От Заповедей к Нормам жизни

Юрий Анников 2
                ОТ ЗАПОВЕДЕЙ К НОРМАМ ЖИЗНИ
                (Выделенная тема из размышления «Как жить надо?»).

1  ЗАПОВЕДИ, РОДИВШИЕСЯ В СТАРИНУ И В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ.

Даже думающему атеисту нужно знать десять заповедей Бога, которые Моисей пересказал народу своему в Ветхом Завете (Исход 20).
В приводимом ниже варианте первые пять заповедей даны в сокращении.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой ; суббота Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


МАКСИМЫ Иммануила Канта (1724 – 1804).
Быть правдивым.   Быть честным.   Не давать ложных обещаний.
Быть благородным и благожелательным.
Не растрачивать впустую свои таланты.
Быть готовым наказать убийц и других, заслуживающих наказания.
Быть добрым по отношению к животным.
Не совершать самоубийства.

По мнению И. Канта, разумному существу должно быть ясно, что моральные правила не имеют исключений. Это означает следующее.
Все без исключения, а не только возлюбившие добродетель должны быть правдивыми, честными и т.д. Такова обязанность каждого человека, даже если он этого не сознаёт. Обстоятельства не играют никакой роли. Даже если ложь сулит вам огромную выгоду, вы не должны лгать.


Десять ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ  Д.С. Лихачёва (1906 – 1999).

1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.


2. СРАВНЕНИЕ ТРЁХ СПОСОБОВ ЖИЗНИ людей, исповедующих иудаизм, православие и ислам.
Сравнение, конечно, поверхностное, о том, «что на виду». С попыткой быть максимально вежливым. Но не без собственного мнения! На мой взгляд, настало время выбросить "камень за пазухой" и искать пути сближения способов жития для всех народов на нашей общей планете.

2.1. "КВИНТЭССЕНЦИЯ" ИУДАИЗМА.
Одному иноверцу, который соглашался принять иудаизм, если рабби сможет изложить ему Закон в двух словах, Гиллель (патриарх иудаизма) дал классический ответ: "Не делай ближнему того, что неприятно тебе – вот суть всей Торы, всё же прочее лишь комментарий".

Это сказал тот, кто изучил и растолковал "горы" этих "комментариев"!
После такого разъяснения начинаешь вежливее относиться к народу, к которому весь предыдущий чувственный опыт жизни воспитывал какое-то неприятие.

Остаётся одно "но". Если основой религии народа евреев является нравственность, то почему их нравы не любят многие другие народы?! В том числе и живущие рядом с ними. Ведь НЕЛЮБОВЬ – МОЩНЕЙШИЙ ТЕСТ ЖИЗНИ, на отношение соседствующих народов, на правильность их жития, на нравственность! Понять такую «неувязку» – в силах этого умного народа! А, поняв, исправить. Вот, наверно, чего ждёт Бог от народа, названного "богоизбранным". Звание обязывает!
Если коротко: – он в усвоении третьей «нормы жизни» (см. ниже).
И, я думаю, ясен путь «исправления».

...Спустя лет десять, я услышал рассказ умной женщины о фотографии большой еврейской семьи. Интересно, отмечала она, что на всех лицах была заметна, одна общая черта: выдвинутая вперёд нижняя челюсть!?   

2.2. ЛЮДЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ, живущих в России, давно уже упрекают, что живут они так, будто созданы для преодоления трудностей! Действительно, история подтверждает их нежелание использовать не только чужой горький опыт, но и… собственный! Возможно, это, ещё не совсем взрослый народ, который продолжает созревать? (Слонёнок растёт долго!) Но зачем-то и он НУЖЕН со своей непохожестью, со своей (по мнению европейцев), неоправданной широтой помыслов наряду со столь же неоправданной небрежностью к удобствам существования?!

Поэтому невольно хочется обратиться к цивилизованному миру: оставьте желание переделать православных на свой манер! Они – не такие. Возможно, потому, что лучше чувствуют совесть – глаз Божий в душе человеческой. Чувствуют неизбежность метаморфоза своей души после смерти тела!
Но доказывать свою правоту способом ухода от реальности (а, проще говоря, уходом в пьянство), – это, всего лишь проявление слабости, безволия, возвращающей на грань глупости. Праведность – не только чистота души, и широта её помыслов. Зрелая праведность обязана быть думающей! Лишь тогда она будет способной не только увлекать примером высоких помыслов, но и совмещать их с достойной жизнью в сегодняшней реальности.

