Благоговение- центр, зависть - периферия

Нина Изюмова
         Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем
             Святитель Николай Сербский
      
Мы подошли к той черте, что похваляемся грехами. Тут тебе и гей-парады, и гордость от наворованных денег, и многое другое, что скучно перечислять.  Но зависть  –  грех, в  котором человек даже самому себе сознается с большим трудом. Поэтому говорится в одной из молитв: «от ТАЙНЫХ  моих очисти мя». В то же время, именно чувство зависти к Богу  превратило светозарного Денницу  в дьявола, духа тьмы.
 Подобным образом зависть накрывает мрачной тенью  человеческие души,  мешая  радоваться тому, что нам дано, и вечно зариться на чужое «счастье», которое нам, скорее всего, не подойдет.
 Интересно, что в языке мы не найдем антонима слову «зависть».  Я думаю, это связано с ее «всеохватностью» и множеством  личин, которые она принимает.  Вспомним Гоголя,  величайшего исследователя человеческих пороков. Герои «Мертвых душ», по существу, персонифицированные грехи – жадность, бесплодная мечтательность, ограниченность и пр. Но и у Гоголя мы не найдем  аллегории зависти. 
И ведь чему только не завидуют люди, и какие только формы не принимает это ядовитое чувство.  Особенно оно любит маскироваться под справедливость,  превращаясь, по мановению волшебной палочки нашего самооправдания, из дурнушки в красавицу. Но все же попытаемся найти не грамматический антоним  слову «зависть», а понять,  какое чувство может сделать нас недоступными  зависти, вытеснить ее из наших сердец, хотя бы на время.
Думаю, что чаще всего в основе зависти лежит ощущение,  что мы выброшены на периферию  жизни, по сравнению с теми, кто, по нашему мнению, находятся в ее цитадели.   Бобчинский просит Хлестакова об одном: «… скажите и государю, что вот, мол, ваше  императорское величество,  в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».  Государь – центр бытия, и человеку хочется лишь приобщиться к этому центру, ничего больше!    Герой Достоевского  в центр мироздания ставит Бога, поэтому  восклицает: «если Бога нет, то какой я же после того капитан?».  При таком понимании он не скажет о своей капитанской должности, что это «не Бог весть какой чин» именно потому, что Бог ВЕДАЕТ и о нем,  и его чине, что оправдывает  его существование,   а небольшой чин делает вполне почетным.  Чеховские сестры страдают из-за невозможности переехать в Москву, так как именно этот город является для них центром  мира. Провинцию делает скучной и неинтересной  именно такое мироощущение, а не те или иные реалии.  Древний иудей мог сколько угодно восхищаться  Римом, но средоточием Земли для него оставался Иерусалим, хотя, с точки зрения римлянина, Иудея являлась лишь одной из небольших  глухих провинций, о которых говорят «Богом забытое место».  Но мог ли разделять такое  восприятие  иудей, который знал, что по-настоящему помолиться Богу и принести Ему жертву  можно лишь  в этом городе?  В то же время для человека, поклоняющегося мамоне,  центром жизни будет лондонский Сити, а для обожествляющих  искусство  – это в разные времена могли быть  Флоренция,  Париж или Голливуд.
В Византии Константинополь считался матерью городов (в греческом «полис» – женского рода). Тем не менее, когда Иоанн Златоуст был изгнан из столицы, в ничтожный Кукус, где он томился в ссылке, стали стекаться люди. Почетным и желанным было находиться рядом со святым человеком,  а не в осиротевшей без него столице. Кроме того, византийцы были очень привязаны к своей «малой родине»,  приходу,  храму. Многие имели  домовые церкви. Дело в том, что место, где совершается молитва, а тем более – литургия, становится  для верующего человека центром, средоточием бытия, так как  ЗДЕСЬ (не в пространственном, а в смысловом  отношении) устанавливается связь с Богом.  Как можно ощутить эту связь?  Слова мало приспособлены к тому, чтобы описать происходящее, но больше всего это похоже на теплую волну благоговения, которая охватывает человека. Бунин выразился так: «Никого в подлунной нет,  только я да Бог…». Ну а куда же девается зависть к Богу, погубившая Люцифера?  В этом – тайна христианства. Именно вочеловечение Христа дает возможность человеку  максимально приблизиться к  Богу, обожиться,  не бунтуя против Бога, а следуя указанному Им пути, ведь Создателю «машины» лучше всего известны «правила ее эксплуатации»  - заповеди.
И вот в этом пребывании один на один с Богом, где нет сравнений и амбиций,  зависти просто неоткуда взяться, для нее нет пищи, и она скукоживается и чахнет, а человек раскрывается во всей полноте  своего совершенства.

fotka ua