Крыса

Алёна Шац
Крыса

Как прекрасен общественный транспорт! Особенно в городах. Особенно в больших. Эти атрибуты мегаполисов настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже себя без них не мыслим. В нашем сознании автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки тесно связаны с давками, грубостью, курьёзами, весельем и другими яркими эмоциями.
Трудно порой самому терпеть то, что происходит с пассажирами, но ещё труднее отказать себе в удовольствии наблюдать за этим со стороны. Поэтому я всегда сажусь в маршрутки в предвкушении нового захватывающего зрелища.
 Весенний день, в который произошла эта история, не заладился с самого утра: всё было против меня: ссора с мамой с утра и поспешный уход из дома привели к тому, что  я забыла зонт и попала под дождь.
 На улицах моего города было серо и сыро. Впрочем, как и у меня на душе. Все было как обычно. Люди спешили по делам и я, как частица этого нервного города, почему-то тоже спешила, хотя  и не опаздывала.
 Дабы поскорее попрощаться с ненавистным мне мелким дождиком, я подбежала к остановке в надежде победить за последнее свободное место, но потерпела  сокрушительное поражение.  Мужчина лет сорока, в огромных очках и чёрном пальто, с умным, я бы даже сказала, интеллигентным видом растолкал всех. Я никуда не спешила, но, когда  заветная маршрутка уезжала, почему-то почувствовала такое разочарование, как будто,  по меньшей мере, не села на поезд.
 Вскоре подошла следующая. И я, совершив фальстарт, оказалась в салоне первой. “Куда же сесть?” Я застыла на месте и после секундной паузы услышала недовольный голос:
-Девушка, рожайте уже быстрей! - я обернулась. Как ни странно голос принадлежал пожилому мужчине под шестьдесят. Самой примечательной чертой лица у него был нос. Длинный, корявый (видимо несколько раз поломанный), с бородавкой на кончике… ”Хам!” - подумала я про себя, но промолчала. И быстро села на двойное место, (что лицом по направлению движения) в середине салона. Тот мужчина занял  одиночное сиденье (тоже лицом вперёд). Люди повалили внутрь. Как хорошо наблюдать за давкой перед маршруткой, если ты уже сел. Две подружи-студентки, растолкав остальных пассажиров, прошли назад. Туда же прошествовала некрасивая полногрудая блондинка на огромной шпильке и с тенями синего цвета, поддерживаемая своим неприметным спутником. На ближайшее к двери место (то, что спиной назад) плюхнулась миленькая бабушка в шерстяной кофточке и платочке. У неё было приветливо-смешное лицо и трудовые руки, сгибать и разгибать которые, ей стоило большого труда. “Возьмите” - сказала девушка-подросток маленького роста в кедах, и с рюкзаком через плечо, с большими голубыми глазами, подав пенсионерке сумку с помидорами и сев рядом. В обнимку вошла влюблённая пара. Молодой человек галантно уступил даме одиночное место боком, а сам дополнил тройку сидящих спиной. Итак, осталось последнее место. 
-Места есть? - голова женщины приятной наружности просунулась в дверь. Увидев свободное сидение рядом со мной, она вскочила в маршрутку, захлопнула дверь и устроилась - Хорошо, что  успела!
Маршрутка укомплектовалась - мы тронулись. Все сразу же полезли в кошельки и стали передавать за проезд. Девушка-подросток  взялась собирать деньги.
-Все передали? Водитель, возьмите. Должно быть пятнадцать рублей сдачи. Мелочью, - и девушка с довольным видом уставилась в окно. Водитель пересчитал деньги.
-Откуда же здесь сдача? Тут ещё и недостает! Кто не оплатил?
Тишина. Каждый мысленно вспоминал, кто точно передал за проезд.
-Все передали!  - уверенным тоном сказал пенсионер-хам. - Это, наверное, вы ошиблись. Или не ошиблись…
-Кто у нас такой умный?  Я, что, по-вашему, ворую?! Оплачивайте, я сказал! -по тону водителя можно было понять, что он не склонен к длительному диалогу. Все молчали.  Но по выражению лиц  и якобы случайным, мимолётным взглядам  можно было угадать, кто кого подозревает. Прошло минуты две. Долго так продолжаться не могло. Нашу пионерскую тишину нарушил, повернувшийся, красный как рак водитель:
- Я, что из своего кармана эти 35 рублей доложить должен? Да что вы за люди такие! Вкалываешь как вол, а уважения ноль! Вези их бесплатно! Вы, небось, то свой труд уважаете! - и, к всеобщему удивлению, мы развернулись и поехали обратно.
Что тут началось! Девочка-подросток округлила свои и без того большие глаза до невероятных размеров, эффектная блондинка кричала, что она и так опаздывает на важную встречу (“точно на распродажу косметики” - подумала я), пенсионер-хам яростно доказывал остальным пассажирам, что это водитель и украл часть денег, и даже бабушка-Божий одуванчик закудахтала, что у неё “уже и так помидоры все покисли”! Только влюблённые не разделяли всеобщего негодования. Девушка, строя глазки, глупо хихикала, а парень, дабы повеселить спутницу ещё больше, смешным полушёпотом спросил:
       - Кто же крыса?
