Испанское каприччио

Эстер Долгопольская
 

"Каприччио» — это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигурационных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие виртуозные каденции для инструментов solo, ритм ударных составляют здесь самую суть сочинения, а не его наряд, т. е. оркестровку. Испанские темы, преимущественно танцевального характера, дали мне богатый материал для применения разнообразных оркестровых эффектов". Пять частей исполняются без перерыва.
 (Н. А.Римский Корсаков)

                1. Во глубине Гибралтарской Горы.

   Высоко – высоко в небе над Гибралтаром летают большие птицы. Небо далеко простерлось до самой Африки.. Вон она, рукой подать. Обычный берег родного Средиземного моря. Там Марокко, так близкое многим жителям нашего родного государства.. И удивительно , что мы говорим с этими людьми на одном языке , вернее на двух замечательных языках: на иврите и на французском …

     Берега круты и очень высоко поднимаются над Землей , потому что… Гибралтар – это огромная серая скала издалека. Страшно подумать , что мы вот сейчас … въедем во внутрь этой огромной серой  скалы…


    Мини-автобусы атакованы десятками чистых белых обезьян, которые все, оказывается, внимательно и постоянно наблюдаются у целой армии ветеринаров, хорошо зарабытывающих , любящих свою работу и тех, кто им её дает…Постоянная работа.


   Моше-Моррис очень боится подвесной канатной дороги. Он не хочет идти с туристами и подниматься над Гибралтаром , как неизвестные огромные птицы…Он утверждает , что очень неважно себя чувствует  и - де поэтому не пойдет… У него  un vertige… А у нас с  Леной нет никакого "вертиж" - мы просто не пойдем и все…- Да ну ещё!…Чисто по-русски

Красавицы –израильтянки  - в небо не хотят!

     Обезьяны –тут , как тут – они хотят все , что есть у нас в руках и в сумках…
-Дайте! –просят по-гибралтарски…Английский Доминион не научил их английскому языку , а по-испански они почему-то тоже не говорят…


   Птицы и обезьяны - однообразны. Берега – обрывисты и  круты. Пещеры – глубоки и полезны для здоровья. Да ещё эта непонятная замечательная мелодия , исполняемая молодым виолончелистом…Готовится к вечернему концерту? Может быть вполне… Туристы  любознательны и щедры, а самолеты ,разбегаясь, кажется по воде, привозят все новых и новых…Со всех концов света! Вот  как мы въехали в эту совсем и не  страшную СКАЛУ,называется Гибралтар…с виолончельным сопровождением!

   Война, граница,  трагедии, оставленные дома и оставшиеся  после Второй Мировой Войны форты, трагедии,  потом достаток,  сила и… безграничное спокойствие сегодняшнего длинного-длинного дня… Пальмы. Чистые геометрически правильно прочерченные улицы. Как это связать все вместе, и зачем птицы все время так высоко кружат в небе, они же не снижаются за добычей –рыбами… Зачем?


   Виолончель потрясла больше всего…Ведь у Николая Андреевича указано, что вообще-то это произведение для скрипки и оркестра.

  Оркестра наших душ, заполненных информацией , любовью и тревогой … понимания не до конца. Виолончель не помогла понять… Понимание всегда не просто встретить…
 
                2. САДЫ АЛЬГАМБРЫ


   Вот тут мы сидели , отдыхая от красоты,  переходов и рассказов о временах прежних с Гаремом , войнами и перепитиями…

   А путь к садам Альгамбры проходит через поля Аспарагуса… Правильные квадраты аспарагуса на возвышенностях и во всей округе.
Аспарагус пахнет лилиями и теплым спокойным ветром…

  Андалусия, большая и зеленая,  встречает тебя в полях картонными (или железными?) быками и Дон Кихотами…Огромные эти куклы возникают вдруг, выкатываются из-за горизонта.  Весело смотреть на них и понимать тех, кто поставил их то  тут, то там, чтобы показать , каково определенное расстояние ,отведенное для жилого пространства  андалузцам…Ибо символы раздвигают горизонты мысли и указывают в даль неизведанную  и  светлую…  Там рестораны и бесконечные поля масличных деревьев, деревеньки , городки и полные  загадочных, легендарных, фантазийных и прочих тайн курортные пристанища. Чисто. Тихо. Спокойно.


