Z-триз. дискуссия. 25. в. сорокин-15. триз как дух

Виктор Сорокин
ТРИЗ как духовное явление
Обращение к тризовцам

Дорогие друзья, коллеги!

К сожалению, я слишком поздно узнал о существовании движения ТРИЗ и потому не мог принять полноценного участия в его развитии. Естественно, мне еще незнакомы многие аспекты жизни Ассоциации, но, думаю, не будет бедой, если о положительных моментах я повторюсь.

На мой взгляд, будет большой ошибкой видеть в Ассоциации лишь профессиональную организацию, ибо в ней заложены потенции куда более существенные, а именно: основы новой, прекрасной цивилизации. Условия, позволившие родиться Ассоциации, были столь исключительны, что вряд ли можно надеяться на их повторение на Земле в ближайшие столетия. И потому тем, кого волнует проблема полноценной жизни, следует всеми силами уцепиться за эту уникальную возможность.

Впервые в истории создана общность людей, основанная на приоритете РАЗУМА, на уважении к нему. Причем разума как такового, а не узкопрофессионального.
Нет меры для оценки подвига основателей движения: они не только создали концепцию, но и воплотили ее в жизнь, создав ШКОЛУ. И потому есть уверенность, что по крайней мере в ближайшие десятилетия движение не заглохнет.

Озабоченность же вызывает вопрос: а не выродится ли Ассоциация в систему конкурирующих узкопрофессиональных организаций? Эта перспектива меня не волновала бы, если бы человечество где-либо показало пример нормального, разумного общественного устройства, и тогда профессия тризовца могла бы это устройство лишь украсить, приблизить к совершенству. Но такого общественного устройства нет! Самое большее, чем может сегодня похвастаться человечество, это создание относительно либерального общества (например, в скандинавских странах; заметим, кстати, не совсем устойчивого, ибо основанного, в первую очередь, не на разуме, а на традициях и морали). А так называемые развивающиеся общества (США, Япония) раздираются неразрешимыми противоречиями. Либеральные общества не испытывают рвения к интеллектуальному развитию; развивающиеся же неспособны воспрепятствовать применению интеллекта в антигуманных целях. И в том, и в другом обществе интеллектуальной и одновременно высоконравственной личности места нет, нормальная жизнь не гарантируется. Так стоит ли нам убегать от собственного счастья?.. Негоже нам, научившимся управляться с интеллектом, не попытаться применить его к решению всех наших проблем.

Не вдаваясь в детали, первостепенной задачей каждого члена Ассоциации мне представляется принятие установки на «центростремительность», т.е. считать принадлежность к нашему развивающемуся обществу высшей ценностью. А смысл этого появится лишь тогда, когда мы научимся жить безконфликтно и взаимовыгодно, взаимозаинтересованно. Это значит, что при любой необходимости следует искать партнеров прежде всего в среде тризовцев. Это значит, что нужно издать персонализированный справочник о членах Ассоциации, чтобы можно было легко найти наилучшего партнера (особенно, если дело касается так нужной сегодня экономической деятельности).

Кстати, об экономической деятельности как самой важной в сегодняшней ситуации. Целесообразными в этом вопросе мне представляются следующие моменты: 1) приобретение эффективных экономических знаний по рыночной экономике; 2) создание собственных производственных ячеек; 3) издание хоть небольшой, хоть редкой газеты (только по подписке), содержащей полезные, дельные советы, производственную и потребительскую информацию относительно всех жизненно важных вопросов.

Но экономический успех каждого и устойчивость Ассоциации в целом самым непосредственным образом зависит от того, как мы будем относиться друг к другу, насколько мы освоим правила общения цивилизованного общества, какой интерес мы будем представлять друг для друга.

Известно, что никакая частная проблема не может быть решена полноценно в отрыве от решения других проблем. Тем лучше! Ситуация и предлагает нам, и заставляет нас жить «на полную катушку». И если мы действительно намерены устроить нашу жизнь интересно и обеспеченно, то для этого не может быть никаких преград.

Существует множество правил, помогающих жить независимо, обеспеченно, интересно. Приведу далеко не полный список тех, которыми я не без успеха вот уже на протяжении четверти века пользуюсь в своей жизни.

1. Ничего ни у кого не проси (разве что в случае опасности для жизни). Не навязывайся.

2. Не кради у честного частного лица, у либерального государства, у природы.

3. Не оставляй никаких следов своего пребывания на природе и в чужом доме.

4. Ничего не уничтожай без явной необходимости.

5. Осваивай как можно больше профессий хотя бы поверхностно.

