У Врат Вечности. 7. Мудрые

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

7. МУДРЫЕ

«Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай
 Разум»  Книга Притчей Сол. 4:7.

Избранные – из Мудрых избраны, а Мудрыми становятся Обычные люди.
Не за семью замками Мудрость.
«Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими» Сирах 24:21.
Желаешь стать Мудрым – стань им.
И становятся.               
Не все. Многие «умирают, не достигнув мудрости» Книга Иова 4:21.
Начало Мудрости в свете первого дня, в первом вздохе, в первой капле молока, в первом крике радости и в первом ощущении боли.      
Источник Мудрости – окружающий тебя мир и каждая частица твоей плоти.
А совершенная  Мудрость – удел Избранных.
«Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается» Сирах 6:23.
«…от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» Сирах 6:18.
Не обязательно это должно случиться, но попытаться стоит.
Жизнь – запутанный лабиринт. Мало проку неразумному от глаз его: видит, а что - не понимает, ибо «…глазеть - не значит видеть» Б.Брехт.
И поселяется в неразумном страх, а в сердце его отчаяние. Но сердце Мудрого спокойно бьется.
Глаза его в разуме его, который один лишь только и может вывести из лабиринта.
«Мудрый лидер ведет тихую медитативную жизнь, но большинство людей занято тем, что добывают так много собственности, как только могут» Лао-цзы. Современное прочтение.

И подсказывает обретенный Разум: из материальных благ довольствуйся тем, что имеешь.
Почаще задумывайся, нет ли у тебя чего лишнего, ограничивающего свободу, мешающего быть мудрым?               
А духовные блага приумножай, пока жив, ибо душа человека, как учил Екклезиаст, «не насыщается».
Совершенствуйся духовно. В этом неиссякаемый источник великой радости.
Мудрец, «питаясь хлебом и водою, состязается в блаженстве с самим Зевсом», - говаривал Эпикур.

Мудрость бывших до тебя велика, но недостаточна, чтобы миром правила Справедливость.
Обширна эта сокровищница, но много ещё должна вместить.
Счастлив, кто пополнит ее хотя бы малостью.

Говорят: смотри – это Мудрость, а ты не видишь, но не потому, что слеп.               
Не золото ты видишь, а позолоту, не Истину, а предрассудки, которым не место в сокровищнице.               
Очисти место даже если нечем его заполнить: неизвестность лучше заблуждений, и это стимул к поиску Истины..            
Не ты, так другой найдет, чем заполнить пустоту, но вы сделали это вместе: каждый свою работу.

Мудрый – разумеющий и любящий Истину и Справедливость, чтящий заповеди – законы Совести  – и следующий им.
«Мудрость разумного - знание пути своего» Книга Притчей Сол.14:8.
И следование ему по мере сил – надо добавить.
Мудрость в словах радует слух, рождает надежду: может, не всё ещё пропало?
А мудрость в делах убеждает: точно не всё, хорошо быть мудрым, дай-ка и я попробую.
И видит мудрый: чада мудрости вокруг – отрада его души и утешение в скорби.
Скорби минуют, а последователи умножатся.
«…оправдана премудрость всеми чадами ее» Евангелие от Луки 7:35.
Оправдана и утверждена.               

Мудрость – знание и следование Истине.
Истинная Мудрость – в единстве знаний и действий.
Мудрость – совокупный Разум истинный, свет во тьме, спасение и мера всему.
О Мудрости свидетельствуют слово и дело.
               
Слово к слову – речь.
В краткой речи – Мудрость, а длинная прячет невежество или лукавство.
В длинной речи много необязательных, напрасных слов.
«Напрасные слова – виньетка ложной сути» Л.Рубальская
А потому, «слова твои да будут немноги» Книга Еккл. 5:1, чтобы не заблудилась в них мысль и не затерялась Истина.
               
В словах легче, чем в лесу, заблудиться, и если можно обойтись двумя, не говори трёх. 
А «из двух слов следует выбирать меньшее» Поль Валери.
Но не только в количестве дело и размере слов.
Всего важнее сила их воздействия на слушающих.
«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости» Сирах 28:20.
Слова Мудрого крушат воинствующее невежество и предрассудки, а Истине помогают окрепнуть.   
Но дела говорят лучше слов.               

Слова свидетельствуют об образе мыслей, а дела – об образе жизни, подтверждающем, или нет, образ мыслей.
«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» Иак. 2:21.
«…вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» Иак. 2:17.
Веруя, действуй во имя того, во что веришь, по мере сил, способностей и возможностей, предоставленных обстоятельствами жизни.