Учиться жить в общем мире с его суровыми законами, придётся всем. Повзрослеют все. И тогда очень большой вес будет иметь историческая благодарность с одной стороны и историческое осуждение грубой силы или хитрости – с другой. За это придётся не просто краснеть, это будет несмываемыми родимыми пятнами!

Кажется, это понял великий народ Германии! И, повзрослев, стал вести себя достойно! Свои ошибки он сумел усвоить! За что ему и была ДАНА (неожиданно для политиков!) возможность возродить единство своего народа. После чего достоинство поведения народа лишь усилилось! Что подчёркивает зрелость народа, и искренность его намерений!


2.3.  НЕМНОГО О НОРМАХ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН
С вероучением ислама я мало знаком. Но вот что рассказывает сама жизнь о способе взаимодействия мусульман с иноверцами.
Хорошо помню, как моя мама, проживая в Казани во время войны, с благодарностью отзывалась об очень отзывчивых к чужим бедам простых казанских татарах.

Взрослому мне пришлось довольно долго жить среди астраханских татар. Время было другое (последняя четверть 20 века). Нравственность огрубела и у русских, и у татар. Но в эти годы мне приятно вспомнить Мустафу Сулеймановича Шаипова. Он был старше меня, но почему-то тянулся ко мне, ощущая, возможно, неподдельное к нему уважение. Открытый, благожелательный человек. Царствие ему Небесное, если Небо для всех нас одно!

Среди тех татар, кто были моложе меня, я чётко ощущал энергичность в делах, жизненную цепкость, взаимовыручку. Немного удивляло почти всеобщее неприятие татарами «высоких материй»! «Не будем морочить голову? Думать надо о деле!» Впрочем, все мы в чём-то разные.

Ранее, описывая Войну, я уже отмечал, что мусульман Война затронула гораздо меньше, чем христиан. И высказывал своё предположение, почему.
Для ислама недопустимо неуважение к традициям предков, к вражде между отцом и сыном, между братьями… У них отец отвечает за сына и сын отвечает за отца!
И делалось предположение: умение хранить семейные традиции предков (не в пример христианам начала 20 века) уберегло большинство восточных народов от ада мировой войны.

Что происходит сейчас? На современном Кавказе. Причём, коснёмся только жизни. Не военного противостояния там, а жизни. Мы ведь хотим опираться на естественное откровение? Что происходит на Кавказе, где по соседству живут и христиане и мусульмане.
Рассказывает молодая русская женщина, которой долго пришлось там жить: вышла замуж за мусульманина.

«Природа – богатейшая! Хочется пойти с подругами из местных в лес на сборы даров Бога. Одеваешься по традициям мусульман, закрывая лицо, не говоря уже о каких-то других «вольностях».
Подходят какие-то незнакомые люди. Пытаются заговорить: вдруг – речь «не наша»? Говор моих подруг их устраивает. А я прикидываюсь немой: Ы-ы! Покрутившись, отходят. Слава Богу! Потому что традиции ислама не позволяют им обидеть женщину. Свою! Но, не дай Бог, если бы обнаружилась «подделка». Чужую (!)правилами их жизни разрешается не только изнасиловать, её можно убить!»

Убить можно и гостя, вышедшего за порог твоего дома. Пока в доме – ни-ни! Уважаемый человек! Но, угощая иноверца, в уме я уже планирую его убийство! Здорово, да?
Не кажется ли вам, мусульмане, что этот обычай – сводит на нет весь остальной высокий стиль жизни горцев? Уверен: такой жизни ислам не учит. Основатели любой религии в силу своей мудрости не могли призывать к кровавой расправе над иноверцами. МУДРОСТЬ И ЗЛО – НЕСОВМЕСТИМЫ! Аллах – милостивый и сострадающий! А вот люди-учителя… Их способы понимать ислам, к сожалению, разные.

