Родина Великой Богини

Елена Вадимовна Артамонова
Знакомство с баскской мифологией и в частности, перевод статьи Карло Барберы «Подземная Мифология и исконная религия баскского народа», вернули к теме, некогда занимавшей мое воображение. Когда-то меня пленила эстетика кельтских мифов, очаровали гротескные и странные обитатели Волшебной Страны – я полюбила застенчивых асраи, гордых сидов, тюлений народ роанов, живущий в подводных дворцах из жемчуга и перламутра, и бесчисленное множество других мистических существ, объединенных общим именем фейри. Так, я открыла для себя новый мир, и, войдя в эту дверь, увидела таинственный путь, ведущий в бездну прошлого…

Мифы, магия, колдовство, все это отголоски мистических таинств дохристианской Европы – великой тайны, будоражащей и умы ученых, и современных мистиков, ищущих истоки магической силы. Что же такое Старая Вера? Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что это – поклонение женскому божественному началу, возникшее в формировавшемся тысячелетиями матриархальном обществе, и что Великая Богиня-Мать (в разных своих ипостасях), стала первым божеством, созданным человечеством. По мнению профессора М.Гимбутас, этот культ зародился на территории так называемой «Старой Европы» (Италия, Греция, часть Чехии, Словакии, Польши и Западной Украины) в период с 7000-3500 гг. до н.э. Со временем Старая Вера трансформировалась, меняясь под влиянием появлявшихся патриархальных устоев, и охватывая все новые и новые территории. По мнению ряда исследователей, хронология распространения волшебных таинств такова (я привожу только некоторые даты):

6500 гг. до н.э. – начальная стадия образования поселения в Эгейской и Средиземноморской областях.
6000 гг. до н.э. – появление первых храмов на островах Эгейского моря.
4200 гг. до н.э. – миграция иберийцев на север, появление культа мертвых в Британии.
4000 гг. до н.э. – путешественники из Сицилии и Южной Европы добрались до Ирландии.
3500 гг. до н.э. – начался переход от матриархальной системы к патриархальной.
2000 гг. до н.э. – греческая цивилизация унаследовала культ Великой Богини.
400-е гг. до н.э. – кельты вторглись в Северную Италию.
50-е гг. до н.э. – вместе с римскими легионерами волшебные традиции попали в Галлию и Британию.
150-е гг. н.э. – завоевание кельтов римлянами.
410 г. н.э. – римляне уходят из Британии.

В наши дни именно кельтские религиозные представления стали основой современных колдовских учений, хотя на самом деле вера друидов представляет собой относительно недавно сформировавшуюся смесь местных и иноземных верований, восходящих к неолитической культуре континентальной Европы. Но оставим кельтские мифы, подарившие столько незабываемых образов современной западной культуре, и вернемся к главному вопросу, а именно – где зародилась первая мировая религия, и откуда родом сама Великая Богиня-Мать?

Гипотеза о возникновении матриархального культа в т.н. «Старой Европе», о которой говорилось выше, могла бы выглядеть вполне убедительно, если, конечно, не знать о существовании басков. Ученые, исследующие дохристианские верования, словно забыли об Эускади – крошечном клочке земли, где сохранился единственный доиндоевропейский язык Европы, и где, на протяжении ряда десятилетий археологи с завидной регулярностью делают открытия, подтверждающие древность баскской цивилизации. Возможно, такая «забывчивость» неслучайна, поскольку в противном случае пришлось бы допустить, что культ распространялся не из «Старой Европы», а из Страны Басков, а значит, пересмотреть давно сложившиеся и ставшие привычными воззрения.

Впрочем, на мой взгляд, в принципе невозможно обнаружить конкретную область на карте, где впервые зародился очаг поклонения Богине-Матери. Невозможно, поскольку эти верования возникли примерно в одно время и существовали у всех первобытных народов, вне зависимости от того, жили ли они на юге, севере, западе или востоке континента. Поэтому, задача исследователей состоит не в географической, а в хронологической фильтрации мифов, вычленении самых первых и древних традиций, наиболее точно отражающих психологию первобытного человека. Однако на протяжении тысячелетий в результате миграции и взаимодействия с соседними культурами, большинство народов утратили прямую связь со своими истоками, и теперь, пожалуй, только баскские традиции – традиции самого древнего, наиболее полно сохранившего свою национальную идентичность народа Европы, являются главным звеном, скрепляющим воедино все фрагменты многоцветной мозаики дохристианских верований Европы.

Цифры, факты, даты, научные споры, теории…

Они важны, необходимы, они имеют большую ценность, но, читая о Старой Вере, представляя этот такой не похожий на наш мир, населенный фантастическими существами и пронизанный верой в доброту и мудрость природы, матери всего земного, заботливой и одинаково любящей всех своих детей, думаешь вовсе не о пыльных трактатах ученых мужей, и кабинетных баталиях сторонников различных гипотез... Печаль и грусть непоправимой утраты наполняет сердце, приходит осознание того, что Волшебная Страна погибла, мир древних традиций и мифов исчез навсегда, точнее, был уничтожен – безжалостно и вероломно, а память о нем смывали кровью десятков тысяч беззащитных жертв.

Любая новая религия создает новую культуру на обломках старой и, приобретая одно, мы обязательно теряем другое. Таковы законы человеческого общества. Насаждая христианство, служители церкви извратили, вывернули наизнанку понятия Старой Веры, и мы до сих пор видим в рогатом Боге Лесов дьявола и шарахаемся от слова «ведьма». И какая разница, что «язычники» никогда не поклонялись дьяволу, этому персонажу иудейско-христианской мифологии, и какая разница, что женщины, обвиненные в колдовстве, по большей части занимались врачеванием, а их вина состояла лишь в том, что они чтили старых богов, исповедуя веру десятков поколений своих предков?! Лицемерие, вранье, искажение фактов, истребление неугодных, в борьбе за власть над душами и кошельками людей – так начиналась христианство в Европе. Костры инквизиции, продажа индульгенций, истребление культурного наследия, цинизм и лицемерное благочестие…

Новая религия уничтожила старую. Мы все дети новой веры, давшей нам специфический менталитет, культ своих мучеников и героев, огромное духовное и культурное наследие многих поколений христиан. Мы такие, и нам есть чем гордиться, и есть от чего испытывать стыд… И я не призываю ломать наши традиции только для того, чтобы пятиться назад, стремясь вернуться в никогда не существовавший на Земле Золотой век. Сейчас воскрешение языческой веры выглядело бы нелепо и смешно. Надо идти дальше, но при этом пытаться вспомнить, восстановить то, что разрушала плеяда борцов за построение всевозможных «новых миров», перечеркивающих наследие прошлого.

И на этом пути всем тем, кто причисляет себя к европейской цивилизации, стоило бы испытывать чувство благодарности к баскскому народу, вопреки всем выпавшим на их долю трудностям и страданиям, сумевшим сохранить память прошлого – заветный ключ, открывающий тайны, зародившиеся на заре человечества.