6. Выполняя физическую работу, размышляй над усовершенствованием каждой операции, системы операций, предстоящих делах.

7. Стремись к эффективности любого труда, любой его операции.

8. Освой все методы комфортного отшельнического выживания в любых природных условиях.

9. Научись узнавать нужду общества.

10. Научись производить нужные обществу продукты.

11. Научись предлагать свои услуги и торговать.

12. Сдерживай отрицательные эмоции на людях.

13. Соблюдай общепринятые правила гигиены.

14. Не применяй насилия против неприменяющих насилия.

15. Среди удовольствий отдавай предпочтение тем, которые попутно приносят пользу.

16. Сохраняй способность к разнообразным чувствам.

17. Все физиологические удовольствия хороши, если главное в жизни продвигается нормально.

18. Научись поддерживать здоровье.

19. Если не составляет большого труда, каждому встречному-поперечному доставляй радость.

20. Научись вести дельный диалог.

21. Не стесняйся предлагать дружбу и сотрудничество понравившемуся тебе человеку.

22. Не предай друга, свое общество.

23. Не ленись творить прекрасное.

24. Не обижайся на негативные неосознанные действия другого.

25. Не помогай экономически и интеллектуально безнравственным людям.

Это так, экспромтный набросок, который у меня всегда перед глазами. Но было бы неплохо, если бы что-то похожее на этот интеллектуально-моральный кодекс был бы принят в Ассоциации (разумеется, после тщательного коллективного обсуждения). Такая своя конституция нам нужна для осознания своего собственного достоинства; она давала бы ориентир для нашего внутреннего развития. Если мы успешно продвинемся в этом направлении, то есть надежда приобрести безукоризненный, полноценный авторитет и в окружающем нас обществе.