Я уверен, что и среди мусульман во время великой Войны были «герои жизни». Но! Почему ислам терпит рядом с собой культ нынешних «героев смерти»?!
И если у православных народов недостаточна связь с реальностью, с потребностями, то, думается, мусульманам не хватает СТАРАНИЯ РАЗУМОМ ПОСТИГАТЬ АЛЛАХА.
(Да, это лишь мнение «со стороны». Но, согласитесь, мнение «со стороны» не имеет значения только тогда, когда народ живёт изолированно).

Жизнь – общая для всех нас – учит находить общие ценности!
Доказательством сказанному – является нынешнее относительное благополучие жизни в российском Татарстане.


3.  Размышление о ЗАПОВЕДЯХ прошлого и поиск НОРМ ЖИЗНИ будущего.

Десять заповедей Бога, которые Моисей пересказал народу своему (Исход 20), находят понимание и почитание у всех порядочных людей. Но обращает на себя внимание отрицающий характер большинства заповедей: "не убий", "не укради"... Как слово "нельзя!", которое чаще всего употребляют родители, когда малышу дана относительная свобода, и он пытается познавать окружающий мир не всегда безопасным способом.

Но когда ребёнок подрастает, запреты дополняются убеждением, обращением к разуму… Не переросло ли человечество свой младенческий возраст? Пожалуй, не у всех народов. Но не пора ли кроме запретов, применять убеждения?! В семье народов младший тоже старается подражать старшим народам-братьям. А старшие подросли!

И вот один из мудрецов уважаемого народа – И. Кант в своих максимах говорит, что разумному существу должно быть ясно: моральные правила не имеют исключений. И что все люди без исключения, а не только возлюбившие добродетель должны быть правдивыми, честными и т.д.
Мудрость лучших сынов человечества не сразу становится Нормой всеобщего жития. Даже народ, в среде которого вырос этот мудрец, оказался активным участником в мировых Войнах.
Но двух таких Войн хватило, чтобы заставить ЖАДНОСТЬ ЛЕННОСТЬ и ХИТРОСТЬ враждующих народов уступить РАЗУМУ и найти способы мирного сосуществования.

А народы, которых Небо оградило от ужасов Войны, которым подарены несметные подземные богатства, которые верят Аллаху, – что происходит с разумом у них?
Арабы Ближнего Востока показывают пример мудрого и справедливого распределения богатства от добычи нефти среди своего народа. Они посылают своих детей учиться разуму в лучшие университеты Западного мира. Значит, уважают достижения разума Запада?!

А уважают ли они народы России, сумевшие сломать хребет фашизму?
За разум, может быть, не очень, но зато арабы должны быть БЛАГОДАРНЫ России за жертвенный подвиг, спасший весь мир от безжалостного, высокомерного фашизма! Что было бы с арабами, и другими народами, исповедующими ислам, если бы они были порабощены фашизмом?
И вот в благодарность России за Её ЖЕРТВУ богатеи стран Востока оплачивают изобретённый ШАЙТАНОМ способ МЕСТИ, взрывая себя вместе с окружающими рядом женщинами, детьми? Причём именно там, где начался разгром фашизма!

Неужели они не боятся гнева Неба и Аллаха, дарующего всем народам место под солнцем и блага жизни?! Как их будут вспоминать потомки? Неужели для их разума мерилом высшего наслаждения является МЕСТЬ?
Да, возможно, месть одного народа может ужалить ВЛАСТЬ других народов, избравших разумом мирную жизнь. Но что будет, если у других народов терпение иссякнет? Холодный разум говорит, что плохо будет всем народам.
Выход один: всем народам надо искать общее решение. С помощью ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО разума, терпения и трудолюбия!

Мудрость Аллаха – несомненна. Но мудрость и зло несовместимы.

