Высоцкий-титул народного ему дан людьми и временем

Евгений Глебов-Крылов
ТИТУЛ НАРОДНОГО ЕМУ ДАН НЕ ВЛАСТЯМИ, А ЛЮДЬMИ И ВРЕМЕНЕМ

Три десятилетия уходу Владимира Семёновича Высоцкого,   человека, голос которого, растиражированный на магнитофонных плёнках, звучал из окон канувшего в Лету государства СССР, человека, в творчестве которого самобытно воплотились подлинные, а не официозные, ум, честь и совесть эпохи.

Выдающийся актёр и поэт умер 25 июля 1980 года на 43-м году жизни от острой сердечной недостаточности. Титул «Народного Артиста СССР» присвоил В. Высоцкому в своей надгробной речи Михаил Ульянов. Титул народного поэта Владимиру Высоцкому присвоили многочисленных почитатели изо всех слоёв народа. Именно они заполонили улицы Москвы в день похорон Владими-ра Семёновича.

Две цитаты из книги Ф. Раззакова «Как уходили кумиры», Москва, 2007. "Практически всю свою жизнь Высоцкий ходил по лезвию бритвы, балансируя между жизнью и смертью. У него было несколько попыток покончить с собой, он многократно попадал в автомобильные аварии и трижды умирал от различных сбоев в организме. В первый раз это случилось в июле 1969 года..." – стр. 94.

А вот слова Булата Окуджавы, сказанные в день похорон Владимира Высоцкого: «Неправда, что его творчество столь просто, что воспринимается всеми абсолютно и с любовью. Он не кумир людей с низким уровнем, им не восторгаются приверженцы эстрадной пошлятины. Он раздражает унылых ортодоксов и шокирует ханжей. Он   истинный поэт и его широкое и звонкое признание есть лучшее оружие в борьбе с возбуждённым невежеством, с ложью и с так называемой массовой культурой" - стр. 105.

В целом Владимир Высоцкий пел под гитару отнюдь не примитивные, но многоплановые и по темам и по технике версификации стихи. В них отразился патриотизм, народный юмор, мудрость. Бросаются в глаза мужественность, гражданственность и народность его поэзии. Рифмы Высоцкого хлёстки, энергичны, ритмы упруги, как у Маяковского.

Талантливейший Маяковский не снискал титул «народного поэта». Его поздние стихи обслуживали официоз своей эпохи, интересы пролетариата. Но классовость не есть народность. И потому маяк Маяковского потускнел в лучах третьего тысячелетия со дня рождества Христова.

Говорят, что Владимир Высоцкий начинал писать стихи с грамматическими да синтаксическими ошибками, а потому, несмотря на уже набирающую обороты актёрскую популярность автора, редакторы не брались стихи печатать. Вот и взял Высоцкий гитару, стал сам себе редактор, корректор и издатель.

Большие поэты снисходительно похлопывали «Володю» по плечу, видимо, из-за обилия дворовых, «несерьёзных» песенок, с которых тот начинал. Если так и было, то только к лучшему. Почему? Да потому, что больше всего Высоцкого влекло живое звучащее слово, живое общение с разнообразными слоями народа.

Так любили общаться со слушателями (и уже во-вторых – читателями) поэты Маяковский и Есенин. Сергей Есенин был неподражаем в декламации. И та не теряла своей привлекательности в любом состоянии подпития исполнителя.

Алкоголь свёл в могилу, как Есенина, так и Высоцкого. Последний пристрастился также к наркотикам. Согласно доктрине «бионегатива» писателя Г.П. Климова, большая часть истинно гениальных людей суть «сумасшедшие» и доминанта их сумасшествия – сознательная и подсознательная игра со смертью.

Тут и язвительный аристократ Михаил Лермонтов, подставивший себя под дуэльный пистолет по тому сценарию, который себе предназначил в «Герое нашего времени». Здесь и репетиции самоубийства Есенина в попытках на публике прыгнуть с балкона: всё равно, мол, друзья не дадут…

Мне скажут: Высоцкий чувствовал фальшь эпохи, а фальшь он генетически не терпел. Пытался, мол, заглушить боль алкоголем. В какой-то мере это так. Однако, по Маршаку, «для пьянства есть любые поводы». И никакой из них не служит оправданием пьянства, но является демонстрацией как душевной слабости, так и генетического дефекта.

Сколько за Владимира боролась его жена – Марина Влади! У неё опустились руки. И тогда поэт и актёр стал убивать себя. Такова изнанка одарённости многих и многих. Не алкоголизм, так «голубизна» или страсть к азартным играм… Такова статистика биографий. Именно на этой статистике и построена "высшая социология" или доктрина "бионегатива" покойного Григория Климова.

Меня, преподавателя, печалит другое. Зрелые люди могут принять судьбу гениальных людей такой, какова она есть во всей полноте и изнанке. Но как удержать не в меру информированную в наш век Интернета молодёжь от преждевременного и необоснованного цинизма, если кумиры-то с «приветами»?

Гениальный творец может быть фактически несостоятельным и даже отвратительным человеком. Пушкин в драме «Моцарт и Сальери» держался иного мнения... Кстати, оболганного Пушки-ным Сальери помнят не благодаря Пушкинской «маленькой трагедии», а потому, что Сальери воспи-тал многих славных учеников. Моцарты школ не оставляют, а весы времени замечают труд педагога, в отличие от невежд и фантазёров.

Владимир Семёнович Высоцкий, как и Василий Макарович Шукшин, не были только актёрами, литераторами Это были многостороне одарённые люди из народа и служили они народу. Шукшин (помимо режиссуры) живёт в своей прозе, а Высоцкий – в своей звучащей на фонограммах и видеозаписях поэзии. С каждым годом всё чаще и чаще вспоминают СМИ Владимира Высоцкого.

Слащавеньким современным молодым бардам надо как-то участвовать в этом вспоминании. Беда в том, что они органически не способны исполнять песен Высоцкого без фальши в интонации.

Но логика вещей такова: придут времена, когда мелодии Высоцкого обретут «попсовые аранжировки» и вообще кто-либо перестанет замечать фальшь. Меня, как и алматинского человека-оркестра (А.К. Мирошниченко) утешает надежда, что мы всё-таки не доживём до этих славненьких времён.