Литературоведение от Клоуна

Анатолий Шинкин
   Литературоведение от  Клоуна

         Более полутора лет болтается по инету  шут  в колпаке.  Прочитывает произведение, задумывается на минуту…  Да, меньше, на секунду задумывается и выдает фразу, иногда с большой буквы – Фразу! Сегодня перелистал и выбрал касающееся литературы, рейтинга и Прозы.ру. Обратите внимание, шут не вставил слова-бренды продвижения в заглавие: дурак, что с него.

                ПРОЗА,РУ

- Общество разделилось на классы: богатых и завидующих богатым. Богатым литература "по барабану": у них и так все есть, завидующим читать некогда: времени на зависть едва хватает. Ну а сохранившим в себе человеческое за глаза хватит классики. Вот такую максиму выдал и сразу засомневался: а мы на Прозе к кому? А, может быть, мы и не литература?

- Только на Прозе.ру вы найдете двести с лишним тысяч вариантов ответов на вечные вопросы.

- "Взялся сочинять, равняйся на Толстого." - хороший принцип, и, может быть, кто-то ему следует, но зачем нам много Львов Толстых. На сайте двести тысяч авторов, столько же мнений, развлечений, времяпрепровождений и т.д., и т.п. Не все пришли сюда создавать монстра, под названием Великая Русская Литература. Каждый автор - душа, судьба, человек, а его произведения - "тихий огонек его души"(гр.Високосный год). И спасибо Сайту, нас приютившему.

- На прозе большинство авторов "просто лечатся". И это здорово. Зовите всех к нам, в мир выздоравливающих людей.

- В инете мы сеем мудрое, со знаком плюс и минус, и глупое, с теми же знаками; и все находим своих слушателей. Моральное удовлетворение - это не деньги, но тоже хорошо. Слушай меня, Мир!

- Кнопка, как кнопка. Не хуже всякой другой. Подленькой она становится, если рецензия с похвалой, а нажата красненькая. Так при чем кнопка? Это рецензент подленький. Неча на технику валить.

- Нам на сайте не обещали денег, и мы согласились публиковаться без материального интереса. "Согласились" не то слово, многие, и я в том числе, счастливы от возможности публиковаться и обретать читателей. У руководства сайта есть материальный интерес и "секрет-оружие" для его защиты - это нормально для деловых людей: предприятием должна управлять одна рука, просто, чтоб не развалилось. Демократия хороша на лавочке-завалинке: спорь, ори, пока лавочка не треснет.

- Есть люди, не умеющие жить без "борьбы". Они ищут ее везде, и чувствуют безграничное счастье, когда удается зацепить и вытащить на ковер очередного бедолагу. Борьба дерьмовая, ковер грязный, а правила они по ходу выдумывают. Посылать подальше и не ввязываться в дискуссию, другого рецепта не вижу.

- Очень хорошее сравнение списка избранных с книжной полкой: протянул руку и взял книжку "на грусть" или "на веселье", или "для души".

- По Прозе нужно бродить, гулять, дефилировать; смотреть, влезать в двери, если не хочешь, чтобы ручка твоих ворот покрылась плесенью.   

- Писательство - дело индивидуальное, и подъем Российской словесности - работа над собой, над своими произведениями. Литература складывается из личностей, а не поднимается пластом "все вместе, чохом, вверх, и подтяните вон того до среднего уровня."

- С Прозы.ру за погруженность в свой внутренний, никому другому не нужный мир, не выгоняют.

- Странно считать пустыней город со двухсоттысячным населением. Вспомнился анекдот: некто просил у бога денег, хоть в лотерею выиграть.
- Без проблем, - ответил Бог. - Но ты хотя бы билет купи.
Недостаточно просто прийти на рынок, разложить товар и ждать покупателей. Реклама - двигатель торговли.(Не я придумал, а жаль) Общайтесь, читайте, пишите рецензии, а накопятся балы, продвигайте свое творчество. Я на сайте бываю меньше двух недель в месяц(специфика работы), но число читателей перевалило за сто тысяч, чего и Вам желаю.

- Мы все: хорошие и плохие, писатели и графоманы - части замечательного пространства Проза.Ру, а закрытые страницы - дыры, а, может быть, раны, с болью, пустотой, безнадегой.

- Бродя по сайту, порой встречаю произведения литературно беспомощные, но дышащие добротой и теплом. Перечитываю и греюсь душевно, и бог с ней литературностью.

- Нравится, когда литературное произведение звучит, как музыкальное. Читаешь, слушаешь и думаешь о вечном, - это, как по кладбищу бродить. В подобных произведениях очень важно, чтобы не было фальшивых нот и диссонансов. Одинокая звезда сквозь косящий снег не может быть видна с пола, поднимите ее на рояль.

