После войны, в результате Потсдамского соглашения, Германия была разделена на 4 зоны, в каждой из которых располагались, так называемые «миссии связи». А попросту – военные разведчики.
На территории ГДР, представительства вот этих «миссий связи» США, Великобритании и Франции были размещены в Потсдаме.
Американцы и англичане, во время встречи с советскими офицерами (даже сидя в машинах) всегда отдавали честь и вели себя приветливо и нормально. Ездили они на машинах камуфлированной окраски и всегда с кино- и фотоаппаратурой – снимали и фотографировали, как говорится, всё что шевелится и не шевелится… Никто не обращал внимания и на их маленькие самолётики, типа мини АН-2, которые летали над воинскими частями на минимальной высоте, снимая всё на плёнку…
А французы, были полной противоположностью – никогда не здоровались, и вели себя надменно по отношению к нам. И на их здании (в отличие от американцев и англичан), не висел наш советский флаг.
Потом нам объяснили, что во Франции очень сильно развит антисоветизм. Вот «лягушатники»! А простой народ-то в Союзе, готов был в то время «целоваться» с французами.
И наоборот, после второй мировой войны самая миролюбивая западная держава Европы, оказалась ФРГ, - немцы оказались самыми умными.
Кстати, как-то с участием подданных Великобритании, на наших глазах произошла следующая история во время выезда на Магдебургский полигон.
Часов в пять утра, колонна самоходно-артиллерийских орудий бригады в сопровождении немецкой полиции, уже двигалась на железнодорожную станцию Зацкорн для погрузки. По радио мне передали, что в нашей колонне едут англичане. И действительно, они «шныряли» на своих легковых машинах военной окраски взад-вперёд вдоль колонны, снимая всё происходящее на камеру. Но перед станцией они внезапно «пропали».
Наш дивизион 152 мм самоходных гаубиц 2С3М в полном составе минут за сорок зашёл на платформы и закрепился. И где-то ещё минут через тридцать (после проверки немецкими железнодорожниками крепежа вооружения и техники на платформах), - эшелон тронулся.
Бойцы залезли в теплушке на нары, а мы, в ожидании чудо-завтрака в исполнении старшины, облокотившись на деревянный брусок в дверном проёме теплушки, разглядывали проплывавшие мимо деревенские пейзажи.
И вдруг… Всё увиденное далее, - было как в замедленной съёмке.
Эшелон ещё не набрал скорости после станции и проезжал под широкой автострадой. Здесь же, под мостом, стояла легковая машина английской разведки (наши «старые знакомые»), а рядом на треноге - кинокамера, снимающая наш транспорт с вооружением. Трое англичан в форменной одежде, приветствовали нас, размахивая руками.
Вдруг, с противоположной стороны моста, по направлению к ним выруливает УАЗ-469 немецкой военной полиции. Англичане, заученными движениями, и, не теряя времени на выключение камеры, закидывают её в машину, ещё быстрее сами туда прыгают (теперь их уже никто не тронет – машина это уже территория Великобритании) и мимо машины немцев уносятся прочь. Вот это кино!
Оживлённо начинаем обсуждать, а англичане уже едут параллельно нашему эшелону по автомобильной дороге вперёд. И ещё через пять-десять минут, в чистом поле, на нерегулируемом переезде – стоят и приветливо машут нам руками.
И естественно, с работающей камерой.