Предназначение

Асна Сатанаева
Существует такая пословица: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У меня  другие  критерии для определения сущности человека. Читаешь ли ты книги? И какие?

…Военная судьба мужа забрасывала нас в разные места и у нас ничего ценного не было, кроме книг, которые путешествовали с нами всегда. Естественно,  что при такой кочевой жизни случайных среди них не могло быть. Мы их читали и перечитывали бесконечно и они имели вид непрезентабельный. Но это говорило лишь  о том, что они любимые. Как, например, мягкий уютный халат. Сжившись с ними,  не представляли себя без них.

У мужа были свои пристрастия. Являясь кадровым военным, он собирал военные мемуары, книги  об  Отечественной войне, и  все, что касалось военной политики. Он зачитывался воспоминаниями о Г.Жукове, К.Рокоссовском, И.Коневе...

Меня увлекала публицистика, педагогика, поэзия, и моя библиотека была весьма пестрой, как по содержанию, так и по направлениям. Например, я обожаю  русскую поэзию, и она была  представлена разными томиками - А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Из советских  писателей я и до сих пор люблю  читать  В.Белова, В.Чивилихина, Л.Жуховицкого. Из зарубежной всегда со мной путешествовали  Э.Хемингуэй, Франсуаза Саган, Андре Моруа, Джейн Остен…

В нашей семье очень любили Ильфа и Петрова, и мы дорожили  двумя потрепанными томиками «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Также мы обожали книгу Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», а также произведения наших  классиков Т.Керашева, Х. Ашинова, К. Жанэ…

Нашу первую стенку, неизменный  атрибут обстановки, мы специально выбрали без полок для посуды. И  сразу уставили ее  любимыми произведениями.

Муж, став военным комиссаром района, получил, наконец, возможность  выписывать подписные издания. Мы были счастливы - наконец, у нас появились право и возможность выбора -  раньше книги невозможно было просто так купить. Для того, чтобы достать их, нужно было идти «через завсклад, через магазин»…

А теперь наша стенка все пополнялась  новыми  книгами – мы всегда  увлекались чтением. Глядя на нас, наши дети тоже увлеченно читали.

Я не допускала мешанины на полках. Книги  стояли  строго по порядку - русская литература XIX века, следом - русская литература XX века, дальше шла советская поэзия  и проза. Любимые произведения зарубежных авторов занимали отдельную полку,как и всевозможные словари. Отдельно всегда располагалась публицистика… 
Почему-то я была уверена, что и  у всех такой порядок  незыблем.
Но скоро убедилась: это вовсе не так!

Однажды соседка в первый раз пригласила меня в гости. Она была с визитом у нас  за три дня до этого.  По всей видимости, ей наша библиотека, по сравнению с их, показалась бедной. И, если она решила похвастаться передо мной, то ей это удалось - их библиотека, и вправду,  впечатляла.  Стенка была плотно уставлена книгами  с золочеными надписями - строго по цвету: вот наверху  книги  только с синими обложками, вот - только с коричневыми,  а вот  - только с зелеными, а дальше – с  серыми. И все в таком же роде - не было ни одного случайного томика, выпадающего из подписных изданий!

 Но еще больше меня потрясло, что все книги были целомудренно новыми - было видно, что никто их ни разу не открывал! Как же так? Их получали - и ставили на полку, получали - и ставили?..  Мне показалось, что они задыхаются здесь и стало их жалко - плохая участь досталась им быть ни разу не читанными…   А сколько людей  с наслаждением прожили бы жизни героев этих книг?

Я не стала даже экзаменовать хозяйку этого великолепия, что она думает о том или этом писателе. Примерно была знакома с ее вкусами и пристрастиями.
 
Удивилась я  другому - муж ее занимал большую должность,  и я думала, что он – Читатель… Разочарованная,  ушла из этого дома, богатого книгами, которых никто не удосужится открыть.

 Следом за этим случаем нам пришлось ехать на похороны в отдаленный аул к человеку,  с которым  мы  познакомились недавно. У него умерла мать. Я его считала легковесным человеком, несерьезным, любителем  выпивать и волочиться за женщинами. Но, увидев его библиотеку, сразу поменяла свое мнение о нем. Вся комната была уставлена вместительными одинаковыми шкафами, полки которых были уставлены книгами до самого потолка. И каких только здесь не было авторов! Правда, книги  здесь  не сверкали свежестью и глянцем, и, уж точно, не  служили  украшением шкафа и комнаты - они в этом доме  оказались украшением ума. В чем я и убедилась впоследствии. Он оказался с масштабным мышлением, очень хорошим хозяйственником, с легким искрометным характером и разносторонним умом, развитым чтением…

Грянула перестройка… Как-то, идя с работы, я встретила бывшую соседку - мы жили по другому адресу. Она посетовала, что книги, которые ими собирались в советское время, теперь не подходят к интерьеру и приходится их выбрасывать. И посмотрела на меня с каким-то ожиданием. Видимо, ждала понимания и сочувствия. Но я предложила сдать книги  в библиотеку. "Тогда, наконец, они выполнят свое предназначение, потому что их кто-то прочтет", - не удержалась я от колкости.