Хитроумная арифметика

Сергей Коловоротный
Тошка возвращался из школы, волоча за собой толстенный портфель. Учебников было много, а толку было мало. Так думал Тошка, потому что он был голодный и злой. А еще ему не давалась арифметика. В дневнике стояла плохая оценка, и Тошка не понимал, какой смысл во всем этом умножении и делении. Зачем зубрить таблицу умножения, к примеру? Разве от этого он станет лучше думать или лучше жить?

Совсем рядом с домом Тошка вдруг увидел двух сестричек-близняшек. Обе они были в коротких сарафанчиках с зайцами на кармашках. Даже косички были одинаковые – с пестрыми красными ленточками.

Тошка подошел поближе, и понял, что они спорят между собой, как поделить булочку с изюмом, которая была у них одна.

— А, Тошка, привет! – сказала Маришка.

— Привет, – как эхо отозвалась Иришка.

— Ты уже взрослый, ходишь в школу. Помоги нам разделить булочку поровну, – попросила Маришка.

«Ага, – подумал Тошка. – Так вот где нужна арифметика!» И задумался.

— Значит, так, – сказал он. – Вас двое, а булочка одна. Один на два не делится. Вот если бы булочек было две, тогда можно было два поделить на два.

— Так что же делать? – разочарованно спросила Иришка.

— Если один нельзя поделить на два, значит один нужно делить на один! – сказал Тошка. – А, поскольку, из нас троих один – это я, то и булочка делится только на один, то есть, на меня.

Сказал Тошка, взял булочку, и съел ее.

Ошарашенные таким результатом арифметики, сестрички стояли, разинув рот от удивления и смотрели на Тошку снизу вверх.

— Ну, привет! – и Тошка довольный своей находчивостью, пошел дальше. Дом был уже близко, и шагалось намного легче и веселее.

А у подъезда дома Тошке пришлось снова остановиться. Двое мальчишек, дети дворника с первого этажа, о чем-то громко спорили и ссорились.

— Нет, это моя марка, я ее выиграл! – кричал Славик, размахивая маркой.

— Мы ее вместе выиграли, значит, нужно все пополам! – настаивал Павлик.

— А как поделить третью марку пополам, ты думаешь своей головой?!

— Я-то думаю своей головой, а вот ты своей совсем не думаешь!

Очевидно, что дело шло к драке. И вот тут Тошка решил снова применить чудеса арифметики.

— Я могу помочь! – уверенно заявил он.

Мальчишки перестали ссориться и посмотрели на Тошку.

— Это как?

— У вас три марки, но три нельзя поделить на два.

— Умник нашелся! Это мы и сами знаем.

—… Так вот, если нельзя три поделить на два, значит нужно одну марку забрать, и останется две марки. А две марки можно легко поделить на два. Вот, Пашка, держи, это марка твоя. А это, Славка, марка твоя.

Удивленные таким исходом ребята, разглядывали марки, которые им дал Тошка.

— А как же… А как же… третья марка?

— Марка осталась одна. Но одна марка не делится на два, зато один можно поделить на один. Значит, эту марку я заберу себе. Логично?

На лицах ребята было написано сомнение. Но разве можно было идти против арифметики? Получается, что все вроде было честно. И все же…

А Тошка, с еще большим вдохновением, взбежал по ступенькам на свой четвертый этаж.

Вот они чудеса арифметики! И чего только в школе учительница поставила ему плохую отметку?

Тошка был в прекрасном настроении, и решил не останавливаться на достигнутом. Быстро проглотив обед, который поставила дома перед ним мама, он переоделся и снова выбежал во двор.

Как назло, народу в это время было маловато, и Тошка отправился на улицу. Рядом с магазинчиком был небольшой базар. Там продавали яблоки, груши, арбузы и виноград.

Тошка подошел к полной продавщице, с белой косынкой на голове. Она продавала яблоки, и зычным голосом кричала: «Кому яблочки! Вкусный белый налив! Яблочки вкусные, медовые! Кто забыл яблочки купить?»

— Чего тебе мальчик? – просила продавщица, заметил Тошку.

— Тетя, а вы знаете, что будет, если один разделить на два?

— Это как?! – удивленно спросила торговка. – Один на два разделить нельзя.

— Конечно! – воскликнул Тошка, – поэтому одно яблоко легче съесть. Останется одно яблоко, и один поделить на один гораздо легче!

И Тошка взял из большой корзины яблоко, и съел его так быстро, что продавщица только ахнула.

Остальные продавцы вокруг с интересом посмотрели на Тошку, вот это номер! Интереснее, чем в цирке!

Тошка посмотрел на оставшееся яблоко, и уже готов был продолжить свою хитроумную арифметику, но тут торговка пришла в себя, и схватила Тошку за ухо.

— А ну-ка, теперь ты мне отвечай – сколько будет у тебя ушей, если я тебе сейчас одно оборву?

— Ой, тетенька, не надо! Я больше не буду! – закричал Тошка.

Тут продавцы его пожалели, и заступились. Тошку отпустили, и он со всех ног побежал домой.

Ухо горело, и Тошка не мог понять, в чем же это он так просчитался? Как он так дал маху?.. Может, арифметика была неверной?

Дома он не удержался, и все рассказал маме, думая, что она-то его точно пожалеет. А вышло все наоборот.

Когда домой пришел папа, мама ему все рассказала. Папа у Тошки был строгий, не долго думая, он снял ремень, и всыпал сыну как следует.

— Это тебе за пирожок, это за марки, а это за яблоки! – приговаривал он. – Нужно уметь не только делить и отнимать, но и прибавлять и умножать!

Тошке было обидно, еще как! Но еще больше он не мог понять слова папы – как можно что-то получить, если не отнимать и делить, а прибавлять и умножать? Разве от этого что-то у тебя прибавится?

А наутро Тошка проснулся уже в другом настроении. Он радостно потянулся в постели, вставать так не хотелось! Но мама быстро стянула одеяло, а папа заставил сделать зарядку.

После завтрака, Тошка подхватил портфель и побежал в школу.

И тут увидел на детской площадке двух сестричек-близняшек – Маришку и Иришку. Перед ними лежало огромное красное яблоко. И яблоко было только одно!

— Привет, близняшки! – крикнул им Тошка. – Что, опять не делится на два?

Девочки испуганно прижались друг к другу, и закрыли яблоко руками.

Но тут Тошка открыл свой портфель, и достал два желтых яблока.

— Вот, держите. Одно тебе, и одно тебе! – Тошка дал сестрам по яблоку. – Видите, вот теперь все хорошо делится.

Сестрички улыбнулись. Они взяли яблоки и положили их рядом со своим красным яблоком.

— Ну вот, – разочарованно сказал Тошка, – а теперь их стало три, и вы снова их не сможете поделить на двоих.

— Зато три можно поделить на троих! – Маришка подмигнула Иришке.

И Иришка взяла красное яблоко и протянула его Тошке.

— Это мне? – ошарашено произнес Тошка.

— Тебе!!

— Спасибо! – радостно заулыбался он. – Ну, я побежал, а то в школу опоздаю!

Тошка бежал, а сам думал – а папа был все-таки прав! Значит, что-то можно получить, если что-то кому-то прибавить!

Он был в отличном настроении. Теперь Тошка был уверен, что и в школе с арифметикой у него будет полный порядок!