Z-триз. дискуссия. 26. один из нас. набросок мемор

Виктор Сорокин
АССОЦИАЦИЯ ТРИЗ. СЕКЦИЯ «ТРИЗ-ОБЩЕСТВО-ЧЕЛОВЕК»

НАБРОСОК МЕМОРАНДУМА

7-8 июля, во время 3-го съезда ассоциации «ТРИЗ» (Петрозаводск, 5-10 июля), была создана секция «ТРИЗ–ОБЩЕСТВО–ЧЕЛОВЕК». Предлагаю членам секции набросок меморандума, являющегося моей субъективной расширенной интерпретацией результатов нашей дискуссии.

Дискуссия позволила нам выявить специфичность (обозначу ее без какого либо символического содержания символом Z) и общность нашего мировоззрения, а именно:
На наш взгляд, высшей, философской целью человека является создание общества (сообщества),  о с н о в а н о г о  на принципе максимального производства доброты (любви, душевности) и гармонично развивающегося  в о  в с е х  отношениях.

Такая формулировка высшей цели (или Z-цели) позволяет применить к ее реализации методы общей кибернетики (как науки о реализации целей), в частности с легкостью построить в первом приближении дерево целей и средств.

Z-цель побуждает нас видеть в Z-сообществе самую привлекательную для каждого из нас ценность и потому ставит перед нами задачи сплочения, взаимопомощи, преданности сообществу, способности разрешать внутренние противоречия, гармоничного саморазвития каждого, увеличения душевности и эстетики межличностных отношений, а также наращивания могущества и конкурентоспособности при взаимодействии с внешним (относительно нашего сообщества) миром во всех отношениях (в первую очередь в экономическом, интеллектуальном, духовном). Следовательно, мы возлагаем на себя нелегкую обязанность совершенства различных сторон своего Я – этической, интеллектуальной, эстетической, психологической, организационной...

Разрабатывая (и проверяя по возможности на практике) концепцию Z-сообщества на протяжении трех десятилетий, хотелось бы поделиться убежденностью (кстати, объясняемой в кибернетике «сверхэффектом» системного подхода) в том, что решение множества перечисленных выше задач, рассматриваемых единосистемно, существенно отличается от суммы частных высокопрофессиональных решений (не говоря уже об узкопрофессиональном подходе). Взгляните, например, на самоограниченную эстетику, из которой изгнаны интеллект, дух, душа...

Кибернетическое могущество системы определяется множеством ее возможных состояний. Любое сообщество, объединенное по малому числу (обычно одному – духовному, душевному, интеллектуальному, экономическому или эстетическому) оснований, непрочно; оно неспособно противостоять большинству неожиданных внутренних и внешних соблазнов и воздействий. Так, чисто интеллектуальное сообщество, основанное, скорее всего, на стремлении превосходства над другими или использовании интеллекта в качестве лишь эффективного экономического средства, рано или поздно должно распасться: сообщество эгоистов внутренне противоречиво, особенно, если тщеславие подогревается экономическим реваншем. Впрочем, в дилемме, что для чего – человек для интеллекта или, напротив, интеллект для человека – мы выбрали второе не только на основе логического анализа, но прежде всего из-за ощущения более великого (нежели быть просто высокоэффективной машиной) самопредназначения человека.

Итак, обратим внимание на самую большую трудность, стоящую на пути к нашей цели.

С философско-кибернетической точки зрения, самыми значимыми типами личности являются, на мой взгляд, романтики и прагматики. Первые прекрасны, но во все века были объективно (прежде всего экономически) слабыми. Вторые непривлекательны, роботоподобны, живут в конечном счете чаще всего ради удовлетворения физиологических потребностей, но именно они, несмотря на одновременное порождение негативных последствий, двигали и двигают материальное развитие мира. И потому мы должны отдать должное ассоциации ТРИЗ (и ее создателю), собравшей под своей крышей и тех, кто претендует на более широкую самореализацию, на совмещение романтизма и прагматизма («коммунизма» и «капитализма»). Короче, наша центральная трудность состоит в том, чтобы, не отказываясь от живой души, достигнуть и материально-экономического могущества – причем, в развитом капиталистическом обществе и без первоначального капитала. Надежду на решение этой чрезвычайно трудной задачи дают сверхэффект системного подхода и самые эффективные методы организации мышления.

