Размышления о воспитании детей 3

Павлова Вера Калиновна
На фото: Лаенко С.В., завуч, вручает свидетельство об окончании ДШИ учащейся Демирчиевой Ксении в день 25-летия ДШИ. Май 1996г.
               
    Уважаемые читатели, в данной статье хотелось бы развить тему в её практическом  применении в контакте музыкальной школы с учащимися и родителями..

    Семья – это первый институт, где ребенок получает воспитание к труду, к учёбе, доброму отношению к людям, учится не обманывать, быть ответственным за свои слова и  дела, а школа учит его этике, знаниям и навыкам. И чем больше усердия со стороны детей и родителей, тем заметнее результаты в школе.

    Главный, самый доступный и наглядный пример для ребёнка – это его родители. С самого начала он интуитивно, подсознательно, «списывает» и впитывает способ мышления, поведенческие навыки родителей.

    В отношении признания части родителей таких взглядов на воспитание детей мы,  преподаватели Любанской детской школы искусств, в полном смысле этого выражения, «пахали целину».

    Достаточно такой просьбы от родителей: «Можно, мы будем ходить только на специальность? Сольфеджио, музыкальная литература нам не нужны, мы заплатим…», - чтобы перечеркнуть весь смысл обучения ребёнка в музыкальной школе. И всё нужно было начинать сначала.

    Ведь овладение игрой на инструменте это – производное от многих дисциплин: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, хоровой класс, где формируется комплекс музыкальных понятий, знаний и умений, применяемых затем и на уроках по специальности.

    Были от определенной части родителей заявления и о том, что ребёнок «расхотел» заниматься в школе, в то время как у него явные способности к музыке.
   
    Ведь такое приятное дело как Музыка требует труда, усидчивости, а эти качества не приходят с рождением, их нужно приобретать, часто с принуждением и постоянным контролем, если сказать мягче, вниманием к успехам ребенка.

    Рассуждение типа: «Хотел заниматься, а теперь не хочет»- полностью переносит ответственность за воспитание ребёнка на самого ребёнка, что лишено естественной логики.
 
    Ведь ребёнок в этой жизни ещё не знает, что такое хорошо, и, тем более, не знает последствий неправильного решения в будущем. Для того, чтобы оградить его от таких ошибок есть жизненный опыт родителей, которые должны найти ключ к решению проблемы, иногда заставляя, принуждая его к работе.

    Немало было случаев в школе, когда  детей забирали из школы до её окончания по причине упорного нежелания детей продолжать обучение или его завершить, находясь на финишной прямой.

    И какие были сожаления и детей, и родителей, что одни не продолжили обучение, а другие не настояли на этом в своё время. Интересно, что в большей части случаев дети обвиняют родителей, заявляя: «Мама, ведь у тебя больше опыта, ты должна была заставить меня окончить школу», - не больше, не меньше.

    В этом смысле показателен пример с учащимся Л. Он оканчивал школу по классу аккордеона. Мальчик учился в девятом классе общеобразовательной школы. Возраст с  неуёмным стремлением к самостоятельности.

    Он всё реже появлялся на занятиях в музыкальной  школе. Освоение выпускной программы по специальности остановилось на стадии хорошего разбора.

    Мне так жаль было, что мальчик, музыкально одаренный, с неплохой исполнительской манерой, может к концу года остаться ни с чем. Ведь будут жалеть и мама, и сын.

    С мамой у меня разговоры уже были. После очередной его неявки на урок я решила пойти в школу к последнему уроку, чтобы ещё раз поговорить с ним.

    Был март месяц и всё – земля, её зимнее покрывало - находились в состоянии активного таяния. И недалека дорога в школу, но, свернув не на ту тропу, я забрела в болотце перед самой школой, основательно промочив ноги и испачкавшись.

    В школе я учащегося Л. не застала. Были попытки ещё уговорить его, но в этом случае все-таки не хватило домашнего влияния. Потом были сожаления…

    Примечателен такой факт. Годы спустя, когда бывшие ученики становились мамами и папами, те из них, кто окончили школу или приобщились к занятиям в музыкальной школе, обязательно отдавали в музыкальную школу своих детей. Отличало их сознательное и грамотное отношение к своим чадам, внимание к их успехам.

    В этой связи уместно упомянуть о родителях, чьи внимание и заинтересованность в  воспитании своих детей делают чудеса.

    Благов Миша с первого класса, будучи 7-летним ребёнком, был уже личностью, если  можно так выразиться, с «пакетом» положительных поведенческих навыков.

    Всегда вежлив, исполнителен, трудолюбив, пунктуален - это всё плюс к его     хорошим музыкальным данным: музыкальный слух, природная техническая пальцевая моторика, осмысленность в работе с инструментом (гитара), в постижении предметов музыкально-теоретического цикла.

    Это не даётся с рождения. Всё это в решающей степени результат непосредственного влияния семейного окружения.

    Другая семья. Женя и Лена Семёновы. Окончив обучение на фортепиано, они, не без  домашнего влияния, решили научиться играть ещё и на гитаре. Они имеют по два  свидетельства об окончании ДШИ: по специальностям фортепиано и гитара.

