не приказывал убивать.  16 Я никому не причинял страданий.  19 Я не присваивал хлебы умерших.  20 Я не совершал прелюбодеяния.  21 Я не сквернословил.  22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее... 25 Я не давил на гирю.  26 Я не плутовал с отвесом…
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!»
Потрясающий текст. Вот каковым должен был быть человек по представлениям древних египтян. «Я не был причиною слёз…»!!! - при нынешних реалиях просто непостижимо, что древние египтяне считали необходимым не быть причиною слёз других людей.

Не менее впечатляющей представляется и вторая оправдательная речь умершего.
«1 О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!  2 ... я не крал!  3 ...я не завидовал!  4... я не грабил!  5... я не убивал!  6... я не убавлял от меры веса!  7... я не лицемерил!  8... я не святотатствовал!  9... Я не лгал!  10... я не крал съестного!  11... я не ворчал попусту!
12 О Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я ничего не нарушил!..
16 О Тенми, являющийся в Бубасте, я не подслушивал!  17... Я не пустословил!  18... Я не ссорился из-за имущества!  19... я не совершал прелюбодеяния!  20... я не совершал непристойного!  21... я не угрожал!  22.. я ничего не нарушил!
 23... я не гневался!  24... я не был глух к правой речи!  25... я не был несносен!
 26... я не подавал знаков в суде!  27... я не мужеложествовал!  28... Не скрывает ничего мое сердце! 29...я не оскорблял другого!  30... я не был груб с другим!  31... я не был тороплив в сердце моем!..  33... я не был болтлив!  34...нет на мне пятна, я не делал худого!  35... я не оскорблял царя!.. 37... я не шумел!  38... я не кощунствовал!  39... я не надменничал!  40... я не отличал себя от другого!»

Как видно из текста, который представляет собой не что иное,  как кодекс заповедей праведной жизни, ещё доветхозаветные египтяне сочли и провозгласили необходимыми такие нормы поведения и общения, которые впоследствии считали правильными законоучители самых разных религиозных конфессий.
Почтительно склоняю голову в память автора данного текста «Книги мёртвых», который нарисовал портрет практически идеального человека.

Особенно ценным, хотя ценно абсолютно всё, применительно к теме Справедливости, представляется пункт 40: «…я не отличал себя от другого!».
Вот откуда это пошло. Это ведь и есть первичная формула Справедливости, которая впоследствии лучшими людьми земли лишь меняла вербальную форму своего выражения.
Конфуций в 6 веке до н.э. писал об этом же:
«Чего не желаешь себе, того не делай другим» «Лунь Юй» 12,2.
Эта формула являлась для него высшим принципом гуманности – главного понятия его учения. Справедливость и Гуманность здесь почти синонимы.
Гораздо позднее уже это попало в христианство.

Добро другим, тем, кто его заслуживает, – это явленная Справедливость, часто, однако, вынужденная, осуществляемая угрозой физического принуждения.
Инструментом такого принуждения должны являться правильные законы.
"Всё искусство законодателя заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу", - писал Клод Гельвеций.

Законы, однако, и несовершенны и малоэффективны там, где они затрагивают интересы властьимущих, где коррупция является мощным и эффективным препятствием на пути исполнения правосудия.
Коррупция - торговля правом, придуманная и заботливо охраняемая властными кланами, - непримиримый и могучий враг Справедливости.
Пока Справедливость встречается лишь там, где шкурные интересы Ненасытных слишком мизерны.

Справедливость это не правило нашей жизни, а скорее исключение.
Это Справедливость из-под палки – свидетельство слабости нравственного начала в человеке, его эгоистического отношения к другим и общего несовершенства.
Принуждение к Справедливости неэффективно. На всех его не хватает.
От него можно уклониться или откупиться – обычное дело, умножающее Зло.
Совершенство мира и человека – добровольно явленная Справедливость – цель и смысл существования для всех народов, на все времена. 
«…чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» Филимон 1:14.       
               
