Авторская песня. Частное мнение дилетанта

Алкора
    Авторская песня – это совершенно особый вид поэзии: единство хороших стихов, приятной мелодии и душевного исполнения под аккомпанемент гитары. Прежде всего, это душа конкретного человека - автора, выражающая себя средствами поэзии и немного музыки, а возраст, голосовые данные и внешний «прикид» исполнителя в этом жанре не имеет никакого значения. То есть, здесь мы имеем полную противоположность тому, что привыкли слышать и видеть в наших эстрадных «звездах».

  В юности мне часто приходилось бывать в турпоходах, непременным атрибутом которых был костер и человек с гитарой вместе с репертуаром его любимых песен, которые к концу похода обязательно становились общими и всеми любимыми. Я, к сожалению, музыкально не образована, но слушать других и по мере возможностей  подпевать любимые песни в общем хоре, люблю чрезвычайно.

   Так уж сложилось в моей жизни, что я оказалась на протяжении доброго десятка лет оторванной и от турпоходов, и от авторской песни.  Настолько оторвана, что чуть было ни решила, что этот жанр окончательно умер и уже никогда больше не возродится. Совсем  недавно я узнала о существовании в интернете сайта  Stihophone.ru (Поэзия в голосе  http://www.stihophone.ru/registration.php), на котором можно не только послушать фонограммы с авторским  чтением стихов и исполнением песен, написанных на собственные стихи, но и бесплатно скачать их на свой компьютер. Что я тут же и сделала, практически случайно отобрав себе нескольких авторов, подвизающихся на поприще современной авторской песни: Евгения Бачурина, Анатолия Лемыша, Константина Куклина, Александра Жулева, Александра Щербаня и  Нины Гаврилиной. Все – очень разные: и по возрасту, и по характеру песен, и по уровню их исполнительского мастерства.

  Сразу признаюсь вам – я в музыке дилетант, отчего в описании своих впечатлений о прослушанном буду ориентироваться только на собственные ощущения. Никого лично из указанных авторов я не знаю и никаким образом не заинтересована в рекламе их творчества. Поэтому, если кому-то мои мнения покажутся слишком уж любительскими – прошу вас не обижаться и предложить собственные. 

  ЕВГЕНИЙ БАЧУРИН. Мне этот автор был ранее неизвестен, хотя, как я узнала об этом чуть позже, этот человек относится к поколению, заставшему в своем детстве войну. Оказывается, он считается ныне признанным метром авторской песни – одним из самых талантливых среди своих современников. По первому впечатлению, манера пения Бачурина мне страшно не понравилась. Содержание его стихов также не воспринималось мною с лёту. Позже мне подсказали, что авторскую песню вообще нельзя слушать единожды: в ней всегда присутствует сразу несколько планов, глубины которых не так-то просто ухватить с первого прослушивания. Только после 3-его, а может быть и четвертого раза, я начала по достоинству оценивать его творения. В выбранном мною списке, Бачурин, несомненно, самый талантливый. Его авторские мелодии никого не напоминают, стихи имеют свой ярко выраженный стиль и обязательный внутренний подтекст . Самые его яркие его песни – это, по моему мнению – «Чаша», «Остров веры», «Ну где набраться оптимизма», «Дерева», «Баллада об утраченной любви», «Олень». Возможно, все они давно уже широко известны, но для меня они оказались приятным открытием. У Бачурина свой, особый мир. У его стихов практически нет дна – сколько бы раз я их не слушала, не поручусь, что до конца поняла в них  все то, что Евгений вложил в их простые, на первый взгляд,  фразы. Поэзия  человека, выросшего в советское время, полна гражданских тем и недосказанности, это думающий и очень талантливый автор. К его нестандартной манере исполнения я привыкла очень быстро и теперь уже  с трудом представляю себе исполнение его песен кем-либо другим. Всегда прекрасная техника записи и привлечение им для совместного исполнения великолепной профессиональной солистки с удивительно красивым голосом – еще одно приятное дополнение к его песням.

  АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ. Тоже далеко не молод, но гораздо более понятен мне и душевно созвучен. Интеллигент с бережным – уважительным отношением к своему слушателю, все свои записи Анатолий сделал на очень высоком по качеству уровне. В стихах, как и у Бачурина, почти всегда чувствуется гражданская позиция, но есть и много песен о вечной теме взаимоотношений мужчины и женщины. С звучащими в наушниках песнями Лемыша приятно и легко путешествовать по лесным дорогам, не замечая ни летнего зноя, ни тяжелого рюкзака – он удивительно поднимает мне настроение! Самые у него любимые – это, конечно: «Около окна», «Когда меня не станет», «В этой грешной круговерти», «Речка Рось», «А листья улетают и тают», «Отвыкаю», «Ангел мой».  Радует и его артистическое умение читать свои стихи – я повторяю их вслед за ним -  учась этому хитрому мастерству, которого мне никогда не достичь, и восхищаюсь его умением! А его великолепные джазовые мелодии! А цикл песен о Киеве и о Подоле – местах знакомых мне не понаслышке – я провела в Киеве три месяца своей студенческой практики и прекрасно представляю себе все места, о которых он поет!  Словом, Лемыш – это услада души и пример хорошего вкуса – к этому просто нечего больше добавить!
 
