Живое свидетельство мучеников

Пастор Сергей
 «Христиане подтвердили наличие вины, потому что по своему обыкновению, они собираются в установленный день на рассвете и по очереди провозглашают слово о Христе, как о Боге. И они связывают сами себя клятвой, но не для какого-то преступления. А для того, чтобы не совершать какой-либо кражи, разбоя или прелюбодеяния, клянутся не нарушать это слово, и не отказываться от залога, когда потребуется. После этого они расходятся и встречаются для принятия пищи, самой обыкновенной и безобидной».
                Официальный отчет. Римский правитель Вифинии Плиний, императору Трояну, о ходе расследования и для получения дальнейших инструкций относительно преследования христиан. Письмо X: 96: 7  [1].


            Martis -греческое слово одновременно переводилось и как мученик и как
свидетель.Свидетельство оставленное ими имеет непреодолимую силу.
О чем свидетельствовали эти люди?
1. О безупречности жизни, истинности учения и реальности воскресения Христова.
Ученики Христа были обыкновенными людьми. И Евангельское повествование описывает их как людей, не отличавшихся особым героизмом, как  людей наделённых многими человеческими слабостями, такими как - страх, сомнения, тщеславие и склонность к соперничеству.  Но многое переменилось спустя относительно не долгое время: после того, как Понтий Пилат приказал распять их учителя Иисуса Христа. И ученики Иисуса, которые совсем недавно были шокированы, сметены и подавленны арестом, судом и позорной смертью Того, Кого совсем недавно они считали за своего Мессию, Спасителя Израиля. Но через некоторое время мы видим их в эпицентре духовной деятельности Израиля,  от их смятения и подавленности не остаётся и следа, равно как и от многих слабых сторон их характера. Они предстают пред нами смелыми, решительными, принципиальными и предпочитающими Христа и Его Царство всем земным благам, почестям и даже самой жизни.
                Дьякон Стефан до смерти  забит камнями; Иаков, брат Иоанна, именно тот, кто когда-то тщеславно мечтал сесть по правую или хотя бы по левую сторону рядом с Иисусом, когда Тот воссядет в Своем царстве, первый кто приговорен на смерть из среды апостолов; «предатель» Пётр за свое исповедание  будет распят вниз головой  в Риме, во времена зверствований императора Нерона; Фома, которого любят называть неверующим, погибает за свою веру на территориях Индии;  Иаков- один из братьев Господа Иисуса, по материнской линии,  как раз из тех братьев, которые когда-то не веровали в Него, сбрасывают с крыши Иерусалимского  Храма; в конце концов, лишь апостол  Иоанн избежит мученической смерти .
         Преследование перебрасываются и на учеников апостолов, и на учеников учеников апостолов, и так вплоть до правления императора Константина жизнь христиан находится под угрозой. Гонения и мученичество имели не какой-либо случайный характер, на протяжении нескольких столетий христиане сталкивались если не со смертью, то с угрозой смерти. 
 Почему угроза смерти не может остановить свидетелей Христовых? Что произошло с этими людьми, и о чем говорят нам их жизни и смерти?
 «Поражу пастыря, и рассеются овцы» - этот принцип неизменно срабатывал с каждым, кто осмелился называть себя мессией в Израиле, почему этот принцип не сработал на этот раз?
«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их», - так охарактеризовал Иисус тех самопровозглашенных мессий, которые время от времени появлялись в религиозной жизни Израиля до прихода Христа Иисуса. И я думаю, эта характеристика и объяснение их поражения,  подойдет ко всем лжеспасителям  имевшим дерзновение заявить о себе, после Его пришествия.
          «Я есть пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня», - ученики Иисуса были свидетелями необычно праведной жизни Христа, абсолютно праведной жизни,  не расходящейся со словам Учителя. В этой Жизни и словах они увидели тот истинный кристальный Источник, из Которого не один из них не смог удержаться от того, чтобы не испить этой прекрасной воды жизни. Вряд ли кто-либо последовал бы за недостойным учителем и тем более отдал бы за него жизнь. Своей верностью - даже до смерти, они свидетельствовали, что слова и дела их Учителя достойны подражания и самой большой жертвы.
                «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», - свое учение Иисус подтвердил подвигом Своей искупляющей смерти, в которой Он искупил Своей Кровью каждого, кто уверует в Него. Жертвенность Христа передалась Его ученикам, которые своей жизнью и смертью подтвердили и показали то, что знают как жил и умер Христос, это свидетельство восприняли и повторили те, кто учился уже у учеников Христа, эта эстафета продолжается и по сей день.
                Но самое главное, что переменило жизни учеников Христа и о чем свидетельствует их смелое поведение пред лицом смерти - это реальность Воскресшего Христа. Воскресший Иисус, явившийся сначала Марии, затем Петру, затем одновременно двенадцати апостолам, затем более, нежели 500 свидетелям. Христос, чьё явление было настолько реально, что Он разговаривал с ними, ел с ними хлеб, позволил Фоме прикоснуться к Его рёбрам, приготовил жареную рыбу на прощальный ужин, давал распоряжения относительно Церкви и  обетования Святого Духа, Христос, Которого они видели возносящемся на Небеса и про  Которого они слышали обетования от Ангелов, что Он вернется; Воскресший Христос и Его победа над смертью полностью уничтожила у них всякий страх смерти, и они больше боялись остаться без Христа чем, без жизни. Теперь они точно знали, что смерть побеждена и Они, так же как и Христос воскреснут из мертвых. Их смелость и решительное исповедание даже пред лицом смерти доказывает, что их опыт общения с живым Христом был реален. Если бы это не было так, то едва ли, люди, заявляющие о том, что видели Его живым, могли бы идти до смерти, за своё исповедание, заведомо зная, что оно ложно.  Мы можем предположить, что люди могут идти на смерть, будучи обмануты кем-то, но идти на смерть за заведомую ложь собственного сочинения, как-то мало вероятно, что кто-то пойдет. Но апостолы шли на смерть, даже видя смерть друг друга не только не колебались, но укреплялись в своей вере. Их последователи, видя решительную веру, проявленную в жизни и смерти, были абсолютно уверенны в личной встрече каждого из апостолов с Воскресшим Господом Иисусом, поэтому их пример и их вера делала непоколебимой веру их последователей, так что они продолжали их подвиг.   