                РЕЙТИНГ
               
- Пишу рецензии, иногда от души, порой просто так. Люблю читателей, люблю, когда много читателей. Рейтинг "использую" для привлечения читателей.

- Относительно объективным был бы рейтинг от группы пользующихся всеобщим доверием судей-рефери-экспертов. "Относительно", потому что и судьи живые люди, с предпочтениями и интересами; или рейтинг обезличенных(без имени автора) произведений, что невозможно.

- Наш рейтинг мало обманывает читателей и быстро приедается авторам, но пусть будет: людям нравится соревноваться, брать препятствия, покорять вершины и штурмовать заборы - это в человеческой природе, а против нее не устоять.

- Употребляйте в названиях слова Рейтинг и Проза.ру и всегда там будете.

- Не будет этого рейтинга, начнут выдумывать другой, не факт, что лучше. Людям свойственно соревноваться: карабкаясь, оглядываясь и отталкивая соперников, рваться к вершине. Пущай лезут.

- Флудерастим. А шоперделать? Когда произведение в рейтинге, количество читателей вырастает в разы. Автор без читателей - глас вопиющего в степи. Либо флудить, либо платить за главную страницу. Без читателя, как без допинга, подсел. Флудить обещаю.

                МАТЮГИ

- Оттенки и нюансы в русской лексике (в том числе и ненормативной) - это кладезь красоты и юмора.

- Матерщинка добавляет не перчинку, а грязючку.

- Литература - это не совсем жизнь, как дом не улица. Мат - это уличная грязь. Если хотите реалистичности и "правды жизни," исключите матюги хотя бы из авторской речи

- Ругаетесь без фантазии. Выругайтесь один раз, но чтобы "стреляло", чтоб не порнушно, а художественно.

- Голая женщина за полупрозрачной накидкой гораздо сексуальнее, чем, просто, голая. Крепкое слово, обозначенное, но неназванное, подействует сильнее.

- Я не против "простонародных слов и выражений", но, используя часто и необоснованно, получаем антиэффект.

- Прямой резон поубавить матюгов, чтобы не отпугивать существенную часть читательской аудитории с тонкой душевной организацией, которых от грубости коробит, а иногда и корчит.

- Что тут скажешь? Х... да Х... - сплошная х...ня.

-  Анекдот "в тему": старенькая профессорша, специалист по ненормативной лексике - матовед, если проще, проходя мимо стройки, возмутилась, как неграмотно строители ругаются: совершенно пренебрегают классическими канонами. Взобралась на третий этаж, дала "Мастер-класс". До этого дня в  бригаде производственного травматизма не было, а тут сразу трое с лесов свалились.

- По жизни строитель, и мат мне знаком непонаслышке, но в худ. лит. стараюсь избегать. Крепкое словцо нужно обосновать, что не каждому дано, чтобы выплеснулся человек органично, богато и разнообразно. Мат - крепкое слово. Когда есть эмоция, экспрессия, взрыв, выплеск, почему бы и не употребить. Но напичкать текст запредельной лексикой и думать, что он станет ярче - утопия.
               
                ИНТЕРНЕТ

- Будущее, безусловно, за электроникой. Листая монитор, несколько труднее "погружаться в страсти", но, думаю, - это дело привычки. Плюс новые возможности: музыкальное, иллюстративное сопровождение текста. Осталось научиться получать за электронную литературу достойную оплату.

- Интернет мобилен, доступен, информационно насыщен и, безусловно, опережает печатную продукцию, и мы, плохие ли  хорошие, авторы этого пространства.

- Хочется книжку: подержать, полюбоваться, понюхать, ощутить. А дальше? Не покупают. И будут покупать еще меньше: все можно прочесть в интернете. Нужно учиться бескорыстно радовать читателя в удобоваримой электронной форме.

- Все летят "галопом по Европам", осиливая за раз не более полутора страниц. Боюсь, мы вынуждены этому размеру соответствовать. На бумаге, все одно, не издадут, так хотя бы здесь прочитают


                ГРАММАТИКА

- У иных авторов неграмотность - товарный знак и предмет гордости. Читать произведение с ошибками, как анекдот из уст заики слушать.

- Указывать на ошибки нужно: тексту "висеть" долго, и "светить" ошибкой-опечаткой не хочется. Делать это по-доброму, дружески и воспринимать указание на ошибку как обычную практику.

- Оригинальность в простоте и теме, а в плохой орфографии оригинальности нет: таких "оригиналов" на сайте неудобно говорить сколько.

               
                ГРАФОМАНЫ

- Хочется создать, но лень. Ленивый Графоман. Если ленивый, то не Ман, а, пожалуй, и не Граф

- Бессмертие - это навсегда? Увольте. Я в графоманы.

