Хрущёвка со знаком качества

Вера Петрянкина
 Эту миленькую двухкомнатную квартирку в центре небольшого латвийского города семья врачей получила после трёх лет проживания в однокомнатной служебной квартире с печным отоплением на окраине. Намаялись, устали - и вот, наконец, вожделенная отдельная! Переезжать не спешили - надо было обустроить жильё. Хотелось чего-то нестрандартного, не такого, как у всех. Муж, в совершенстве владеющий немецким языком, достал журналы о дизайне квартир (а в 60-е годы это было не так-то и просто!) - и дело пошло!

В спальне, окно которой выходило на красивейшую католическую церковь, все стены были разного цвета: тёмно-серая, бордовая, лиловая, нежно-сиреневая. Пол светло-серый, а люстра в виде перевёрнутой вазы - сиреневая. В эту цветовую гамму хорошо вписался спальный гарнитур тёмного дерева, состоящий из большой двухспальной кровати, платяного шкафа, трюмо и прикроватных тумбочек. Занавеси из плотного шёлка бордового цвета, а тюль - кипенно-белый.

Гостиная была решена в цвете "кофе с молоком", но не всё так просто: поверх этого ровного цвета белой краской были нанесены вертикальные полоски от пола до потолка шириной в 1 сантиметр с промежутком около 10 саниметров. Элегантность такого решения понимала даже маленькая девочка - дочка врачей. Пол был ярко-зелёным, как весенняя трава. В комнате стояли модная "стенка" и стол светлого дерева, четыре стула с ярко-красной обивкой, красный диванчик и чёрное немецкое пианино. Шторы, на кофейном фоне которых танцевали яркие красно-чёрные квадраты, обрамляли окно, выходящее на зелёную улицу. Впрочем, зелёной она была весной и летом, а осенью краски листвы менялись день ото дня. Зимой же за окном чёткий графический рисунок ветвей дополнял абстрактные узоры на шторах. Тюль и в этой комнате был снежно-белым.

С кухней, коридорчиком и совмещённым санузлом решили особенно не заморачиваться - слишком уж всё было маленькое. Шаг туда, шаг сюда - вот и  выход. Просто покрасили стены в кухне весёлым жёлтеньким цветом, купили яркую шторку для ванной и сделали на заказ красивый деревянный шкаф для обуви со множеством ячеек. Позже на нём стоял большой голубой чемодан с вещами выросшей старшей дочери. Верхней одежды у семьи было немного, она вся умещалась на крючках купленного гардероба.

Самым же оригинальным в этой квартире были двери в спальню и на кухню. Иначально они были с простыми прозрачными стёклами, но такого примитива душа хозяйки вынести не смогла, и она пригласила своего знакомого - елгавского художника Валериана Даджанса по прозвищу Малюточка (а росту в нём было 2 метра с гаком!)- расписать эти двери так, как он сам сочтёт нужным. Малюточка постарался и создал два шедевра в стиле супрематизма*: дверь в спальню была решена в бордово-серых тонах с чёрными окантовками, а грани различных геометрических фигур художник просто оставлял прозрачными, прочерчивая их какой-то плоской штучкой; дверь, ведущая на кухню, была солнечно-зелёной с вкраплениями оранжевого, она очень гармонировала с полом гостиной и цветом стен на кухне. Шары, кубы, пирамиды, обведённые чёрной краской и выделенные прозрачными полосками, выглядели суперсовременно.
Эту солнечную дверь потом разбил соседский мальчишка, от которого старшая дочка закрылась на кухне: он хотел отобрать у неё большой мяч...

Но это было позже, намного позже торжественного новоселья, на которое были приглашены близкие и друзья. Все единодушно признали новую квартиру самой стильной в городе.
Всякое было за годы жизни в этой квартире - и ссоры, и примирения, и слёзы, и песни, и радость... Самой большой радостью стало рождение младшей дочери, кроватка которой уютно устроилась в спальне родителей, совершенно не испортив интерьер. И лишь когда малышка подросла, то есть, через семь лет, квартира стала мала, и семья переехала в новую, трёхкомнатную. Но это уже совсем другая история.



*Супремати;зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). - Википедия.


Иллюстрация - картина К. Малевича "Супрематизм 12"