 А вдали - то Гранада со своими садами …Садами Альгамбры…И дворцом…

   И дворцом, где в 15 веке произошло подписание Декрета (El Decreto de la Alhambra) об изгнании евреев из Испании… Вот с тех пор и ходим мы везде, ищем чего-то , работаем или не работаем , мечтаем и производим всякие прекрасные дела во имя …поиска СВОЕГО ПОКИНУТОГО когда-то Дворца с его рукотворными ,что очень важно, садами…Сколько меди , иногда тонких скрипичных вздохов или просто вздохов …А все по ним, по этим садам ,по этому дворцу …И не проходит тоска  по чему-то , что необходимо увидеть,  где  так хочется побывать…А отчего это? Да потому , что когда-то мы были там… И я , и Салех , и Моше-Моррис и даже Лена с Любой …Странно ,тайно все … и подлинно.

   Цвет красный. Прохлада , ручьи и фонтаны … А имена ? Эти
D.Ramos Ximenez de Quesada,Рафаэль Альтамира-и-Кревеа , а
Михаил Светлов? Они говорят ,что гранат и его красный цвет подарили нам название Гранада… А я думаю- ГрАнАда от гранде и grandiosidad-
вот два слова, которые стоят в истоках. Мощное тутти… Оркестр гремит…


   И только эта замечательная Красная А звенит в горле , срывается с губ, стоит в глазах и красит душу в незабываемый цвет - алый и пронзительный …

             3. Странное спокойствие садов Мадрида

   Кажется, что страсти родились в Испании. Смуглые красавицы – испанки, Гранды,усики, Малагенья, ФЛАМЕНКО  наконец!!! Да нет… Все спокойно в Мадриде. Мало шума, машин, демонстраций , чернокожих людей и вообще – сады, зелень, потому что, оказывается, зелени в Мадриде – больше,чем в любом другом городе Планеты …(Любители Таиланда,пошли вон!!!) Белые шары цветов на столбах , растущих из земли, и зеленые шары цветов на тех же столбах, даже в Гибралтаре…Как они их так вырастили?


    Страсти только в романах, может быть в 15 веке,когда евреев выгоняли, и когда эта жуткая инквизиция была…Но сейчас – полное спокойствие, даже во время самой любимой игры испанцев --- Ф У Т Б О Л …Только флаги на многих домах и организованная толпа людей в дни игр  родной Испании  в футбол на других континентах - все без криков , спокойно и достойно… А Прадо? – Тишина и почтение в залах…Все эти Фламандские ,Итальянские, Германские и Испанские школы выстроились в своем черном ,сером и белом – и строго молчат так …многие в высоких белых воротничках.
Так и положено им…отошедшим ,но не ушедшим…


     Деревья, озера, птицы и счастье… ГАРМОНИИ, ровного тепла и даже внезапно возникающего из НИЧЕГО летнего ливня повергают в состояние удивления и равномерного покачивания на волнах вечного раздумья о… нескончаемости жизни и счастья , которое только жизнь дает людям.

   Соло скрипки. Долгое. Виртуозное и вызывающее необъяснимое и полное соединение с исполнителем…


                4. Имена

    В Севилье (Sevilla)  я позвонила дежурному  и попросила прислать сантехника , потому что засорилась раковина. Я говорила по-французски , а испанцы понимают notre belle langue, но отвечают по-испански.. Я поняла , что сейчас придет кампаньеро  (companero) , и он пришел. Высокий блондин с серьгой в ухе , с татуировкой, глаза его сияли, и замечательным баритоном (испанским!) представился:-  Меня зовут Фернандес Альмагро Мельчор… Я загорелась и заворковала по-французски ,объясняя , что случилось…Он заглянул в ванную, сделал маленькое движение рукой и поднял рычажок позади блестящего крана: вода из раковины тут же ушла , а веселый Компаньеро сказал:-  Адье , Мадам!!!
!О, это -  Фернандос и далее по тексту …О!  (!именно так ставят восклицательные знаки в испанском языке!)


