01-06. 1971 г. 10-й класс. Дневник

Виталий Альбертович Иванов
Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

5/I/1971 г.
1. Жизнь
2. Счастье
3. Любовь
4. Величие
5. Искусство, литература, поэзия
6. Я сам

Относительно этих вопросов очень много задумывался за ноябрь – декабрь 1970 г. Хочется записать хоть в отрывках.

Любовь – самое прекрасное из всего, что дано человеку.

Счастье слишком обширное понятие. Каждый понимает счастье по-своему (труд, любовь, семейная жизнь, борьба, деньги, власть, приключения, слава и т.д.). Т.е. можно сказать, понимание счастья зависит от духовного мира человека - его мечты, представлений о смысле жизни. Что в свою очередь зависит от очень многих факторов, прежде всего, от той среды, где он рос, но и от него самого.
Понимание счастья у рабочего и интеллигента не может быть одинаковым, духовный мир интеллигента (настоящего) неизмеримо шире, чем у рабочего (в общем случае). Хотя в данный период, особенно в соц. Странах, грань между передовыми рабочими и интеллигентами сливается.
Но каков бы ни был духовный мир человека, никто не может жить вне действительности, т.е. человек объективно связан с людьми, природой и т.д. Так вот, счастье, если говорить не о мгновенном счастье, а всеобъемлющем, полном, продолжительном (мгновенное счастье может дать вдохновенье, любовь), человек счастлив только при гармонии его духовного мира с объективной действительностью.
Общество будет наиболее счастливо при коммунизме.

Некогда! Некогда!

6/III/1971 г.
Слушал с классом в Эрмитаже лекцию об импрессионизме. Не понравилось. Искусство прекрасно, когда оно массово, восхищает сравнительно непросвещенного зрителя или читателя. Импрессионизм не развивает, а упрощает мысль, исключает подсознательный анализ произведения, лишает мир бесконечного многообразия деталей, упрощает реализм и начисто отбрасывает романтизм, без которых любое произведение лишается жизненной силы.
Отсутствие эстетической красоты. Ограниченность миропонимания. Реклама.

13/III/1971 г.
Порою бывают ощущения,
что у меня в голове спрятана бесконечность,
пустота с редкими мерцающими звездами,
свободная, всеобъемлющая пустота…
И - все равно…

Как хочется чего-нибудь оставить…
Нет-нет, я и не думаю о славе…
Но память!

29/III/1971 г.
В этот день люди мыли стёкла, сияющие под весенним, ласковым солнцем. Это был самый страшный день в моей жизни.
Я шёл по только что оттаявшим лужам. Плескало солнце. Прохожие жмурили глаза, и от этого казалось, что все улыбаются, причмокивали губами и раздували ноздри, пытаясь уловить ещё неуловимый, но уже так много обещающий приятными предчувствиями, милыми воспоминаниями аромат весны.
Маленькие дети с видом людей, делающих самое главное дело в своей жизни, пытались обойти все лужи нашего квартала и его окрестностей. А те дети, которые были несколько взрослее, пускали по глубоководным ручьям пробки от лимонадных бутылок. Они были счастливы. И я бродил между ними, улыбаясь.
Я был одинок, как бывает одинок только одиноко торчащий саксаул в необозримых пустынях Африки.
В этот день у меня было то самое неестественное состояние духа, когда ты уже не ребёнок, но ещё не мужчина, умудренный многоиспытавшимся жизненным опытом и восторжествовавшими над умом взглядами.
От этой горькой мысли окидывая находящимся на промежуточной стадии взросления оком всю свою небольшую, бедную событиями, но богатую впечатлениями жизнь, я чувствовал, что в голове моей каша. Эта каша подгорала. Казалось, что кто-то невидимый бесцеремонно помешивает мою кашу большой железной ложкой. И хотя я подсознательно чувствовал, что не будь этой ложки, в голове давно бы остались одни раскалённые разбушевавшимся пламенем порохового склада чувств угольки, всё же это было очень неприятно.
Ясно было только одно, что в этот разнесчастный день первый раз… я был одинок, как бывает одинок только одиноко торчащий саксаул в необозримых пустынях Африки!

15/IV/1971 г.
Облетели березы и клены,
И пожухла давно трава,
Но осталась душа зеленой
И растрепанной голова!

16/IV/1971 г.
Тоска – одно из самых человеческих чувств. По-моему, благодаря именно ей, часто не осознанной тоске по совершенству, прекрасному рождаются самые замечательные произведения искусства и вообще всё лучшее, что выходит из рук человека. Отрицаю, что она не уместна в советском человеке, не присуща ему. Это крайне вредное мнение. Тоска по гармоничному, совершенному обществу и человеку, члену этого общества – ведет нас к коммунизму.
Есенин. Эстетическое одиночество – причина смерти.

Считаю, писать «умные стихи» - так же глупо, как было бы глупо зарифмовывать пятилетний план развития народного хозяйства СССР. «Партийность» советской литературы должна заключаться в гармоничности, красоте чувств (в отличие от буржуазной литературы) советского поэта, отражаться в его стихах.

26/IV/1971 г.
Каждая политическая система определяется, в конечном итоге, отношениями между людьми. Если они прекрасны, прекрасно и счастливо общество в целом и все его члены в частности. Равенство прав не даёт ещё людям счастья. Можно на равных правах оскорблять, унижать и т.д. друг друга. Общество может стать счастливым, если прекрасны, гармоничны отношения между всеми людьми.
Необходимо всеми средствами агитировать прекрасными чувствами, поступками, движениями… В человеке заложена тяга к хорошему, лучшему, необходимо только как-то проявить эту тягу, показать, что любовь, дружба, честь и т.д. - единственно возможные отношения между людьми в наше время, тем более, в будущем. Не стесняться создавать эстетически красивые произведения искусства. Больше возвращаться к нашим лучшим традициям прошлого, конечно, соизмеряя его с настоящим.

В бурях, буднях, словах и улыбках,
В суматохе людей и машин
Месяц грустное золото выткал
По озёрам моей души…

V/1971 г.
Много стихов, много надежд. Заканчиваю мат.класс. В неделю – 10 дополнительных часов математики, 7 часов физики. Взгляды, полные любви – недосказанной! Улыбки. Л.М. !!!

VI/1971 г.
Выпускной бал в кафе «Клён» на улице Шверника. Приличное место!
Потанцевать, попрощаться с Леной М. не удалось. Нажрался, как свинья, ещё до школьного бала.