Картина будущего, написанная современным утопистом, примерно такова:               
Эпоха Морали сменится Эпохой Нравственности, когда Справедливости будут следовать не по принуждению, а по естественной склонности.
Ныне разобщенное человечество объединится и будет жить на планете Справедливых.
Совесть превратится в единственный инструмент принуждения.
Ненасытные, Несправедливые – человеческий мусор, брак прошлого, «сволочь из человечины» В.Соснора – исчезнут, «будучи обличаемы совестью» Евангелие от Иоанна 8:9, и станут невозможны к воспроизводству самими условиями жизни.               

Механизм перехода к такому будущему неизвестен, и уверенности даже нет, что будет он изобретен, заработает и приведет к цели.
Сама картина является лишь следствием естественной потребности в надежде на что-то лучшее где-то там, в «прекрасном далеко».
Маяк нужен кораблю, плывущему в море во время шторма.
Картины будущего, возможно утопические, но дарящие хоть какую-то надежду, необходимы людям во время социальных бурь.
В сознании множества людей живет длящееся и устойчивое предощущение, что этих бурь не избежать.               
«Еще содрогнется земля от предстоящей битвы народов» А.Проханов /2009 год/.

Такие пророчества – свидетельство того, как далека Цель.
Народы, идущие на битву, идущие убивать и ненавидеть, разрушать, а не созидать, - по сути, еще дикари, нравственно примитивные настолько, что не могут договориться, как жить без зла.
Богом, сказано: «не убий!». А смертный, какая-нибудь «ротожопа» В.Пелевин, облеченная властью принуждать, бестрепетно отправляет на убой замороченное пропагандой «пушечное мясо». И не мучат его «совести проблемы окаянные» В.Высоцкий.
 
«…не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» - пророчествовал Исайя еще в ветхозаветные времена.
А «воз» и ныне там.               

Чтобы он двинулся в нужном направлении, необходима трансформация человеческого сознания.
Пока человек в «другом» видит прежде всего конкурента, потенциального врага, готового в любой момент покуситься «на мое пространство»/Сартр/ и то, чем оно заполнено. Такое видение и обязывает «учиться воевать».
А нужно учиться радоваться тому, что есть другие люди, с которыми вместе можно решить проблемы, не решаемые в одиночку.
«Я освобождаюсь от эгоизма и оставляю иллюзию отдельного существования. Я действую в интересах целого. Я приношу благо себе самому, и я приношу благо вам. Я не имею разногласий со всем и равен всему» --- как современно звучит эта установка сознания на разрешение противоречий индивидуального и общественного! А ведь это привет нам от Лао-цзы, посланный из IV в. до н.э.

Другой – это, прежде всего, помощник в созидании.
Так должны люди воспринимать друг друга: связанные необходимостью жить на одной планете, вместе идущие к одной цели, нужные друг другу и дополняющие друг друга Созидатели.
Утрата каждого – потеря для всех, и становится не нужен меч.
Пахарь должен сменить солдата, а строитель – метателя бомб.
Прозреет когда-нибудь «замороченный народ» О.Митяев, устанет от культивируемой в его сознании, навязываемой Ненасытными вражды к «иноземцам»: «черным», «косоглазым» и прочим.
 
Мир принадлежит всем живущим.
Каждый имеет право на Радость и Справедливость. 
Превыше всего необходимо ценить и беречь Справедливость, заботиться, чтобы не оскудевали источники Радости.               
Каждому найдется посильное дело для увеличения общего блага – его «удел под солнцем» и его право на справедливое к нему отношение.
Состязания, битвы – только на спортивных аренах.
Во всех остальных областях жизни – содействие и взаимопомощь в благоустройстве мира – нашего общего дома.
         
«Устанет когда-то человечество, так устанет, что возопиет о спасении, и будет такое спасение в Братстве» Е.Рерих "Живая Этика".
 