Виктор Сорокин

Париж, 16 июля 1992


Z-ТРИЗ. Дискуссия. 26. В.Сор

АССОЦИАЦИЯ ТРИЗ. СЕКЦИЯ «ТРИЗ-ОБЩЕСТВО-ЧЕЛОВЕК

НАБРОСОК МЕМОРАНДУМА

7-8 июля, во время 3-го съезда ассоциации «ТРИЗ» (Петрозаводск, 5-10 июля), была создана секция «ТРИЗ-ОБЩЕСТВО-ЧЕЛОВЕК». Предлагаю членам секции набросок меморандума, являющегося моей субъективной расширенной интерпретацией результатов нашей дискуссии.
Дискуссия позволила нам выявить специфичность (обозначу ее без какого либо символического содержания символом Z) и общность нашего мировоззрения, а именно:
На наш взгляд, высшей, философской целью человека является создание общества (сообщества), о с н о в а н о г о на принципе максимального производства доброты (любви, душевности) и гармонично развивающегося в о в с е х отношениях.
Такая формулировка высшей цели (или Z-цели) позволяет применить к ее реализации методы общей кибернетики (как науки о реализации целей), в частности с легкостью построить в первом приближении дерево целей и средств.
Z-цель побуждает нас видеть в Z-сообществе самую привлекательную для каждого из нас ценность и потому ставит перед нами задачи сплочения, взаимопомощи, преданности сообществу, способности разрешать внутренние противоречия, гармоничного саморазвития каждого, увеличения душевности и эстетики межличностных отношений, а также наращивания могущества и конкурентоспособности при взаимодействии с внешним (относительно нашего сообщества) миром во всех отношениях (в первую очередь в экономическом, интеллектуальном, духовном). Следовательно, мы возлагаем на себя нелегкую обязанность совершенства различных сторон своего Я этической, интеллектуальной, эстетической, психологической, организационной...
Разрабатывая (и проверяя по возможности на практике) концепцию Z-сообщества на протяжении трех десятилетий, хотелось бы поделиться убежденностью (кстати, объясняемой в кибернетике «сверхэффектом» системного подхода) в том, что решение множества перечисленных выше задач, рассматриваемых единосистемно, существенно отличается от суммы частных высокопрофессиональных решений (не говоря уже об узкопрофессиональном подходе). Взгляните, например, на самоограниченную эстетику, из которой изгнаны интеллект, дух, душа...
Кибернетическое могущество системы определяется множеством ее возможных состояний. Любое сообщество, объединенное по малому числу (обычно одному духовному, душевному, интеллектуальному, экономическому или эстетическому) оснований, непрочно; оно неспособно противостоять большинству неожиданных внутренних и внешних соблазнов и воздействий. Так, чисто интеллектуальное сообщество, основанное скорее всего на стремлении превосходства над другими или использовании интеллекта в качестве лишь эффективного экономического средства, рано или поздно должно распасться: сообщество эгоистов внутренне противоречиво, особенно, если тщеславие подогревается экономическим реваншем. Впрочем, в дилемме что для чего человек для интеллекта или, напротив, интеллект для человека мы выбрали второе не только на основе логического анализа, но прежде всего из-за ощущения более великого (нежели быть просто высокоэффективной машиной) самопредназначения человека.
Итак, обратим внимание на самую большую трудность, стоящую на пути к нашей цели. С философско-кибернетической точки зрения, самыми значимыми типами личности являются, на мой взгляд, романтики и прагматики. Первые прекрасны, но во все века были объективно (прежде всего экономически) слабыми. Вторые непривлекательны, роботоподобны, живут в конечном счете чаще всего ради удовлетворения физиологических потребностей, но именно они, несмотря на одновременное порождение негативных последствий, двигали и двигают материальное развитие мира. И потому мы должны отдать должное ассоциации ТРИЗ (и ее создателю), собравшей под своей крышей и тех, кто претендует на более широкую самореализацию, на совмещение романтизма и прагматизма («коммунизма» и «капитализма»). Короче, наша центральная трудность состоит в том, чтобы, не отказываясь от живой души, достигнуть и материально-экономического могущества причем, в развитом капиталистическом обществе и без первоначального капитала. Надежду на решение этой чрезвычайно трудной задачи дают сверхэффект системного подхода и самые эффективные методы организации мышления.
Первым шагом на этом пути является, очевидно, создание соответствующей организационной структуры. Однако ситуация не позволяет нам отсрочить на потом и все прочие частные задачи (построение или поддержание счастливой семьи, освоение рыночной экономики, душевное и духовное общение и т.п.). Каждый из нас должен учиться идти сразу «по всем направлениям» [а по какому-то одному (двум) узкопрофессиональному (для заработка) с особо высокими качеством и темпом]. Так, мы не можем отсрочить создание «кодекса чести», ибо от его качества зависит прочность Z-сообщества, следовательно и уровень взаимопомощи (в том числе деловой, экономической)...
8 июля в 24.00 большинство присутствующих проявили себя в качестве основателей Z-сообщества. По-видимому, этот момент следует считать рождением нового, душевно-духовно-интеллектуального Z-движения (входящего в «ТРИЗ»). Все присутствовавшие приобретают право первоначального решающего голоса и кооптации новых членов (пока из АТРИЗ). (Просьба ко всем присутствовавшим подтвердить свое желание быть постоянными членами нашей секции.) Приглашаем каждого дать свои предложения по дальнейшей организации нашего сообщества.
Функцию информационной связи между членами сообщества на себя временно взяли: Лариса Шрагина (Украина, 270011, Одесса-11, а/я-3) и Виктор Сорокин (Mr. Victor Sorokine. 45, rue Victor Hugo, 94370 Sucy-en-Brie. France. Теl.: (1) 45.90.00.17 (Париж). Или в редакцию газеты «Русская мысль»: (1) 42.35.56.81.
С нескрываемой надеждой и безграничной любовью к Каждому из вас,
Один из нас [ВИКТОР СОРОКИН]
Париж, 12 июля 1993


Дабы не пропадало место несколько мыслей для размышлений.
Душа область психики, ощущающая желание осчастливить мир (любимого человека, свое сообщество, все человечество); феномен души: даря, она становится счастливее и сама (раздавая становится богаче). Яркие представители такой души Иисус Христос и Александр Грин. Душевным гением человеческого сострадания является, на мой взгляд, А.Галич.
Дух психологическая сила, требующая от личности достижения поставленных целей, а в случае Z-человека максимальной реализации его потенциала творить добро. Пример великого духа мы видим в «Чайке Джонатан Ливингстон» Р.Баха.
Сознание способность психики отражать все внешние явления (по отношению к этой способности; следовательно и логические операции) и проводить над отражением логические операции. Талантливейшим специалистом по повышению эффективности и организации мышления я считаю Пабиска Георгиевича Кузнецова (Москва).
Интеллект наиважнейшая характеристика сознания, измеряемая скоростью производства принципиально новой (для самого субъекта) информации. Один из самых выдающихся специалистов по развитию интеллекта Г.С.Альтшуллер.
Ценность величина эмоции, которое может возникнуть у человека при потреблении вещи (любой природы!). Имею краткие разработки на эту чрезвычайно важную тему. О других похожих работах мне пока не известно.
Социально-экономические модели. Необычайно ясное представление о них дает работа Б.Бруцкуса «Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе» (см. «Новый мир», №8, 1991 или 1990?).
Z-сообщество. Объективно самая большая заслуга в его появлении принадлежит Г.С.Альшуллеру, создавшему саморазвивающееся интеллектуальное д в и ж е н и е ТРИЗ. Попытка построить модель совершенного человека и Z-сообщества сделана мною в неопубликованной книге «Свобода и Совершенство». Хотелось бы, чтобы с помощью нашего коллективного участия эта краткая модель стала бы непрерывно саморазвивающаяся, чтобы она выполняла функцию ГЕНА эффективного и гармоничного саморазвития и самосовершенствования Z-сообщества и Z-человека. Не личности, но именно этот ген и наше сообщество должны стать нашими кумирами, уравнивающими достоинство и авторитет каждого из нас. Тщеславие абсурдно и неэтично; так превратим его в стремление о постоянное превосходство над самими собой!
Один (и чрезвычайно важный) пример из системного подхода к совершенству: высокорачительная и высокоэффективная экономика есть явление и в высшей степени эстетическое (да и духовное, и т.д.).
В.Сорокин