Их мама и бабушка за время учёбы девочек в ДШИ не пропустили ни одного мероприятия:  концерт,  музыкальная  гостиная.

    Куликову Люду привела в школу бабушка Кира Ивановна. Они долго не могли  остановить свой выбор на чём-то определённом. Преподаватель по классу баяна и  аккордеона в школе отсутствовал. Я сама решила продемонстрировать им возможности  аккордеона.
 
    Мне удалось увлечь Людочку инструментом. В последующем она с интересом  занималась на аккордеоне, не пропуская занятий. Бабушка и Люда до сих пор не пожалели  отой первой встрече, когда решился для них вопрос, на чём играть. Люда успешно окончила школу, отлично исполнив выпускную программу

    Коротковы Василий и Александр окончили музыкальную школу по классу фортепиано.  Обоих отличали прекрасные музыкальные способности. Родителей не пугала большая  занятость детей. Они были уверены в необходимости дать детям разнообразное воспитание и образование, в том числе, и музыкально-эстетическое.
 
    В настоящее время Александр и Василий окончили технические ВУЗы в г. Санкт - Петербурге, и являются высококлассными специалистами своего дела.

    Хочется добрым словом вспомнить многих родителей, с большой ответственностью  относившихся к воспитанию детей, и которые в полной мере вознаграждены хорошими и очень хорошими успехами своих детей в разных сферах деятельности, не обязательно связанных с музыкальной.

        Пилиев Илья, фо-но – окончил СПб лесотехническую академию;
        Пилиева Полина, фо-но - окончила СПб институт Гидромета;
               
        Демирчиева Ксения, фо-но - оконч.филолог. фак. СПб университета,             

        Дмитриева Аня, фо - но учится в Голландии по спец. Муз. терапия.
        Её сестра - Дмитриева Ксения, фо-но, окончила мед. институт.

        Сабецкий Саша, фо-но, оконч. финансово-экономическом факультете Санкт-Петербургского Технологического института.
         
        Сергеева Наташа, фо-но, окончила ун-т им. Герцена в г. СПб и работает в  общеобразовательной школе им. Радищева учителем русского языка и литературы..
   
        Пантелеева Ульяна, фо-но, поступила в Ленинградский областной колледж культуры  и искусства на отделение туризма и полна решимости обязательно продолжать учёбу дальше.
 
        Родители - известные художники Цибизова Л.П. и Пантелеев В.П., два года бывший преподававателем художественного отделения в Любанской ДШИ
               
        Ульяна выросла в семье, одухотворённой разнообразным творчеством и удивительным талантом её родителей – Лилии Цибизовой и Владимира Пантелеева. Олечка - младшая дочь - многообещающий бутончик, которому ещё предстоит раскрыться.
 
        Ульяна – прекрасный распустившийся цветок, унаследовавшая и соединившая в себе  замечательные творческие свойства родителей. Склонность к глубокому раздумью,  философскому осмыслению жизни, потребность и способность к музицированию, природная

пальцевая беглость - от Владимира Павловича, когда-то, в юношеском возрасте, овладевшего игрой на фортепиано, и который и сейчас, оторвавшись от кисти и красок, нет-нет да и пробежится по клавишам, воскрешая в памяти пьесы Скрябина, Шопена….

        Поэтичность Ульяны, её безыскусственность, тонкое обаяние, - это от Лилии  Павловны, а наличие певческого голоса и умение себе аккомпанировать - завершают  духовный портрет нашей юной современницы.

        Она уже поступила в Академию менеджмента на факультет по туризму. Приёмная  комиссия Академии, не раз проводившая тесты с будущими абитуриентами, давно приметила  незаурядность девочки из Любани и зачислила её на первый курс до вступительных  экзаменов.
   
        Чернышова Полина - студентка Санкт-Петербургской консерватории. Родители её   полагают много сил для того, чтобы своим детям дать всестороннее воспитание и  образование.

         Чернышов Федя постоянно занимает первые места в конкурсах разного уровня среди учащихся класса флейты.

         Коноплёва Ксения, выпускница класса домры, поступила в технический ВУЗ г. Санкт-Петербурга.
 
         Лаенко Александра, выпускница класса хореографии и класса фортепиано  ДШИ, поступила в Санкт-Петербургский университет на исторический факультет.

         Желание Александры получить образование на историческом факультете университета открыла для всех новую, сложную и серьёзную сторону в её гуманитарном умонастроении.

         Отличная учёба в университете, развитое трудолюбие, незаурядные разносторонние способности позволили ей в числе избранных студентов стать экскурсоводом в Эрмитаже - одном из известнейших музеев России и мира до окончания ВУЗа.

         Как удивительны и трогательны превращения слегка угловатой девочки-подростка в юную очаровательную принцессу, излучающую нежное и доброе  одухотворение, которым, не скупясь, наделила Александру природа и её родители: тонкий юмор, высокий интеллект, пытливый, ироничный ум, приобретённые музыкальные и хореографические навыки.

    Это - дети наших педагогов-родителей, которым известна простая истина: музыкальное образование даёт не только профессию, но, прежде всего, даёт сильнейший импульс к общему развитию ребёнка.