О метафизике Никиты Михалкова в фильме Предстояние

Олег Татков
О метафизике Никиты Михалкова, фильме «Предстояние», и  о вредности первичных психологических установок


От автора.Написано давно для рижского журнала "360 градусов". Они публиковать побоялись. Попытался осмыслить увиденное самостоятельно, надеюсь на понимание именно этого факта.




Когда в лётные училища США вдруг снизилось количество поданных документов – в Голливуде оперативно сняли « Top Gun» с Томом Крузом, и на следующий год после этого фильма поток желающих быть пилотами ВВС США зашкалил все мыслимые пределы (при этом затраты на фильм окупились более чем в 20 раз - Бюджет фильма - 15,000,000$ Сборы - 353,816,701$ – авт.). Это я об американском патриотизме, прагматизме, исторической памяти и не только...

О том, что на закрытии сезона Дома кино, 28 мая будет показан фильм «Предстояние» стало известно ещё в конце апреля, и я решил посмотреть фильм именно в этой - незашоренной первичными психологическими установками критиков аудитории кинопрофи (вернее не очень поддающейся "зашоряемости" - авт.). Там воздух и публика особенные (хотя разговоры по мобильнику во время сеанса некоторые себе позволяют, но это от недостатка ума – в семье не без уродцев - авт…). Даже, - несмотря на то, что «секретные» ходы к Большом залу бдительные вахтёрши перекрыли уже за полтора часа до начала, - зрителей пришло столько, что срочно организовали параллельный просмотр в Белом зале, но и это не спасло ситуацию – многие просидели весь фильм на ступеньках, и лестницах по бокам сцены. Съёмочной группы, к сожалению, не было. Режиссёр Никита Михалков был, сказал короткую речь, выглядел немного уставшим.... По окончанию фильма были аплодисменты. В обоих залах. Длительные. Расходились люди молча...

Не любят в России успешных, не любят талантливых, но более всего у нас не любят патриотов. Как-то вдруг выткалось за последнее время в сознании среднестатистического обывателя, что армия – хуже тюрьмы, любить Родину – "не айс", а уж предыстория и история Великой Отечественной войны - полный отстой, - потому что потому – без объяснения…

Скажу сразу – идея и исполнение фильма в целом мне понравились. Ощущение после просмотра сложное – ещё до просмотра я начитался рецензий, наслушался мнений, насмотрелся новостей из Канн - получил первичную психологическую установку критиков по полной... Хотя самой большой причиной "парапредстоятельской" суеты считаю провальный промоутерский слоган "Великое кино о Великой войне" (цитирую по памяти - авт.). Это я к тому, что даже с лучшими намерениями, но сдуру, можно не только "пальцы сломать и язык прикусить", но и хороший фильм под удар подставить...

Правда, на "Святой Анне"-2009 на мастер-классе Н.С. Михалкова видел куски из "Предстояния" - немного представлял, о чём будет кино.

Да фиг с ними – с Каннами – там всё ясно – от того, что Советы выиграли войну с фашизмом многих на Западе «колбасило» ещё при существовании этих самых Советов, чему уж сейчас-то удивляться? Почему «колбасит» от «Предстояния» наших критиков, да так синхронно, и в таких количествах непонятно, хотя...


Я немного о другом. Фильм, в сущности, - все обвиняют по критериям документального кино; – и ноги не так отрывало, и крестились не так, и мины так не плавают, и грудь не так показывают, и Сталину не так отвечали, и флагов-парусников на танках таких не было, и иконы невредимыми после взрывов церквей не оставались, и женевских конвенций немцы не соблюдали, и курсанты-кремлёвцы не гибли так бессмысленно, - и вообще всё не то, - а если даже и то, - то не в таких количествах…


А фильм не документалка, а художественное произведение, - по определению дающее автору ПРАВО на художественный домысел для подчёркивания идей, которые он - автор, вознамерился донести, в данном случае до зрителя. И так всегда было в искусстве, и так есть, и так, надеюсь, будет...