А лучше сказать: в Справедливости.
Даже родные братья не всегда относятся друг к другу по-братски.
«Братству» трудно дать точное определение.
К тому же, когда говорят, «он мне, как брат», то этим человек выделяется из среды других, противопоставляется остальным, которые не «как братья».
Если уставшему человечеству суждено будет спасение, то лишь в том, что всех объединяет, а не противопоставляет.               
«Все люди – Братья!» - этот благодушный призыв давно гуляет по миру и, как всякая утопия, мало чем ему помог.

«Все люди должны быть справедливы!», то есть, общаясь друг с другом получать от других и давать другим то, что они заслужили.
Это гораздо понятнее «Братства», хотя тоже сильно смахивает на утопию, ввиду тотального господства Несправедливости в современном мире.
   
Как же сильно должен будет измениться человек – житель планеты Справедливых!
Уже и не человек это будет вовсе, а Сверхчеловек – надежда и упование Созидателей, готовых «перековать мечи на орала».   

А Ненасытные скажут: все это - бессильное прекраснодушие, мыльные пузыри.
«Сколько ни прививай нам добродетели, грешного духа из нас не выкурить» В.Шекспир.
Будущее покажет, насколько прав был Гамлет, прикидывавшийся сумасшедшим.

Законы Совести – подарок нравственного Разума, а он в науке.
Важнейшая из наук – Этика /Живая Этика – Е.Рерих/ – наука наук – поиск  Справедливости, философия Совести.
Нет науки важнее.               

Совесть – драгоценнейший из даров Бытия, свидетель отклонения от Истины и Справедливости, судия незримый, беспристрастный и не приемлющий даров, чтобы стать незрячим.
Он карает незримо тех, у кого он есть, но есть не у всех.

Зло – нарушение Справедливости, а свидетель и судия – Совесть, «совести глубокие уколы» В.Шекспир; "Совести проблемы окаянные" В.Высоцкий.
Некоторые говорят: сердце. «Сердце должно быть верховным судьей» - Елена Рерих.
Сердце, однако, есть у всех, но не у каждого – Совесть. Не зря же говорят: добросердечный, жестокосердый. Попробуй, найди Совесть у жестокого сердцем – зря потратишь время.               

Зло – это преступление против Справедливости и против Совести.
А можно сказать: грех.
Грешник – родитель зла.
Все грешники.
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» Книга Еккл.7:20.
Это скорбная констатация реального положения дел в мире содержится в Ветхом Завете.
И с этой печальной мыслью мудрого и многоопытного Екклезиаста в явном противоречии находится утопический призыв апостола Иакова «хранить себя неоскверненным от мира» Иак.1:27.
Удавалось ли кому такое? Нет тому свидетельств.

Снег на земле покрывается пылью и грязью…
Люди с годами жизнью себя пятнают.
Лишь не родившийся чист, как не выпавший снег.
               
Но разные бывают грехи и грешники.
Вот совершил некто злое, и мучат его Совесть и стыд, и нет ему покоя, и не рад добытому на путях зла, и сходит с них. Раскаялся, и выздоровела душа, и стал чист. Все бы так.

Покаяние, раскаяние – труд Совести, начавшийся с чувства стыда. 
Выздоровление души, когда «мое сегодня опровергает мое вчера» Ф.Ницше.
Лучше, чтобы человеку нечего было стыдиться, но лишь не родившийся чист, как не выпавший снег.
А потому чувство стыда – это объективный взгляд на самого себя, это признак и первичная форма проявления Совести.
Венедикт Ерофеев назвал стыд – «лучшим из числа «благородных чувств»».

