Сказка о непутевом рыбаке и рыбке

Сергей Круль
  Как-то раз сидел Степан Разуваев на берегу озера и удил рыбу. Время было раннее, пять часов утра и он заснул. Обычно с ним такого не случалось, утренняя поклевка всегда была оживленной и требовала серьезного внимания, но тут тишина и накатившаяся усталость сморили рыбака и погрузили его в сон.
  И снится Разуваеву, будто клюет у него. Выдергивает он удочку и видит – сидит на крючке большущая рыба с человечьей головой и говорит ему - ну, Степан, повезло тебе, поймал ты меня. Загадывай желание. Смотрит Разуваев на рыбу и не может понять, как это она разговаривает. А рыба снова за свое - загадывай желание, а то сорвусь. Тут Разуваев скумекал, что во сне все это с ним происходит, и говорит – какое желание, рыбонька, ты же мне снишься, а потому ступай прямехонько в садок. И только хотел снять рыбу с крючка, как та взмолится, затрепещет всем телом – не надо меня в садок, отпусти назад в озеро. Волшебная я, минуты в неволе не проживу. А тебе пригожусь, загадывай желание. Да нет у меня никаких желаний, говорит Разуваев, кроме одного – посадить тебя побыстрей в садок. Да что ж ты такой непутевый, что желаний у тебя нет, а жена-то хоть у тебя есть, спрашивает рыба. Есть, отвечает Разуваев. Красивая? Красивая, говорит Степан. Да неужто ты не хочешь ей шубу купить? А есть у нее шуба. Мутоновая, десять лет назад купленная. Ну, может, ты хочешь машину японскую? Нет, не хочу, отвечает Разуваев, лучше моего москвича ничего на свете нету. Ну, тогда, задумалась рыба, почесывая жабры плавником, может, коттедж тебе подкинуть, трехэтажный, с гаражом, баней и земельным участком на два гектара? Только не это, замахал руками Разуваев, знаешь, сколько все это стоит? Да я же бесплатно, дурень, говорит рыба. Ага, отвечает Разуваев, сначала бесплатно, а потом проценты пойдут, неустойки, знаю я вас. Нет, мне моя дача нравится в Федоровке, не променяю я ее. Ну, знаешь, закричала в сильном гневе рыба, раз в двести лет я уцепилась за крючок, думала, мир посмотрю, людей повидаю, а на упрямца нарвалась. И нырнула обратно в озеро. Посмотрел Разуваев с досадой на пустой крючок, жаль, упустил добычу, как рыба опять выныривает и говорит. Ладно, погорячилась я. Вижу, человек ты неплохой, корысти в тебе нет, а раз так, оставляю тебе твои желания. Только когда они сбудутся, не скажу. Может, и уже сбылись. Прощай. Сказала так и скрылась на глубине.               
   Проснулся Разуваев, видит, солнце уже поднялось, пора домой собираться. Собрал удочки и пошел. Идет по дороге и смотрит, стоит посреди поля трехэтажный дом, обнесенный высокой стеной из красного кирпича. Ущипнул   себя за ухо, зажмурил глаза в надежде, что все это ему кажется, приоткрыл – стоит дом, как вкопанный. Ну, и пусть себе стоит, ему-то что! Пойду своей дорогой. Только так подумал Разуваев, как распахиваются ворота, и навстречу ему бежит человек.
  - Степан Матвеич, дорогой! Где ж вы это так задержались? Со вчерашнего дня ждем. А вас все нет и нет.
  - Да я, собственно, рыбачил, - неуверенно начал Разуваев.
  - Мы так и подумали, - подхватил человек. - Но, ей-Богу, могли сначала в дом зайти, мы бы вам все приготовили, подвезли. Ну ладно, чего на улице лясы точить, пожалуйте в дом.
  - Простите, - попытался оказать сопротивление Разуваев, - мне домой надо, к жене…
  - Да ведь это ваш дом и есть, голубчик, - и человек потащил упирающегося Разуваева к воротам.
    Попал Степан во внутренний двор и рот раскрыл от удивления – бассейн с водопадом, теннисный корт, беседка, летняя кухня, баня размером с деревенский дом, гараж на шесть машин…Что все это значит? 
   - Степа, иди в дом, оладьи стынут, - позвал Разуваева знакомый голос. Авдотья? Она-то что здесь делает? Что, черт возьми, происходит? 
   - Степан Матвеич, не заставляйте себя ждать, - добавил человек и подтолкнул Разуваева.
   Прошел Разуваев в дом, поднялся на второй этаж. Ступени дубовые, перила золоченые, окна витражом выложены, а про мебель и говорить нечего. Сроду такого дома у него не было. И не будет – разве купишь все это на зарплату в пятнадцать тысяч?
  - Степушка! – бросилась навстречу Разуваеву его жена, Авдотья. – А я уж переживать за тебя начала. По радио неблагоприятный прогноз передавали – северный ветер с дождем, температура пляс пять градусов по Цельсию. Идем, я тебе оладушков напекла. 
  - Да подожди ты с оладушками! – оборвал жену Разуваев. – Лучше скажи, откуда у нас этот дом?
  - Как – откуда? – недоуменно ответила Авдотья. – Живем мы тут.
  - Давно?
  - Да уж третий год пошел. Как тебя на новую работу определили, так и въехали.
  - Какую работу?
  - Ты что, не помнишь, где работаешь? – Авдотья потрогала у мужа лоб. – Горячий. Так и есть, простудился. Говорила, не ходи на рыбалку. Придется тебя лечить. 
  - Не надо меня лечить! - закричал в негодовании Разуваев. – Неужели ты не понимаешь, что все это – не наше?
  - А чье же? – испугалась Авдотья.   
