Рецензия на фильм Ливан

Олег Татков
«Четыре танкиста и пленный»



Взрослеть всегда тяжело. Взрослеть под пулями ещё и очень страшно. Об этом снято много фильмов – наиболее меня впечатлившие – «Иваново детство»,  «Иди и смотри», «Рябиновый вальс». Но то фильмы о нашей войне. Фильм «Ливан»   - о войне, но  не «нашей»...


Я не знаток израильского кино, и уж тем более, - объективных исторических реалий истории взаимоотношений этого государства с соседями. Поэтому предваряю свои соображения выпиской из Википедии. Почти цитата о  Первой Ливанской войне (в Израиле её называют операцией – авт.):
«Операция «Мир Галилее» началась после покушения 2 июня 1982 года палестинских террористов на израильского посла в Лондоне Шломо Аргова. 6 июня в 11.00 крупный израильский бронетанковый отряд пересек ливанскую границу.   Израильское правительство заявило, что «целью операции является обеспечение демилитаризации района к северу от израильско-ливанской границы, удаление всех враждебных элементов на расстояние, при котором они не смогут обстреливать израильские города и поселения». 11 июня танковые колонны вышли в предместьях Бейрута. 1 сентября около 10 тысяч боевиков ООП под наблюдением сил ООН были эвакуированы из Бейрута морским путем в Тунис и другие страны. С эвакуацией сил ООП 1 сентября операция «Мир Галилее» формально завершилась».

Режиссёр Самуэль Маоз - сам танкист и участник первой Ливанской войны (рука не поднимается после просмотра фильма написать операции – авт.), думаю, снимал  автобиографический фильм – это очень чувствуется. Мелочи быта, сленг, звуковой ряд, потрясающий монтаж, и очень часто и крупным планом - глаза, глаза, глаза главных героев ... 

Фильм «Ливан» смотреть сложно. Не только военная тематика этому причиной. Режиссёр максимально приблизил изобразительный ряд к реалиям военного времени, при этом крайне минимализировав вербальный ряд фильма. О многом зритель просто догадывается по радиообмену, который наложен на изображение.

Четверо танкистов, замкнутое пространство танка, и война, которую они видят через прицелы, приборы ночного видения, - а иногда через люк наверху. Из этого люка на них сваливаются то отцы-командиры, то труп погибшего солдата (до прибытия эвакуационного вертолёта), то пища, то боевик-фалангист,  то пленный сириец…  Зрители буквально втиснуты вместе с героями фильма в экранно-танковые обстоятельства и ощущение этой «втиснутости», - практически на грани клаустрофобии, - не покидает весь фильм.


Вообще, - во время просмотра, -  у меня возникло ощущение, что танк – это маленький Ноев ковчег, который носится в океане безумия называемом войной….  Но если Ной точно понимал, чего хочет – ну получил он, как говорят в авиации,  «полётное задание» от Создателя, то герои фильма буквально мечутся,  не понимая того, что с ними происходит. При этом непонимание буквально ставит их на грань жизни и смерти, когда с каждого слетает шелуха гражданских жизненных условностей  и проявляется суть человеческая....

Некоторые не выдерживают – сходят с ума…

Фабула фильма проста – неразбериха первых часов войны, отсутствие реального боевого опыта и чёткого понимания того, что происходит вокруг, мальчишеские максималистские  комплексы, элементарный человеческий страх, желание чтобы это всё закончилось, тревога за мать и то, что называется физиологическим ощущением (некоторые называют это натурализмом – авт.) войны.

Из-за неопытности членов экипажа гибнут и мирные жители, и израильские солдаты, гибнет,  в конце концов, и один из героев.

Натурализма много, но это оправданный перебор. Более того – мне он кажется абсолютно необходимым – режиссёр, как мне представляется, -  воссоздавал то, что видел сам – от этого многие кадры смотрятся как документальные.  Уверен,  даже, что это не режиссёрские придумки – такое, я думаю,  придумать невозможно…

«Золотой лев» 66-го  Венецианского кинофестиваля фильму «Ливан»  абсолютно заслужен, более того - это  вообще первый в истории израильский фильм, удостоенный  награды в Венеции.


Уже  один этот факт уготовил почётное  место режиссёру и актёрам в истории кино Израиля, несмотря на  сдержанное отношение к фильму в самом Израиле...


Не покажут фильм в Ливане –  израильское кино там бойкотируют.…


А жаль…