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Z-ЧЕЛОВЕКА (набросок)
1. Самое прекрасное качество человека, принципиальным образом возвышающим его над животным (в т.ч. и разумным) любовь дарящая. Она спасает его от одиночества и позволяет создать сообщество, принадлежность к которому приобщает человека к физической вечности (если сообщество обеспечит себе вечность).
2. Развитие идеи дарящей любви приводит нас к принципу стремления к максимальной доброте, что порождает высшую цель: максимально эффективное участие в развитии Z-сообщества (следовательно и каждого из нас).
3. Задача развития и саморазвития требует от нас повышения жизнеспособности сообщества, следовательно, говоря языком кибернетики, максимального увеличения возможных состояний системы, т.е. развития, предельно разнообразного и гармоничного во всех отношениях (что, между прочим, возможно при колоссальном сжатии информации при познании и обучении; сегодня эта проблема представляется в принципе решенной).
4. Развитие человека реализуется через деятельность или производство (в широком смысле этого слова). Самыми эффективными средствами производства являются высокоэффективные мышление и организация мышления.
5. На границе сознания и духа находится одна из самых феноменальных субстанций управление. (Инструменты управления организация, интеллект и информация; дух движущая сила управления). Управление значительно выходит за пределы интеллекта и знания. Мы должны научиться эффективному управлению.
Z-человек отказывается от любого насилия (жульничество, предательство, воровство, физическое принуждение...) в корыстных целях. Мы должны научиться защищаться от любого насилия.
7. Важнейший принцип управления: в неэкстремальных обстоятельствах все подвергай сомнению (не спеши обвинять, не спеши ломать, не спеши отбрасывать новую идею...). Но: сомнение в верности [и в своих способностях] опасно!
8. Старайся не просить (а лучше предлагать). Но если попросил возверни вдвое.
9. Стремись к неограниченному познанию ценностей (как положительных, так и отрицательных): в недостатке (за исключением зла) ищи достоинства (пользу), в достоинстве недостатки. Управляй степенью удовлетворения потребностей, но не отказывайся ни от каких из них; напротив, расширяй их спектр безгранично.
10. Необходимым успехом нашей философии добра есть абсолютное экономическое могущество. Только в этом случае мы сможем привлечь на нашу сторону все человечество, защититься от зла и обеспечить нашему движению вечность. (Теоретически эта задача в принципе решена).
(Один из нас)

Мимолетные записи...
С трепетом держу в руках горсть теней ваших прекрасных душ адреса. Страшно представить, что их могли выкрасть в дороге...
Когда-нибудь вся история человеческой цивилизации будет историей Любви как движущей силы добра и стремления к безграничному совершенствованию и самосовершенствованию. Великая любовь была «изобретена» И.Христом. Но потребовалось 19 столетий, чтобы была решена проблема: как превратить Любовь из чувства в материальную реальность. «Чудеса делаются собственными руками», вот открытие романтика и прагматика А.Грина. Не вымаливать счастье, но создать его честным и умным трудом!
Не просить у Бога, но стать его со-творцом. Достижения в области развития интеллекта и осознания прекраснейшего предназначения человека дают нам надежду на осуществимость этой, самой грандиозной задачи.
Коммунисты пытались построить счастье с помощью зла. Капиталистическое счастье убого. Большинство охотников за неубогим счастьем считает, что его нельзя построить по плану. Но кто пытался построить счастье добрыми и умными методами? Кто был готов предъявлять высокие требования прежде всего к самому себе?..
Мы хотим Любви, Красоты, Вечности следовательно и Совершенства. Ибо мы возлагаем на себя ответственность за судьбу Вселенной.
...Сожалею, что пока нет времени для личной переписки.
Но сосредоточимся теперь на задаче №1 быстрого и эффективного внедрения в рыночную экономику. Это источник физической энергии нашего сообщества.
С самыми теплыми пожеланиями и любовью,
Виктор Сорокин
Париж