  - Не знаю, но точно не наше. Рыба, наверное, постаралась.
  - Какая рыба?
  - Говорящая, - сказал Разуваев и видит, что Авдотья смотрит на него, как на сумасшедшего. И торопливо добавил: – Сон мне приснился. Будто поймал я рыбу. А рыба и говорит – загадывай, что хочешь. Ну, зачем мне загадывать, когда у меня и так все есть?
Дурак ты, Степа, непутевый, подумала с укоризной Авдотья. Если бы мне такая рыба попалась, я бы с нее три чешуи спустила, а своего бы добилась. Когда еще такое счастье привалит?
  - Так вот, возвращаюсь я обратно, - продолжает Разуваев, - а тут дом посреди поля стоит. Ведь не было его здесь, точно помню. А тут появился. И еще ты мне заявляешь, что все здесь – мое. Вот как прикажешь к этому относиться? В жизни ничего чужого не брал, и сейчас не возьму.
  Да он не просто дурак, а дурак с приветом, обеспокоенно подумала Авдотья. Придется обратиться за помощью к психиатру. И только хотела набрать номер на мобильнике, как Разуваев вскакивает и говорит. 
  - Сиди здесь, никуда не уходи, я скоро, - и выскочил из дома.
  - Ты куда? – крикнула вдогонку Авдотья, но Разуваева и след простыл.
  Ну, и лети на все четыре стороны, разозлилась Авдотья, все равно домой рано или поздно  воротишься. А психиатра я все же вызову. На всякий случай.

  Прибежал Разуваев на берег озера и стал кричать рыбу. Час кричит, второй, не откликается рыба. Пробовал спать, может, рыба во сне явится, да только не спится ему, сон не идет. Вконец отчаялся Разуваев, не знает, что и делать, прислонился к дереву и неожиданно задремал. И снится ему, что выходит из воды рыба и говорит – ну, что тебе еще от меня нужно? Разуваев ей отвечает, что ничего не нужно, верни мне то, что трудом моим заработано. А желания как же, спрашивает рыба, не будешь что ли их загадывать? Ничего мне нужно, твердит Разуваев, верни мне мое. Ну, будь по-твоему, ответила рыба и нырнула на глубину. 
  Проснулся Разуваев и бежит в поле посмотреть, остался ли дом на прежнем месте. Чисто в поле, хорошо, только трава луговая шумит, колосится. Успокоился и поехал домой, в город. Встречает его жена, спрашивает, как дела, много ли рыбы наловил. Протягивает ей Разуваев пакет с рыбой, а сам идет на кухню руки мыть. И смеется заразительно, остановиться не может. Представляешь, говорит, приснился мне сон, будто живем мы с тобой в доме трехэтажном на берегу озера, и не в доме даже, а в коттедже, ну, как миллионеры эти живут. Будто в доме том и баня есть, и бассейн, и кухня летняя, словом, все, что надо для сладкой жизни. А ты меня встречаешь горой горячих оладушек. Вот какая небылица мне приснилась! Помыл руки и садится обедать.
  Тут Авдотья разворачивается да как даст мужу сковородкой по затылку. Да это ж не небылица была, а быль, дурень ты непутевый! Это ж я тебя оладушками и встречала. В своем доме, в коттедже, на всем готовом. А ты, Фома неверующий, не захотел в раю пожить, тебе все душу да совесть подавай. А жить как? Двенадцатый год вчетвером в двухкомнатной квартире маемся, а ему и дела нет. Иди, поклонись рыбке, проси трехкомнатную. Чай, не откажет. И выгнала мужа из дому голодным.
  Вот идет Разуваев в третий раз к озеру. Неспокойно лесное озеро, ходят буруны по поверхности, ворчат, перешептываются и берег пеной заплескивают. Сел Разуваев на бревно, сжался от недобрых мыслей. Просить у рыбы он ничего не может, а домой с пустыми руками не воротишься - жена не пускает. И как меж двух зол пройти и душу свою уберечь? Ничего не придумал, так в тоске и задремал. И является ему рыба в третий раз. Посмотрела жалеючи на Разуваева и говорит, все про тебя знаю. И что жена из дому выгнала, и что просить не хочешь, гордость выказываешь. Ну, что мне с тобой с упрямым делать? Так и быть, помогу тебе в последний раз. Ступай домой и ни о чем не думай.
  Возвратился Разуваев домой и видит – суетится жена в новой трехкомнатной квартире, бегает из кухни в гостиную, на стол собирает. Увидала мужа, обнимает, целует, спасибо, говорит, Степушка, теперь мне на несколько лет счастья хватит. Рассердился Разуваев да как закричит – чему радуешься, квартира не моими руками заработана! Как не твоими, опешила Авдотья, как раз твоими. Очередь наша по жилью подоспела, вот нам квартиру и выделили. Вот документ, смотри. И протягивает мужу извещение из мэрии. Смотрит Разуваев на государственную бумагу и глазам своим не верит, то ли рыба ему помогла, то ли, правда, свершилось невозможное. Квартира ведь как жена дается человеку раз в жизни. А от нажитого да от заслуженного отказываться грех. Документ подлинный, подтвердил Разуваев, подпись и печать на месте. И распорядился - зови, Авдотья, соседей, праздник будем устраивать. Что тут началось! Пир-новоселье, на всю улицу веселье! Веселились без устали, до самого утра, особенно веселились дети. Любил Степан детей, вся жизнь его была ими наполнена. А как детям в радости откажешь?
  Но с тех пор Разуваев на рыбалку больше не ходил, чтобы душу соблазном не испытывать. Потому что все же непонятно было, кто кого поймал – он рыбу или рыба его. Непутевый, одним словом.