А бывает грешник, сеющий зло, пожинающий зло, жиреющий на зле, попирающий злом Справедливость, не знающий стыда, умерщвляющий Совесть и душу.
«…грешник сто раз делает зло и коснеет в нем» Книга Еккл. 8:12.
О таких говорят: «Ни стыда, ни совести».
Лучше бы он не родился – тягостное бремя земли, сын мрака, обращающий свет в золу. Потерян он для Справедливости, но справедливо не вечен.
               
Добро – это явленная Справедливость, это поступки и деяния, веселящие доброе сердце. Им радуется Совесть.

Есть главная Истина – это Путь, на котором Разум, преодолевая Пределы, ищет Справедливость.
Есть истины плакатные – для многих, которые сами их не ищут, а потребляют готовенькими: «Германия превыше всего!», «СССР – империя зла!».
Есть истины, ведущие к довольству плоти.
Многие о другом и не помышляют.
 
Одни по скудости жизни своей – это Простые, обездоленные люди, «мыканцы» С.Есенин, жертвы несправедливости, «угнетенный интернационал человечества" А.Проханов.
А еще они - пастбище Ненасытных: «пастбища богатых – бедные» Сирах 13:23.

Другие – отравлены изобилием, пресыщением, роскошью и излишествами. 
Считают себя свободными, ибо любая прихоть их исполняется, а сами – марионетки Несправедливости, рабочие муравьи «империи зла».

Скажи им это – ухмыльнутся самодовольно: собака лает, ветер носит, а караван идет.
Какое дело глобализованному «винеру» до Справедливости, Добра и Истины. 
Это игрушки «лузеров». У «золотого миллиарда» свои игры, а на кону – планета.
Ненасытные - несчастные рабы плоти, ненасытимой алчности и собственных владений.
Навсегда уклонились они от Пути, погибшие, хотя и живут.
А раньше умерла в них Совесть.               
Погрязли в довольстве и излишествах, ослепли от блеска золота и живут во тьме, как покойники в могилах.
А добывающие Истину – жрецы ее, доблестные рыцари Справедливости.
Мало их. Но одного Иисуса хватило, чтобы потрясти мир.

Знаменателен эпизод из Нового Завета, в котором Иисус спас от верной смерти женщину, уличённую в прелюбодеянии. И помогла ему Совесть.
"Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями; Ты что скажешь?"
И Иисус сказал: "...кто из вас без греха, первый брось на неё камень...
Они же, услышавши то, И БУДУЧИ ОБЛИЧАЕМЫ СОВЕСТЬЮ, стали уходить один за другим" Иоанн 8:4-9.
Совесть оказалась реальной силой, спасшей женщину. И это главное в данном эпизоде.
Но сразу возникают вопросы. Справедливо ли, что женщина избежала наказания, будучи уличённой в грехе? Вероятно, нет. И пресловутое "А судьи кто?" не является решением проблемы.
То что все грешны не отменяет необходимости осуществлять правосудие.
"Иди и впредь не греши", - сказал Иисус блуднице. Удержит ли её "впредь" Совесть от стези греховной? Кто знает?!
Да, рано ещё полагаться на одну лишь Совесть. Только тогда это станет возможным, когда Нравственный Совестливый Разум превратится в доминанту общественного сознания.
Появятся ли когда-нибудь судьи "без греха", которые вправе будут судить остальных?
В обозримом будущем, насколько человеческая мысль может в него проникнуть, это не случится точно. Но если такие судьи не появятся никогда, то человечество, становясь всё более бессовестным, обречено на исчезновение.

«…от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» Сирах 16:5.
Только на это и остаётся надеяться.
Только эта слабенькая, едва греющая надежда и позволяет оставаться оптимистическим пессимистом.

Вероятно, Иисус знал, что в современных ему жизненных реалиях он обречён.
Но от таких «лузеров», которые говорят: «Я есмь истина», и им верят, не отмахнешься, приходится распинать.
Но придут новые. Их порождает неистребимая потребность в Справедливости.
А потому, Справедливость - истинная цель и смысл жизни лучших людей Земли на все времена.