Как обычно бывает то, что не должен был услышать никто, услышали все. Этот случайный вопрос запустил сложный механизм мыслительного процесса у всех пассажиров. Я, почти физически ощутила, как напрягаются извилины у моей соседки. Косые, пристальные, или, напротив, быстро отводимые взгляды … Каждый разбирался в ситуации. И на этот раз гробовую тишину нарушил водитель, опять развернув машину, на этот раз в нужном направлении:
-Возьмите обратно ваши деньги. Разберите и оплатите заново. Каждый за себя” - и протянул деньги растерянной голубоглазке. Все застыли и секунды две пребывали в своих прежних позах. Голубоглазка аккуратно придерживала левой рукой десятки, находящиеся в правой ладошке, бабушка причмокивала губами, глядя на деньги, а мужчина-хам остолбенел в позе оратора призывающего толпу к бунту. Этот стоп-кадр нарушил крик, сорвавшийся на визг двух подружек сзади: “Передавайте деньги!” После этих слов все словно взбесились: поднялась страшная возня, каждый хотел получить деньги назад и не зная, как это сделать направлял свою энергичную агрессию в тысячу мелких движений.
Тут, к всеобщему удивлению, мужчина-хам быстро приподнялся с места, пронырливо выхватил у девушки деньги и плюхнулся обратно. Я обалдела:
-А вам не кажется, что вы наглеете? - пассажиры переводили взгляды с меня на пенсионера.
-Нет, не кажется. Был у меня  уже в практике такой случай, когда я платил за кого-то.
Обида вскипала, я чувствовала, как быстро и неравномерно бьётся сердце и глаза наливаются кровью:
-А мы что меньше вашего заслуживаем деньги назад?
-Я не знаю, и знать не хочу чего вы там заслуживаете! Я вам не меценат! Вот, видите, я забрал то, что передал”; с этими словами он положил деньги в карман, а остальное передал голубоглазке.
-Передайте назад! - послышался голос одной из подружек.
-Подождите! - голубоглазка принялась трясущимися руками отсчитывать 35 рублей.
-Передавай! Вы что там впереди самые умные, думаете? Сами всё заберёте, а кто оплатил с носом останется? - подала голос блондинка  сзади.
-А я, что? Я, как и мужчина своё забираю, - голубоглазка положила деньги в кошелек, а кошелёк в сумку и напустила на себя невозмутимый вид.
-Внученька, отсчитай, бабушке. А то я вижу плохо…
-Бабуля, мы на очереди следующие! Девушка, передайте! - послышался голос сзади.
-Да как же так! Ведь все же видели, что я платила! Внученька, отсчитай 35 рублей.
-Девушка, назад передай! ; голубоглазка застыла в нерешительности, а потом выдавила тихим шёпотом:
-Разбирайтесь сами. Мне всё равно ; и под косыми взглядами пассажиров протянула деньги назад, однако бабулька уже успела выхватить 40 рублей по десятке. Со всех сторон раздались возмущенные охи.
-Вот тебе и не видит! ; рассмеялся мужчина-хам.
-Я не для того всю жизнь работала, чтоб в старосте буржуев за свой счёт катать! - сказала бабушка и принялась внимательно рассматривать сколько же она успела выхватить.
-Бабка, ты 40 взяла.40! А проезд 35, -блондинка всё не унималась.
-Отстаньте от бабушки! Лучше давайте разберемся, кто не оплатил…- подала голос моя соседка
-Ну, а пока вы разбираетесь, мы разберём свои деньги! - сзади уже под жадными взглядами остальных  блондинка раздавала добычу!
-Подожди те же! Что вы за люди такие! Лишь бы своё забрать. Давайте сначала. Я и девушка оплатили точно. Это видели все…; но этот монолог, призванный разбудить совесть жадных пассажиров никто не слушал, да и при таком визге, смешанном с вознёй  никто кроме меня  не мог слышать. Деньги уже снова передали вперёд и парень с девушкой  поспешно рассовывали то, что им досталось по карманам. Осталось 20 рублей.
-Кто ещё не получил денег? - спросил парень протягивая руку в нашу сторону.  Все злорадно уставились на нас, видимо, в надежде увидеть бой не на жизнь, а на смерть за эти  оставшиеся 20 рублей.
Женщина молча взяла деньги. Я, дабы не показывать своей обиды, резко заинтересовалась видом из окна.
“Я и оплачиваю проезд крысы. Здорово! Нечего сказать, просто здорово!”  - подумала я про себя.
-Что, уже всем хватает денег?  - с иронией в голосе сказал мужчина-хам, кидая на меня косой взгляд.
-Нет, девушке не хватило. И мне половины денег недодали - ответила ему моя соседка.
“Эх, если бы я сидела на другом месте,” - c горечью подумала я.
Я  и женщина рядом со мной заплатили в тот раз дважды. Настроение было испорчено на весь день, и я, выйдя на своей остановке, ещё долго  не могла справиться с бурлящим в моей душе отвращением. Отвращением ко всем пассажирам и себе в том числе. Я прекрасно понимала, что  вместе со всеми пережила в той маршрутке “приступ алчности” и ещё долго размышляла. Ехала ли в той маршрутке крыса или крысы?!!