- О графомании пусть думают графоманы... И пишут о том, что надумали

- Король без свиты не король, поэт без слушателей не поэт. Сейчас больше пишущих, чем читающих поэзию. Кончилась аудитория, и уходят последние Великие. Новых величин в Русской поэзии, думаю, уже не будет. Доступность интернета увеличила количественно армию литературно упражняющихся индивидов. Не поддержать похвалой вновь обращенных, как минимум, не гуманно. В спорте массовость рождает чемпионов, а вдруг и в литературе?
     В Пушкинские времена каждый дворянчик что-то кропал в альбомы и держал в кармане пару-тройку экспромтов собственного сочинения, и Солнце Русской поэзии взошло. Чем мы хуже?
     Сочинившие стишок или опус уже начали учиться чувствовать и думать. Если скромная похвала позволит автору повысить самооценку, то моя рецка сыграла положительную роль, а литература от этого хуже не станет, она давно достигла таких глубин, когда самоочищение ее происходит, как у озера Байкал естественным порядком.
     Новые Вознесенские и Евтушенки, возможно, подрастают в интернете, но будут ли их имена "на слуху" у нескольких поколений? Маловероятно.

- Сам пиши, сам плати, а на сайте еще и сам читай свой неформат. Судьба такая.

- Клеить язык графомана, как и всякий другой ярлык, ближнему не готов. Вход на территорию литературы свободен, и не нужно воздвигать искусственных препятствий. Людям хочется излагать свои мысли письменно, и, ради бога, пусть себе пишут, хоть круглые сутки. Никто не заставит нас читать не интересное, а человечек подарит себе немного удовольствия, и еще одним счастливым придурком на земле станет больше.
  С улыбкой, счастливый придурок.
 

                РЕЦЕНЗИИ

- Пожалуй, брошу сочинять рецензии: ты к нему по-человечески, с открытой душой и пылким чувством, а он: "Спасибо." На фиг нужно!

- Когда я пишу злые рецензии - это нормально, а мне за что?)
 
- Зазнайство и крутизну не приемлю. Пишу рецензий много, пусть и безответных порой. Ну, а сидящие в ожидании Славы... - пусть себе.

- Мне нравится рецензии строчить и ответы на них получать: не писатель я, так кропаю, но нравится, когда накропанное читают и отзываются. Время провожу нескучно и, что? К стенке меня?

- Рецензировать-не рецензировать, отвечать-не отвечать - это личное дело автора! Создавать на сайте, нас приютившем, обстановку доброжелательности, вежливости, комфортности, взаимоподдержки и толерантности наше общее дело. Большинство авторов не нужно агитировать за означенные постулаты. Независимо от таланта и популярности, мы имеем примерно равные возможности. "Вопросы графоманства, нетленности и вечности оставим времени, которое мы нескучно проводим на Прозе.ру"

- Читайте, пишите рецензии (на три Ваших, одна Вам). Накопите баллы, и на главную страницу. На верхушке рейтинга авторы, проводящие время в написании рецензий. Это есть факт.

- Достойные рецензии пишут достойные авторы. Недостойные от полудостойных, полувежливых, полуграмотных, не совсем умных.

                ЛИТЕРАТУРА

- Если литература не учит хорошему, значит, она учит плохому, или она не литература.

- Литература - это не совсем жизнь. Будьте субъективны, и Ваши герои пусть говорят своими голосами.

- То, что глагол не употребляется в той или иной форме, для русского языка обычное явление, и способ пошутить для юмористов

- Литература интересна нарушением правил и канонов. Давайте нарушать

- Кризис в литературе величина постоянная. Литература всегда в поиске нового, а иначе не было бы литературы.

- Произведения "военных" на сайте имеют несколько общих черт: правдивость, патриотизм, честь и позитив, нет нытиков среди "военных".

- Литература, созданная по правилам и канонам, но не несущая света и тепла только красивая игрушка.

- Прежде литераторам было, чему служить: Россия росла и крепла вместе с русским народом. Нынче понятие Родины размывается, а Российская элита предпочитает именоваться гражданами Мира(будто они там кому-то нужны). Великая(золотая) литература рождается, когда есть, для кого и во имя чего. А сейчас? Для благополучия? Выпендрежа?

- В России жить между двумя жерновами обычно. Так прошел Золотой век и Серебряный, и мы в бумажно-электронном ищем, кто бы нас придавил и помолол, исключительно, для качества создаваемого, ну,... и для биографии немножко.

- Комиксы в России не приживаются, может быть мы "глубже"?

- Есть авторы, далекие от литературы, но настолько самобытные, энергетически заряженные (монитор от них дымится), что готов простить и отсутствие рифмы, и присутствие опечаток и ошибок. Бесконечные споры на тему: литература-нелитература, талант-неталант, графоман-писатель с большой буквы, - от лукавого. Судьей литературного произведения может быть только время. Уверен, были певцы и поярче Гомера в его время.

- Без внимания читателей страница померкнет. Рукописи не горят, но гниют.