                * * *
Что ещё приходит в голову, когда думаешь о заповедях?
Они всегда ЖИВУТ в людях на уровне подсознания, на уровне негласного правила.
Вот, например, стёкла в окнах. Как они хрупки и доступны для разрушения! Но даже мальчишка-хулиган, у которого так чешутся руки на любое резкое действо, удерживает себя внутренним убеждением: "Вот это уже - нельзя!" И не важно, записана в уголовном кодексе статья о недопустимости бить стёкла или нет, - никто не собирается это делать, не читая законов. Это - внутреннее ПРАВИЛО ЖИЗНИ!
(Правила разрушения иные. Там не нужны ни стёкла, ни порядок, ни сама жизнь.)
Итак, нормы Жизни существуют, мы ими руководствуемся ежеминутно… Но, так же постоянно отступаем от этих Правил, когда "нельзя, но очень хочется"! Оправдываем себя, искусно нанизывая один изворотливый аргумент на другой… Благо: ведь Правила Жизни нигде не прописаны!!
Не очень-то нужны эти Правила были и для Власти. Скажем, феодальной или княжеской. «Что хочу – то и ворочу!». Но далее для существования мощного государства, способного противостоять сильному нашествию извне, потребовалось управление сознанием масс.

Сознание не телесно. Оно какое-то «мыслительное», почти виртуальное. Да, ему можно скомандовать, куда надо «поворачиваться». Но «из-под палки» оно может выполнять только простейшую работу, не творческую. Мало того. Как оно «творит» – не знает и само сознание. По мнению наших предков, оно, будто бы, помещёно в какую-то «духовную сферу», душу, приютившуюся где-то возле сердца. И этот вечный трудяга, (состоящий на ощупь, вроде бы, из одних мышц), неустанно пульсируя, хранит в себе ещё нечто, более неосязаемое, чем мысли. Это нечто называется чувством, предчувствием, озарением, ощущением благодати.
Как же так?! Почему всё – И ПОНЯТНО, И НЕПОНЯТНО одновременно?
Не потому ли, говорим мы сегодня, что непрерывная работа сердца олицетворяет непрерывную пульсацию Жизни? Мало того. Сама Жизнь тоже одновременно и понятна, и непонятна! Её не находят нигде даже с помощью телескопа Хаббл.

Почему мы, казалось бы, отвлеклись? Не потому ли, что понимание Норм жизни требует от нас не только разума, но и некоторого предчувствия?

Итак, заповеди в жизни людей имеются. Но нередко они ощущаются как-то периодически. То они есть, то куда-то деваются! Иногда в зависимости от "нравственной конъюнктуры" состояния общества, его лидеров! Вот поэтому заповеди в наше время всеобщей грамотности цивилизованной части человечества обязательно должны быть СФОРМУЛИРОВАНЫ И УЗАКОНЕНЫ! Ведь они должны направлять ОБЩИЕ мысли, руководить поступками не одного человека, а жизни всех народов! Говоря другими словами, не для "крохи-сына", подошедшего к отцу, а для всего сообщества людей пора сформулировать, "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?"

Духовные лидеры разных религий давно поняли, что нельзя создать единую религию для всего человечества. Потому, наверно, что вера – глубоко «национа-личное» понимание духовного Начала. Она связана с особенностями восприятия народом своей и общечеловеческой мудрости. Последнее приходит с развитием грамотности, с усвоением всеобщих ценностей. По сути, не так уж и давно человечество стало жить ОБЩЕЙ Жизнью на планете. Именно эта общая Жизнь ТРЕБУЕТ создания Правил общей Жизни. И их формулирования и ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ.
Только после этого ЕСТЕСТВЕННОЕ массовое сознание может перерасти в РАЗУМНОЕ понимание: как люди должны ЖИТЬ ПРАВИЛЬНО?

Что интересно? Выборочное развитие цивилизации отдельных народов на первом этапе приводит к желанию построить своё благополучие за счёт менее цивилизованных народов. Реализуя принцип такого жития, Англия стала Великобританией. Желание других цивилизованных стран СРАВНЯТЬСЯ с Великобританией привело к двум мировым войнам.