2. Мученичество свидетельствовало о реальном Божьем присутствии в жизни каждого истинного верующего.
Господь Иисус обещал излияния Святого Духа на Свою Церковь. Это событие стало реальностью в день Пятидесятницы, когда Дух Святой  наполнил Церковь и с этого времени Бог особым образом вёл свой народ. Дух Святой и сегодня присутствует в жизни каждого верующего. Это делает веру живой, открывает возможность для общения с Богом и делает Небеса и Царство Бога Живого близким и реальным. Смерть мучеников показывала и доказывала реальность их переполнения Святым Духом. Присутствие Божие в их жизни делало Небеса даже более реальными, чем жизнь в этом близком к погибели, постоянно разрушающимся мире, а вечную жизнь более надёжной, чем временная на этой земле. «…вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», - слова дьякона Стефана в момент, когда его забивали камнями, показывают насколько реальным было для него присутствие Царства Христа в его жизни. Действительно, благодаря Духу Святому верующие проживают свою жизнь в присутствии Господнем, об этом и свидетельствовали мученики своей смертью.

3 Свидетельство мучеников обращено также и к Богу, пред которым они свидетельствуют о виновности этого мира, пред Его Царством. Поднявший руку на самого малого верующего, преследуя его за веру, пошел против царства Божия, и, по сути, поднял руку на Христа. Кровь мучеников говорит, что этот мир отверг волю Божию  и Его Евангелие, отверг в самой грубой форме. Кровь мучеников сегодня громче, чем кровь Авеля взывает к Богу о мщении. Кровь мучеников льется и по сей день, и в наше время кто-то умирает за веру. Наступит время, когда Бог изольет свой гнев на этот мир, и ответит на непрекращающийся призыв о мщении. О котором к Нему взывают тьмы убиенных за слово Божие, находящиеся пред престолом Божьим. Это будет время страшного суда над эти миром, когда свидетельство мучеников будет обращено против людей не внявших Слову Божьему, сейчас же пока есть время обратить их свидетельство во благо для себя и обратить внимание на Бога, реальность Которого исповедовали мученики.

P.S. До 60-х  годов I в. – период иудейских гонений. В 60-е годы император Нейрон начинает преследовать Церковь, начиная период римских гонений. Один за другим факел и имидж гонителей Церкви перехватывают императоры: Домициан, Траян, Адриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Септимий Север. Во времена этих императоров гонения не носили постоянный характер, но как вспышки охватывали ту, или иную область римской империи, стихая на некоторое время, порой даже прекращаясь, даруя некоторые передышки и вновь и вновь разжигаясь  и обрушиваясь на жизни христиан. Первые системные и постоянные гонения начинаются при императоре Деции, затем системно охватывают всю империю, гонения при императоре Валериане, и самые серьёзные испытания обрушиваются на христианский мир при императоре Диоклетиане.
Мученичество всегда сопровождало веру.
Стоит сказать, что и сегодня: «Около 160 тысяч людей умирают за веру ежегодно» [2].


[1]  исторические документы взяты из материалов Дэвида Кэлхоуна, курс лекций  «История древней и средневековой церкви».
[2] из материалов www.victoryarrow.ru/