- Зачем русским иностранный учить, если мы все прекрасно можем изложить на "великом и могучем", а коли не поймут, ну, кто им виноват? Пусть учат русский.

- Будем надеяться, что шедевр сегодня родится, хотя по опыту знаю, что ждущий "искру" момент ее возгорания обычно пропускает.

- Составление слов в предложение требует напряжения серого вещества, что, в свою очередь, ведет к развитию. Больше пишущих, больше развивающихся. Все занимаются литературой, и у нас общество мыслящих людей. Разве плохо?

- Выдумывают свои опусы исключительно из головы, а ведь можно еще выходить ногами, выносить руками, согреть дыханием, выблевать желудком... Вот это будет ЛИТЕРАТУРА, со всех больших букв.

- Литература давно сдала позиции влияния на умы. Теперь она развлекуха для снобов и эстетов. Вы себя к кому?

                О КЛАССИКАХ

- При жизни у Льва Николаевича аудитория была в разы меньше, чем сейчас. И ничего, выжил. В принципе, без многого можно обойтись: и без компьютера, и без Толстого, и без воды три дня, и без пищи сорок. Но не хочется лишать себя удовольствия поесть или необходимости почитать, или прихоти - последовать за учителем. Мы люди, мы разные, и всегда найдутся те, кто будет читать Толстого.

- С Пушкиным и Гоголем уже прошел через жизнь. Мои школьные учителя литературы, ежегодно сменяемые, учили литературе строго по программе. Когда я сказал, что томик "мертвых душ" у меня всегда на столе, наша А.Д. вытаращила глаза как на полного придурка.

- Сатира и юмор Чехова не от злости, а от боли за несовершенство человека и человеческих-нечеловеческих отношений. Поклон его творчеству.

- Помнится, В.Хлебников грелся у костерка из своих стихов. Перед костром из мыслей неплохо думается.

                КРИТИКА

- Без критики и нормального к ней отношения превратимся в болото и сгнием. Расти, точно, не будем. Начинать с себя. Терпимо относиться к замечаниям.

- Я против критиканов, но, когда появляются злобные однодневки, пусть будут. Большого вреда не сделают, а поверхность колыхнут. Волны создают движение... или его иллюзию.)

- Не знаешь, что отвечать на похвалы: приятно, а не то. Ругательные предпочтительнее: значит, задело. Молчание убивает.

- Ищущий находит и талантливых авторов, и произведения, от которых "сердце сожмется, и душа в немоте захолонет". Критикующие сайт знатоки все более проявляют свою главную позицию: ранжировать нас и построить, якобы, для чистоты литературных рядов. А мы вот такие разные: красивые и не очень, умные и не всегда, открытые и любопытные.

                РАЗНОЕ

- Учитель дает урок тридцати ученикам, он делает большое, нужное дело. Если у Вас двадцать читателей, имейте ответственность учителя и не обманывайте их ожиданий.

- Одному автору написал: "Пишите прозой", а он ответил: "Дык, это и есть проза... Проза жизни." Гениальный ответ, многих поэтических строк стоит.

- Золотые слова: "Прозу, как стихи" и "Если сердце поет - ты повсюду поэт." Подписываюсь обоИми руками, завидуя чернюще рифмовать умеющим.

- Прозаик на земле стоит крепче, даже выпивший, а поэт и трезвый парИт.)

- Совершенством любуешься, изъян любишь. Говорят, "изюминкой" в речи Ильича была легкая картавость, что и принесло ему всенародную любовь.)

- Мы ответственны перед читателем, пусть и одним, которому ни с того, ни с сего,  вдруг понравилось наше творчество. Встал на дорогу, иди, не мажь соплями обочину.
 
- Герои не уроды на Прозе.ру не приветствуются.

- Точно подмечена связь между злобностью и талантом: произведения доброжелательных авторов веселее, интереснее, читабельнее.

- О начале новой жизни уже столько насочиняли... Наверное, лучше выпить,.., хотя и выпито уже не мало.

- Профессионал, если литература - способ заработать на жизнь. Пусть он не создает "нетленного", "Вечного" и пр., но, если он с утра до вечера "создал" энное количество литературных строк, и получил за них некоторое количество денег, он объективно профессионал литературной работы. А талант, гений, графоман... - это из другой оперы.

     Володя Морган Золотое перо России
- Володя, когда вижу в стихах слово "мирозданье", дальше не читаю: вам имя Легион.
- А и пшёл вон! Только тебя тут не хватало!
- Странный снобизм: мы здесь равны, как в бане, или вы уже так поднялись, что можете пренебрегать читателями?
-Так думается? Пшёл, п-ста...
   
    Вот так шута-клоуна-джокера послали однажды в самом начале странствий по пространству Прозы.ру. И правильно: неча на классиков и лауреатов замахиваться.