Ещё об одном " обязательном пассаже" в хоре ниспровергателей. Актёры прекрасные (ну за исключением "фамильных" - об этом писать не буду принципиально - авт.), роли свои сыграли прекрасно, а фильм всё равно говно. Этого я не понимаю ни логически, ни паралогически. Не бывает отдельно плавающих и благоухающих марципанов в канализации. Пословицу про ложку дерьма в бочке мёда знают все....

"Предстояние" это, как мне кажется, фильм – посвящение, фильм - ощущение, фильм – предостережение человека, войну не прошедшего, но чьё мировоззрение формировалось в эпоху 60-х годов, когда вся страна выживала после войны с фашизмом и выживала по одному принципу – «Лишь бы не было войны». (вспомните финал «Пяти вечеров» - авт.). Потому что страшнее войны нет ничего – там ад при жизни.




Я очень удивлён тем, что не замеченным «ниспровергателями», как мне показалось, остался в сущности самый главный посыл фильма Михалкова – ЛЮБОВЬ. Любовь - в общечеловеческом, надрелигиозном понятии, - ведь любой Бог (в монотеизме по крайней мере - авт.) есть любовь. Любовь - как отражение хрестоматийного гоголевского «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать». Есть в фильме и просто любовь к своей семье, желание эту семью иметь, сохранить несмотря ни на 58 статью, ни на войну, ни на происки грозных НКВД, СМЕРША, Сталина, Гитлера и Берии - всех вместе взятых. Есть в «Предстоянии» и любовь к Родине – без пафоса юбилейно-красивых, но большей частью неискренних фраз…


Любовь, - во всех её ипостасях, - в «Предстоянии» хрупка как мотылёк, бьющийся в окно, который вдруг появлялся в кадре в течение всего фильма.


Второй посыл тоже как-то все проигнорировали – это ведь фильм предостережение. Потрясает буквально до кома в горле очень жёсткий по киноизложению показ мальчишек-курсантов, брошенных на танки с винтовками Мосина. (Михалков в финальных кадрах этого эпизода с засыпанными снегом неубранными трупами мальчиков «рост 183, элита Красной Армии» буквально повторяет картины Верещагина времён русско-турецкой войны, которые до недавних пор, - практически всю эпоху советской власти, - пролежали в запасниках – авт.). Ведь история повторяется – были юнкера растерзанные большевичками буквально в клочья при обороне Кремля («Забросали их ёлками, закидали их грязью» - это ведь не просто песня Вертинского – для меня это пронзительнейший документ эпохи – авт.). А мальчишки Афгана, мальчишки Чечни – особенно первой кампании – их же тоже бросили в ад войны взрослые дяди… А потом всей стране пытались запретить даже попытку понять кем и зачем это было сделано....


Об этом, мне кажется фильм, тоже – о том, что история не учит. Может потому, что эту историю плохо учат или вообще не знают? Может потому, что эту, - вернее такую историю не дают учить? Монолог актёра Миронова в эпизоде перед его самоубийством – это ведь именно об этом.


И третий посыл – многое в этой жизни (да и в стране – авт.) губят дураки. Дурацкий взмах красным флажком - и на воздух взлетел мост с людьми, идиотский поступок одного единственного придурка выстрелившего из ракетницы в немецкий самолёт привёл к гибели плывущих на корабле под защитой Красного Креста, - именно об этом, как мне кажется, и хотел прокричать зрителям режиссёр (слишком много безответственных дураков, от которых, - вернее от дурости которых гибли, и гибнут до сих пор люди - авт.). Вот только упорно не дают ему докричаться, а почему?


Я уважаю смелость, с которой режиссёр Михалков использовал натурализм в фильме. Я военный врач и мне было тяжело смотреть – я предстоял этому ужасу.


Михалков не побоялся выплеснуть на нынешнее поколение интернет-инфантилов ужас войны. Реальный ужас, реальной войны. Многих, как мне представляется, от этого ментально и стошнило в виде «разгромных рецензий»…


История имеет дурацкую привычку повторяться. В стране дураков, в которую нас пытаются превратить "ниспровергатели всего и всех", - очевидно вероятность повторения возрастает в геометрической прогрессии. Я думаю фильм «Предстояние» именно об этом.