Но развивался разум и «на задворках империй». Ему помогало распространение всеобщей грамотности. Жизнь заставляла. Грамотность выравнивала «верхи» и «низы». Возникал вопрос, как управлять народом, равным по развитости разума самой власти.
Россия оказалась такой «естественной лабораторией», создающей способ управления равными «товарищами». В это время в России духовные лидеры заменились идеологическими. Когда грамотность большинства рабочего народа и его руководителей стала выравниваться, в идеологии России конца 20 века возникло желание внедрить среди народа Моральный Кодекс (МК) строителя коммунизма. Идеологи понимали, что управлять надо не только мышцами народа, но и его духовными устремлениями. (Ох, как надо бы, чтобы облегчить жизнь идеологов!) Но принцип МК на фоне старого устроения жизни одних за счёт неблагополучия других породил "две правды": Одна - для народа, т.е. для читателей газеты "Правда", а другая - для её редакторов.
Такая "двойственность правды" помешала МК! Кодекс повис в "Красном уголке" сам по себе, изолированно от народа. Благое Слово с не благой жизнью не могли быть увязанными! А отсутствие взаимосвязанности - противоречит требованию Жизни и приводит к хаосу.

Так что сделаем попытку сформулировать нормы Жизни!
Предлагаемый вариант со всеми комментариями приведён в конце этой главы. Повторюсь, это - лишь вариант, "заготовка"! Увязанными с Жизнью, работающими – Правила жизни могут стать только при согласовании со всеми думающими порядочными людьми! При их единодушии в стремлении обрести Основу при составлении всех других законов человеческого сообщества!

4.  Проект НОРМ ЖИЗНИ
А сейчас о двух основополагающих (на мой взгляд) современных заповедях. Первой и третьей. В отличие от Заповедей прошлого, будем называть их Нормами жизни.
Первая заповедь должна быть очень краткой и ёмкой. В ней – и программа и смысл!

И мне кажется, что Она укладывается в одно слово с утроенным повелением. Повелением Творца жизни:
4.1  ЖИТЬ!!!

То есть это не только желание живущих (когда всё хорошо), но и их святая обязанность! Подвергать сомнению это Веление – значит – не соглашаться с Создателем! И тогда ты позволишь себе убивать, не иметь детей, не любить своих "меньших братьев", не сажать дерева, соглашаться с самоубийством разума наркотиками… Правда, тогда ты уже не будешь надеждой Создателя (зачем-то ты Ему нужен?). И имя твоё будет уже не человек, а некое другое.
Только ради жизни многих или детей можно рисковать своей жизнью! Но не ради какого-то "адреналина", каких-то гор, каких-то необычных ощущений… Тем более не ради тайных намерений «пастырей смерти».
Утроенное повеление означает: жить для своего «живота» (жизнь реальная), жить для созревания своей души (жизнь духовная), жить как часть себе подобных (жизнь социальная).
И ещё. Боязнь за свою жизнь, то есть боязнь смерти всеми живыми существами, - это "доказательство от противного" первой заповеди. А, значит, неся смерть другому живому существу, нарушая заповедь "Не убий!", ты нарушаешь основополагающее требование Жизни и идёшь против Создателя этой жизни!
Остальные заповеди, по сути, помогают привести эту - Первую - к виду, удобному для многогранных человеческих дел, стремлений и надежд.

О третьей заповеди.
Новый Завет пришёл на смену Ветхого Завета, чтобы подсказать верующему человеку, что воинствующий принцип самоутверждения среди других: "око за око, зуб за зуб!" надо заменять принципом добронамерения к окружающим: "возлюби ближнего, как самого себя"!
Верующие люди воспринимают жизнь в основном чувством. А что станет "Новым Заветом" для тех, кто на первое место ставит разум? Например, для высоконравственных атеистов? Думается – усвоение третьей Заповеди! И, возможно, это станет той гранью, за которой развитый человеческий интеллект начнёт превращаться в мудрый Разум!

4.3  ДОБРОНАПРАВЛЕННО РАЗВИВАТЬ РАЗУМ.
Воспитание доброты и чистоты помыслов – должны быть первичны в сравнении с развитием ума.
Именно в таком подходе к познанию и реализуется правильное «поедание плодов с дерева познания»!! Постепенность с проверкой каждого шага «компасом» доброты и чистоты помыслов!
Сначала верность этого положения лишь чувствовали наши предки.
Теперь первым достижением зрелого разума должен стать добровольный отказ от своего первенства среди прочих человеческих качеств.
Зачем? Ради возможности достичь нового «энергетического» уровня. Уровня благодатного развития разума и возвышения чувства!
На основе? На основе предварительного воспитания доброты и чистоты помыслов.

