42. Время пришло

Александр Баланин
- Почему ты уходишь?
- Время пришло.
- А я?
- А ты как знаешь...
- Раньше ты не был таким... таким безразличным ко мне.
- Я не безразличен. Просто ты погорячилась с ошейником на поводке: это для собак. А я кот: хожу, где хочу, гуляю сам по себе.
- Это устраивает только тебя!
- Да. Но ведь устраивает!
- А как же я?!
- А ты как знаешь.
Помолчали. Но тишина была пронзительно звенящей, и она не выдержала:
- Возвращайся, а?
- Вряд ли. Да и не ухожу я никуда. Просто с вами меня не будет.
Алиса вздохнула:
- Ты всегда думаешь только о себе. Разве это правильно?
- О себе не надо думать: о себе не надо забывать. Вот это правильно!
Они снова замолчали. И снова не вытерпела Алиса:
- Ты думаешь, это поможет тебе стать счастливым?
- Счастье не в этом.
- А в чем? В отсутствии несчастья?
- Нет. Но чтобы понять, что такое счастье, нужно испытать и то, и другое.
- Разве обязательно сравнивать?
- А разве ты можешь сказать, любишь ли ты ананас, если никогда его не пробовала?
- А разве я не могу быть счастливой без ананаса?
Кот помолчал. И согласился:
- Тоже верно: чем больше ты знаешь о жизни, тем больше тебе нужно для счастья.
Теперь задумалась Алиса.
- Получается, чем больше знаешь, тем меньше счастлив? Зачем же тогда учиться?
- Это умному для счастья нужно многое. А мудрецу - ничего.
- А что нужно для счастья тебе?
- Дорога. Страннику всегда нужна только дорога. Остальное он найдет в пути.
- В пути - куда?
- Неважно. Цель ничто, путь к цели всё. Для меня главное - движение.
И снова замолчали.
- Ну, что же, тогда счастливого тебе пути! И если дорога снова приведет тебя сюда, вспомни обо мне. Пожалуйста, вспомни!
- Я и так никогда тебя не забуду: я ведь люблю тебя.
- Тогда не уходи: разве любовь - это не счастье?
- Любовь? Любовь счастьем бывает очень недолго. Потом она... в общем, что угодно, только не счастье.
- Похоже, тебе не везло в любви!
- Напротив, очень везло!
- Значит, не везло тем, кто тебя любил. Вот мне, например.
Кот улыбался:
- Разве?
- Ну... - замялась Алиса, - просто хотелось большего...
- И неважно, чего хочется мне?
- А ты, что ли, знаешь, чего хочешь?
- Нет. Зато я точно знаю, чего не хочу: не хочу быть ничьей игрушкой, даже любимой.
Алиса покраснела, но не заплакала.
- Вечно ты так...
- Как?
- Я же хочу, как лучше!
- Кому лучше?
- Нам, кому же еще?
- А ты уверена, что знаешь, что мне нужно?
Алиса уже успокоилась.
- Конечно! Я лучше знаю, как сделать так, чтобы ты был сытым, чистым, обласканным.
- А мне ЭТО нужно, по-твоему?
- Этого все хотят, значит, это нужно всем, - отрезала Алиса.
Кот грустно улыбнулся.
- Знаешь, может быть, когда ты подрастешь, то поймешь: главное - чтобы было, чего желать! Если все имеешь, то уже ничего не хочешь. А так я могу мечтать о простых вещах: блюдце молока, теплом коврике в углу, ласковой руке на моей шерстке... Да мало ли, о чем еще мне можно мечтать! Счастье - это когда мечтать легко и просто. Счастье - это находить и вовремя терять, чтобы оставаться легким и независимым.
- А когда уже нечего терять?
- А вот это и есть полная свобода, истинная независимость, подлинное счастье!
И Кот потихоньку начал таять в бледно-голубом воздухе, как кусочек сахара в чае, смешиваясь с ним и придавая ему легкий привкус волшебства. И этот волшебный на вкус воздух растекался по всей Стране Чудес, будоража воображение ее жителей и нечаянных странников, неведомо как здесь оказавшихся. И рождались новые чудеса, маленькие еще, но всё равно уже чудеса, и всё вокруг, прорастая, почему-то тянулось к звёздам. Может, именно там родина чудес, а здесь они такие же странники, как мы в их стране? И ни звука кругом, только шепот листвы и бормотание ручья, как заклинания ворожеи. И всё так волшебно, как только могло казаться. Но было ли таковым на самом деле, кто его знает? Чудеса никогда не предупреждают о своем приходе, а потому к ним никогда не бываешь готов.

И только одинокая фигурка маленькой девочки на пестром от маргариток склоне холма, несмотря на столь весёленькое обрамление, дышала грустью. Но это была лёгкая детская грусть, у которой не было будущего: она уходит быстрее, чем высыхают слезы. Куда уходит - кто знает?.. Может, где-то рядом, и завтра ты ее встретишь, и она с тобой поздоровается, а когда ты обернешься, чтобы разглядеть: да кто же это? - ее уже не станет, растворится в чистом воздухе, чтобы питать новые чудеса и дарить приключения новым Алисам...
А чудес так много, что Алис на все не хватает! Пусть и тебе повезет! Пусть?..