     АХ, я росла на всех этих потрясающих именах и фамилиях Испании:
Мануэль Фернандес Монтесинос, алькальд Гранады… Хосе Антонио Примо де Ривера, Мануэль Анхелес Ортис, Мартин Вомингес Беруэтт, а Федерико ГарсИя Лорка…
    А Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч, Маркиз де Пуболь (Salvador Felipe Jacinto Dali i Dominech, Marquus de Pubol)!!

   Эти мягкие ль , раскатистые ррр и бесконечные губо-латеральные б-в… Нет, это нельзя было даже слышать без мурашек… А уж когда я услышала
Музыку Мануэля – Матью де Фальи и "Испанскую рапсодию" Мориса Равеля, который оказался вовсе Французом , а не Испанцем, любовь моя ко всему испанскому  росла  так же быстро , как и тихий восторг от языка французского, который я была обязана ежедневно учить…

   Фуэнте Вакерос ( Пастуший Источник)- деревенька, где родился Ф.-Г. Лорка.

   А  Дон Кихот Ламанчский   (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha) испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547—1616) запоминался сразу, и  так  и остался прообразом  жизни…

   Это его образ витал над всем нашим странствием по Андалусии , даже над неправдоподобными Садами Альгамбры и над, казалось бы, так высоко парящими птицами в Гибралтаре…

     Медные , в основном трубы,  звучали во всю силу , несмотря на совсем беспомощного Дона Кихота или Дона Кишота, как говорят во многих странах…


     Да, а "алькальд" – это и всего-то …мэр города….

                (Осталась ещё и пятая история по числу пьес Н.А. Римского-Корсакова)

                5. КОДА*



  Гладью вод  пруды в садах струятся.
  Сдержанные строки, может быть,  друидов*,
  которые мне так часто снятся,
  рифмуются  с музыкой всех садов Мадрида…


 Музыка любой оперы сдержанностью  клавира
 так тебя  и хватает , так разжигает,
 что речные рукава Гвадалквивира
 за собой ведут и , словно  жига*, сжимают…


  Ах, эти зигзаги*,  в зелени, зигзаги…

  …На представленьях ФЛАМЕНКО
  в городе  Торремолинос  М а г и
 вдруг тебя в воздух поднимают  и едко
дымом разноцветным пугают,
свет выключают, плоды и вино приносят
и по-испански прилюдно имя  т в о ё   произносят!.

 Сдержанностью непонятной - соло скрипки
 за душу берет, а  дирижер палочку поднимает,
 и медные вступают … Ах, музыки –пытка,
 нет слаще тебя  и сильнее…Сердце – тает,

 и ты глаза закрываешь , и музыку
(это ты точно знаешь!!!)
не просто слышишь, но  и поешь,пишешь и
                читаешь…
Но что уж совсем с  панталыку сбивает-
скрипку в руки берешь,
И  сам(!!) как будто … играешь…

1) друиды -  поэты в Древней Англии, затем просто маги и волшебники
2) жига    - старинный танец  в  древней Англии
3) речные рукава реки Гвадалквивир (арабское- Большая река),
   расходятся  на большие расстояния ,образуя  очень красивые,
   живописные зигзаги, хорошо видимые издалека. 



                Заключение .

    Чего только не причудится в Ночных Клубах  Испании , страстной , странной и сдержанной одновременно. Вместе с большим числом японцев в национальных костюмах однажды мы смотрели Спектакль  - Фламенко,что завораживает , увлекает и дает силы жить  , рассуждая и возрождаясь … из пепла.
Июль 2010
_________________________________________________________
 
*КОДА -заключительный раздел музыкального произведения,иногда –самостоятельная музыкальная часть произведения.