Итак. Разум – абсолютно необходим. Но должен идти за добротой и праведностью, сознательно и убеждённо уступая им в первостепенности человеческих качеств.
Так отвергается хаотичность развития Ума «в потёмках» и признаётся безоговорочность "компаса" Добра и Света. В этом общий путь совершенствования всех качеств человека! Только после этого человек обеспечит себе возможность не погибнуть в режиме культа самовосхваления, и обрести одухотворённое чувство и благословенный разум!
В этом – ЧИСТОТА экологии ПОЗНАНИЯ!

Простая глупость, и явная неправда имеют быстрые негативные последствия. Глубоко скрытая хитрость, подспудная злоба, поверхностный вывод в серьёзном деле – имеют катастрофические последствия, но не сразу, а спустя время. Иногда достаточно долгого!

Гений может быть злым. Мудрость и зло – несовместимы!
Хитрость – блудная дочь разума, которому "предок" нужен лишь как источник наследства.

По сути, положение третьей заповеди предполагает, что наряду с фундаментальными физическими свойствами Вселенной (время, пространство, энергия, информация…), существует и фундаментальное социальное требование-свойство здорового сообщества людей. Имя ему – Нравственность! Оно определяет качество жизни человека среди людей.

(Есть ещё и Духовность. Но это уже не социальное качество, а личностное. Духовность определяет качество совершенства души в её желании праведного согласия с Богом! Духовность невозможна без нравственности. А обратное, к сожалению, возможно! Поэтому Запад, наверно, достигший большего уровня нравственности, не ощущает впереди себя «духовную пропасть»).
Но эта тема выходит за рамки наших размышлений. Говоря о «Нормах жизни» мы подразумеваем, во-первых, именно социальные нормы жизни!

Третья заповедь - наиважнейшая не только для личности, но и для сообщества людей! Она - заповедь общечеловеческой зрелости.

Ещё раз повторю: приведённые заповеди – лишь вариант, «заготовка»!
Да, я пытался учесть мнение многих других людей. Мало того: недоумевал, почему отсутствуют заповеди жизни у очень уважаемых нами людей? Например, у А.И. Солженицына? Думаю, что этот факт говорит об утвердившейся привычке считать формулирование заповедей – делом малопродуктивным, особенно после краха Морального Кодекса строителя коммунизма! Но ведь неудачные запуски первых ракет в космос не остановили желания людей выйти за пределы тяготения?
Формулирование Норм жизни – такой же «выход за пределы тяготения» разных способов веры в Бога.
Для чего? Верующим, чтобы утвердится: главное – верить в Создателя нашей общей жизни! Общей с верующими в Него другим способом, с неверующими в Него, но убеждёнными в необходимости соблюдать нравственные законы общества, готовыми думать об Основе жизни!
Мы – верящие в Бога, понимаем: думающий, высоконравственный атеист – тоже не обделён жизнью, а, значит, приход такого человека к Богу – всего лишь вопрос времени! Трудись, хороший человек, внимательно всматривайся в подаренную тебе жизнь.

Далее – приведён окончательный  вариант с недостающими комментариями.

                НОРМЫ ЖИЗНИ
4.1. ЖИТЬ!!!
(Комментарии даны ранее)

4.2. ДВИГАТЬСЯ по жизни физически, духовно.
Есть древняя установка: жизнь – это движение! Но установка эта опять-таки не только констатация, но и требование! То есть ты не только должен жить, но и обязан РАЗВИВАТЬСЯ в своей жизни.
Физически двигаться нужно для здоровья тела. Причём, двигаться не столько методом тренировки, сколько выполняя нужную работу, преодолевая допустимые расстояния пешком.
Развивать свои отношения с людьми родными, с теми, кто живёт рядом, с людьми по общему делу, с сотоварищами по мыслям. Это та твоя часть, которая должна созидать «праведную жизнь среди праведных людей»!
Наконец, развивать себя духовно, метафизически («за пределами» сиюминутных желаний). Видеть грех, бороться с ним. Пытаясь понять, что от нас ждёт наш Создатель?!
Второй закон-Норму можно сформулировать и так: "думать, изучать, преобразовывать, совершенствовать!"