Первым шагом на этом пути является, очевидно, создание соответствующей организационной структуры. Однако ситуация не позволяет нам отсрочить на потом и все прочие частные задачи (построение или поддержание счастливой семьи, освоение рыночной экономики, душевное и духовное общение и т.п.). Каждый из нас должен учиться идти сразу «по всем направлениям» [а по какому-то одному (двум) – узкопрофессиональному (для заработка) – с особо высокими качеством и темпом]. Так, мы не можем отсрочить создание «кодекса чести», ибо от его качества зависит прочность Z-сообщества, следовательно и уровень взаимопомощи (в том числе деловой, экономической)...

8 июля в 24.00 большинство присутствующих проявили себя в качестве основателей Z-сообщества. По-видимому, этот момент следует считать рождением нового, душевно-духовно-интеллектуального Z-движения (входящего в «ТРИЗ»). Все присутствовавшие приобретают право первоначального решающего голоса и кооптации новых членов (пока из АТРИЗ). (Просьба ко всем присутствовавшим подтвердить свое желание быть постоянными членами нашей секции.) Приглашаем каждого дать свои предложения по дальнейшей организации нашего сообщества.

Функцию информационной связи между членами сообщества на себя временно взяли: Лариса Шрагина (Украина, 270011, Одесса-11, а/я-3) и Виктор Сорокин (Mr. Victor Sorokine. 45, rue Victor Hugo, 94370 Sucy-en-Brie. France. Теl.: (1) 45.90.00.17 (Париж). Или звоеить в редакцию газеты «Русская мысль»: (1) 42.35.56.81.

С нескрываемой надеждой и безграничной любовью к Каждому из вас,

Один из нас [ВИКТОР СОРОКИН]

Париж, 12 июля 1993

***

Дабы не пропадало место несколько мыслей для размышлений.

Душа – область психики, ощущающая желание осчастливить мир (любимого человека, свое сообщество, все человечество); феномен души: даря, она становится счастливее и сама (раздавая, становится богаче). Яркие представители такой души – Иисус Христос и Александр Грин. Душевным гением человеческого сострадания является, на мой взгляд, А.Галич.

Дух – психологическая сила, требующая от личности достижения поставленных целей, а в случае Z-человека – максимальной реализации его потенциала творить добро. Пример великого духа мы видим в «Чайке Джонатан Ливингстон» Р.Баха.
 
Сознание – способность психики отражать все внешние явления (внешние по отношению к этой способности; следовательно и логические операции) и проводить над отражением логические операции. Талантливейшим специалистом по повышению эффективности и организации мышления я считаю Пабиска Георгиевича Кузнецова (Москва).

Интеллект – наиважнейшая характеристика сознания, измеряемая скоростью производства принципиально новой (для самого субъекта) информации. Один из самых выдающихся специалистов по развитию интеллекта – Г.С.Альтшуллер.

Ценность – величина эмоции, которое может возникнуть у человека при потреблении вещи (любой природы!). Имею краткие разработки на эту чрезвычайно важную тему. О других похожих работах мне пока не известно.

Социально-экономические модели. Необычайно ясное представление о них дает работа Б.Бруцкуса «Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе» (см. «Новый мир», №8, 1991 или 1990?).

Z-сообщество. Объективно самая большая заслуга в его появлении принадлежит Г.С.Альшуллеру, создавшему саморазвивающееся интеллектуальное  д в и ж е н и е  ТРИЗ. Попытка построить модель совершенного человека и Z-сообщества сделана мною в неопубликованной книге «Свобода и Совершенство». Хотелось бы, чтобы с помощью нашего коллективного участия эта краткая модель стала бы непрерывно саморазвивающейся, чтобы она выполняла функцию ГЕНА эффективного и гармоничного саморазвития и самосовершенствования Z-сообщества и Z-человека. Не личности, но именно этот ген и наше сообщество должны стать нашими кумирами, уравнивающими достоинство и авторитет каждого из нас. Тщеславие абсурдно и неэтично; так превратим его в стремление на постоянное превосходство над самими собой!

Один (и чрезвычайно важный) пример из системного подхода к совершенству: высокорачительная и высокоэффективная экономика есть явление и в высшей степени эстетическое (да и духовное, и т.д.).

В.Сорокин