  АЛЕКСАНДР ЩЕРБАНЬ. Это еще один автор и уже совсем другая история. Как он поет и каковы его личные творения, я даже не вспомню – Александр предпочитает в первую очередь давать слово другим - очень мягко, не пытаясь выставлять самого себя. Главное его внимание тому, о чем он нам рассказывает. Щербань – прекрасный режиссер и сценарист в одном лице. Он создал целый хронологических цикл стихов и песен, посвященный  подвигам разных лет  русских военных. Казалось бы, может ли подобная тема привлечь женщину? Еще как может! Его тихие, документальные истории о знаменитых сражениях и незаслуженно забытых нами именах солдат не могут не взволновать. Щербань зачитывает выписки из архивных книг, читает чужие стихи, поет под гитару – слушая его, порой трудно удержаться от слез … Его фонограммы – это  хорошо продуманный театр одного актера, где главный герой вовсе не Александр Щербань – исполнитель, а русский солдат, совершивший подвиги и выигрывавшие великие сражения ценой своей жизни. И именно женщинам, так отвыкшим в наши дни от настоящих героев – мужчин, разучившихся видеть в них и  по достоинству ценить их чисто мужские качества,  особенно полезно послушать все эти военные истории…
 
   Еще два автора, стоящие по уровню мастерства на одной ступени, но абсолютно разные – Константин Куклин и Александр Жулев. Обоих я слушаю с большим удовольствием, хотя прекрасно понимаю: они - не вершина, не гении, не «штучный товар». Это просто отличные парни с прекрасными песнями, наши современники, причем, не по возрасту, а по внутреннему их наполнению, близкому нашему собственному. Именно таких я много раз слышала, сидя у костра или находясь в дальних командировках в минуты отдыха. Они поют о том, что трогают душу, хотя и не возносят ее к небесам. И такие песни тоже нам необходимы.

   АЛЕКСАНДР ЖУЛЕВ напоминает мне возможного товарища  по трудовому цеху. Я четко представляю его себе в среде ИТР - многочисленных инженеров НИИ - умненьких, хорошо образованных, но не достаточно сильно загруженных на работе и оттого в их песнях так много тоски по неразделенной любви с запутанными служебными отношениями и историй о  веселой и непростой жизни командировочных, с обязательным поворотом на алкогольную тематику. И все это так мне близко, знакомо и понятно – что кажется, что Жулев поет лично мне и для меня, и душа моя парит в невесомости и грустит о былом. Наиболее яркие его песни, это, на мой взгляд, «Аксиома», «Грустная песня», «Ироничный романс», «Ода самогонному аппарату». Не эпохально, но понятно и даже насущно.

   Совсем другое ощущение у меня от песен КОНСТСАНТИНА КУКЛИНА. Вкрадчивый красивый голос молодого и активного мужчины, красивые переборы струн, яркие поэтические образы в стихах, волнующие душу – эротичные! – мелодии. О чем? Да не важно! Главное, для кого! Для женщины, которая, слушая эти песни ни о чем, чувствует себя именно женщиной, а не другом и не  коллегой по работе. И его хочется слушать! Где-то чувствуется его подражание манере пения Сосо Павлиашвили, где-то - еще кому-то, не очень понятные и его стихи – их суть улавливает лишь тот, для кого они конкретно были написаны, но – нравится! Особенно удачные вещи – «Желтый Карлик» и «Асфадель», запоминается так же и его «Девочка с гитарой за плечами» и «Средние века».

   Наконец, НИНА ГАВРИЛИНА. Единственная женщина в моем списке, оставившая у меня странное впечатление. Прекрасный композитор и аккомпаниатор – ее игра заметно лучшая игры всех других авторов мужчин, она показалась мне вполне профессиональной. Прекрасная музыка на прекрасные стихи ее мужа – поэта Виктора Гаврилина.  А все вместе – не воспринимается! Не могла я уловить содержания стихов, которые пела Нина. Отвлекал ее несколько пискливый и странно меняющий тональность, трудно берущий высокие ноты (зачем стараться-то было??) голос, совершенно не подходящий стилю авторской песни. Таким голосом только дома народные песни петь или романсы… Я вообще с трудом сочетаю гитару с женщиной- исполнителем… Возможно, я не права, но именно манера исполнения Нины помешала мне восприятию и прекрасных стихов, и прекрасной музыки.

   На этой печальной и, возможно, фальшивой ноте я и закончу свой рассказ о моих впечатлениях об авторской песни. Если эта тема кого-то заинтересовала – заходите на «Стихофон» – почему бы нам не поспорить? И, несомненно, получить удовольствие от слушания душевных песен в исполнении искренних исполнителей.