4.3. ДОБРОНАПРАВЛЕННО развивать разум.
(Комментарии даны ранее)
Третья заповедь - наиважнейшая не только для личности, но и для сообщества людей!

Первые три заповеди – основные, стратегического плана.
А далее – заповеди тактического плана предназначенные, в основном, для юности.

4.4. КАЖДОДНЕВНЫЕ БУДНИЧНЫЕ ЗАПОВЕДИ:

…БУДЬ ВСЕГДА САМИМ СОБОЙ, СТАРАЯСЬ СТАТЬ ЛУЧШЕ.

…СОБЛЮДАЙ ДИСЦИПЛИНУ ЖИЗНИ! ТО ЕСТЬ УДЕРЖИВАЙ СЕБЯ ОТ НЕДОСТОЙНЫХ ЖЕЛАНИЙ!

…ПРАВИЛЬНО ТО, ЧТО ИМЕЕТ В ОСНОВЕ ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ, ПРАВЕДНОСТЬ И РАЗУМ!  И НАХОДИТ СЕБЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ В ЛЮБЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ.
Слово "пра-вед-ность" – включает  в себя: правильное ведание, то есть, знание; правильное поведение, правду; правильное видение, что есть хорошо, что – плохо. Где добро, а где - зло; Праведность прививается воспитанием, потом жизненным опытом и передаётся детям.
Никогда нельзя делать скоропалительные выводы. Особенно, молодым, если выводы эти могут иметь необратимые последствия. Мудрость нужно накапливать. Это требует времени.

"Береги честь смолоду"! Неспроста великий русский гений именно эту заповедь сделал эпиграфом к "Капитанской дочке".
(Заповедь для воспитателей, учителей: "Воспитывать надо, во-первых, своей достойной жизнью рядом с воспитываемыми").

"Хулиганство – не шалость, а преступление!" Эта заповедь должна быть главной для школьника. Хулиганство и шалость – это очень разные понятия. Различать их помогает простая заповедь: "Правильно то, что исходит из честных и добрых намерений!" И не надо бояться, что детям такие утверждения не очень понятны. Очень понятны! Недостаточное развитие ума ребёнка компенсируется гораздо более утончёнными у него возможностями чувства!

Заповедь для самого себя, сформулированная В. Короленко: "когда никто не увидит и не узнает, а я, всё-таки, не сделаю, - вот что такое совесть!"
Отец ответственен за поступки своих детей! Дети ответственны своими делами перед своими родителями и своим народом! Пока эти две заповеди гораздо больший вес имеют у восточных народов.

(Из восточной мудрости: не делай другим того, что не хочешь получить от них).
Противоположностью радости и свету жизни является злорадство и месть. Они питаются – урывками успеха тёмных сил.

В школах должны быть плакаты с заповедями становления:
«Что-то натворил? Значит, ты ещё маленький!» (Это – в коридорах начальных классов).
«Хочешь стать взрослее? Научись что-то делать! А ломать – хватит!» (6-8 классы)».
«Главное в маленьком деле то, что оно – ДЕЛО, а не то, что оно маленькое».
«Сила, взрослея, становится спокойной, уверенной и доброй!» (Старшие классы)
«Мудрая сила может быть только созидающей!»
«Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам.»
«Внешняя красота зажигает сердца. Мудрая красота – повелевает жизнью!»
«Взрослым ТЫ станешь тогда, когда своей жизнью (своим поведением) сумеешь успокоить всех, кто тебя любит!»
«Мужчина – тот, кто может взять на себя ответственность. Особенно, в нелёгкие моменты жизни».
«Дисциплина жизни – основа всех успехов! Она требует усилий, но и обеспечивает нужный результат».