***

Итак, прошло более трех лет со времени написания первых статей о Z-движении, однако я смело могу поставить свою подпись под ними и сегодня. Более того, прочтение их после столь длительного перерыва обнаружило их весьма ценное свойство: они побуждают к активности!
Успех Изобретающей машины в Америке подтверждает правильность моих планов по созданию экономически независимого гармоничного общества, базирующегося на научно-изобретательской деятельности. Но если Шансу пришлось преодолеть неимоверные трудности по внедрению в западную экономику, то изобретателю-одиночке это труднее на два порядка. Но... еще не вечер!
Конечно, отсутствие элементарной литературы по математике вынудило меня потерять 4 года, так что реализация моих планов на этот срок отодвигаются. Но вот прошел уже год, как я не могу пробить официальное признание (или хотя бы рассмотрение) доказательства Великой теоремы Ферма, хотя в действие запущены широчайшие связи и за опровержение доказательства обещано вознаграждение порядка 10 млн. рублей. Поэтому в ближайшее время я приступаю к реализации куда более мощной рекламной бомбы. И если эксперимент подтвердит теорию, то никакой другой рекламы уже не понадобится...
А пока приходится утираться: бесцеремонно украдено еще одно мое изобретение аппарат искусственного зрения для слепых (о нем я вкратце упомянул в рассказе Подарок). Пробивая реализацию, мой коллега А.Серединский рассказал о нем в европейском управлении Всемирного общества слепых. Денег на производство спасительного аппарата у них не оказалось, зато, видимо, оказались свои бизнесмены в Америке. Но, будем, радоваться, что незрячие наконец обрели возможность видеть. Было бы хорошо, если бы теперь украли и мое лекарство от СПИДа!..
Увы, моя четырехлетняя переписка с тризовцами не выявила стопроцентных партнеров. Тем не менее я настойчиво продолжаю идти своей дорогой.
Наконец, я нашел (а искал всю жизнь!) точку на планете (в 10 тыс. кв. км!), которая, по предварительной информации, меня удовлетворяет во всех отношениях. Изумительная сахалинская природа: океан, горы (из них 14 вершин за 1000 м), девственная тайга (ели по 1200 лет), кусочек степи, более 600 озер, сплавные реки. Жаль только, что климат лондонский снег и морозы в долинах редки. 0,3 жителя на квадратный километр (меньше, чем на Аляске и в Канаде!), близость (всего 200 км) высокоразвитого города, до патентного города 1,5 часа самолетом, отсутствие шпаны, великолепный трудолюбивый и мужественный народ. Что еще нужно для полного счастья!
Так вот, переселение в эту землю обетованную поставлено мною в программу. Дело стоит лишь за финансами, в крайнем случай за временем (предельный срок переезда 2006 год). Но если я чего решил...
Итак, ищу попутчиков в суровую, на загадочную жизнь. Возможно, первое время придется выполнять много черной работы строительство жилья, огородничество, охота, рыбная ловля, организация школ. Так ведь все это среди добрых и творческих людей! Ну, остальное, думаю, понятно...
Облегчающие (надеюсь, не решающие) факторы знание английского (лучше и французского) и диплом о высшем образовании.
Не исключено, что первая экспедиция отправится уже в 1998 году.
Нет, это не робинзонада (для которой там, между прочим, сущий рай). Просто это идеальные условия для достойной достойного человека жизни. Но эта жизнь требует от входящего в нее существенной перестройки философии и психологии отказа от дурных привычек, усвоение правил взаимоуважения, щепетильной охраны природы, большого трудолюбия и мужества.
Человек десять (вместе с членами семей) уже проявили свой активный интерес.

***
Информация
Я получил два больших материала:
1. В.М.Герасимов. Техническое консультирование. Статья (9 плотных страниц) написана для журнала ТРИЗ. Автор рассматривает два способа продажи идей.
2. В.Н.Поваров. Природа животных и человека. 44 стр. В своем роде Z-мировоззрение, во многом перекликающееся с моим. К сожалению, в концепции Виталия Николаевича отсутствует наиважнейший блок интеллект и теория эффективного мышления. Планируется публикация статьи в Z-досье в сокращенном или тезисном виде. Полный текст можно заказать у автора по адресу: 199226 Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., д.2, кв.119.