4.5. ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЕТ ПРАВА БЫТЬ ЗВЕРЕМ ДАЖЕ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ! И никаких адвокатов!
(Следование одной этой заповеди сделало бы ненужной работу многих юристов!)
В этой заповеди моё активное несогласие с положением, что любое преступление достойно внимания психолога и оправдания адвоката. "Не убий", требует Библия. И всё!
Гуманность не должна противостоять необходимости самого жёсткого наказания озверевших преступников. Озверевших хотя бы один раз в жизни!
Не ищи объяснений звериным инстинктам – ищи всю жизнь способы преодоления внутри себя потенциальной гадости, тьмы и сатанизма!
Другое дело, если ты чувствуешь: что готов сорваться! Вот тогда иди к наставнику, врачу, юристу. В этом случае, ты ещё человек и имеешь право на понимание и помощь. Ты даже готов, чтобы тебя изолировали, лишь бы избавиться от растущего внутреннего зверства.
Но! Если бы ты верил в Бога – этого одного было бы достаточно! В крайнем случае, священник помог бы тебе в покаянии!!
Как следствие пятой заповеди – необходимость воздержания!! Но не только в преодолении звериного инстинкта. Преодолевать надо учиться и наши животные инстинкты и неуёмные человеческие! Воздержание – показатель воли, разума и культуры.

4.6. У КАЖДОГО ДОЛЖНО БЫТЬ СВОЁ ДЕЛО, ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ СЕБЯ, ОКРУЖАЮЩИХ И ПРИРОДЫ.
Лень – тихое зло! Трудолюбие, старательность – тихий героизм! Творчество – благословенно Богом!

Учиться можно у каждого, делать желательно по-своему, но не хуже, чем тебя учили!

Только тогда человек становится достоин уважения, когда он хоть что-то умеет делать лучше других (или хотя бы, просто хорошо)!
И наоборот: деяние гражданина преступно, если оно вредит окружающим, обществу и среде обитания. Полезное для тебя должно быть полезно другим и природе.
Соблюдение здорового образа жизни должно быть не только хотением, но и делом.

4.7. БУДЬ ДОСТОЙНЫМ ЛЮБВИ! ДАРИ ЛЮБОВЬ!
У каждого взрослого здорового человека должна быть семья, дети.
"ЖИТЬ!!!" – это, кроме всего прочего, ещё и требование продолжить жизнь!
Возможно, самая приятная заповедь. Особенно для молодых. Эта заповедь – право на счастье! Стоит лишь обратить внимание на слово "достойным". И на понятие "любовь", которое далеко не исчерпывается влечением тела у молодых. Тем более в зрелости…

Вот выдержка из православного катехизиса: "Любовь там, где есть, кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит, и кого любят".

Семья – предполагает семь "Я": ребёнка, двух его родителей, двух бабушек и двух дедушек. Это - единая социальная молекула человеческого общества.
Понимание семьи, как семи "Я" – автоматически отрицает однополое сожительство. Однополое сожительство – это двуйня по сравнению с семьёй! (Прошу прощения за народный, зато очень точный "окрас" определения).

Шестая заповедь внешне обращена к мужчинам. (Ещё раз прочти сонет У. Шекспира в конце раздела «О любви»). А какое главное дело жизни для женщины? Исходя из первой заповеди – обеспечить бессмертие, которое может быть только импульсным, сменяя старую жизнь новой! Поэтому заповедовано было смертным людям продолЖИТЬ себя в своих детях!
Недаром любовь – самый сильный и яркий инстинкт, заслоняющий любые доводы разума! "Я потерял(-а) голову от любви!"

Но всё сказанное – относится к человеческой любви.
А что говорит на эту тему один из способов веры в Бога – Православие? Оно обрушивает на нас нечто невообразимое для разума: «Бог есть Любовь!»

Такую Истину разуму в одиночку осилить невозможно. Здесь надо подключать и чувство и веру. Одним словом, в этом можно только утвердиться!
Такая истина для атеиста труднопонимаема. Но признать это не стыдно. Ведь признаёт разум непостижимым, но великим высказывание: «Красота спасёт мир»! Не является ли это высказывание – первым шагом к истине Православия: «Божественная Любовь является основным законом Жизни!»

Есть ли примеры любви среди людей, хоть отдалённо похожей на Любовь Бога? Возможно, это – любовь матери к детям и дитя к матери. Отцовская любовь и любовь к отцу. Любовь к Отчизне.

Поставив на первое место для человека норму-заповедь «ЖИТЬ!!!», в финале мы ставим заповедь Божественную – ЛЮБИТЬ!
2009 г.   
(Последнее редактирование – 01. 02. 14.)