Критические заметки о марксизме-29

Сергей Корягин
 Думаю, мысль Рябинина о рабочей силе наемного работника для понимания ситуации в сегодняшнем развитом капиталистическом обществе очень продуктивна. Здесь рабочая сила, «капитал» ее хозяина, действительно, не продается. Здесь продается труд, определенный его вид и на определенное время (на 8 или 7 часов в сутки). С гарантией компенсации в случае болезни и увечья. С государственной гарантией бороться с помощью забастовок за улучшение условий труда.
Но начинал капитализм (в недрах феодализма) с того, что предприниматель покупал не труд рабочего, а именно его рабочую силу. Рабочий день был не ограничен, условия труда, по сегодняшним меркам, были кошмарными (эти условия хорошо преподнесены английскими классиками литературы). Технический прогресс позволил укоротить рабочий день – до четырнадцати, двенадцати, десяти часов. Для этой эпохи Маркс и написал свою теорию. Ошибка (отнюдь не извращение, как написал Рябинин) главного марксиста заключалась в том, что «костюм» для экономической (и социальной) жизни общества он «сшил» на века. Никакое развитие не предусматривалось.

Огосударствленную собственность, революционную диктатуру пролетариата – он прописал. А передовую партию и «гениальных» вождей – мыслил. (И ГУЛАГ мыслил, разумеется.) Причем диктатуру он прописал вечную, потому что его рассуждения об отмирании государства и будущем изобилии для всех нельзя воспринимать всерьез. Хотел людям счастья (предположим такое), а направил их по адской дороге. А ведь учил его Гегель, что цель жизни не лежит в будущем, но осуществляется в каждый исторический момент. Цель сама по себе мертва без тенденции, без пути к ней.

Еще одна мысль Рябинина очень интересна. Мысль о том, что «труд» природы принимает участие в создании стоимости. Поэтому рыба в пруду, нефть в недрах земли в одинаковой мере принадлежат как предпринимателю, так и рядовому наемному работнику. И этот факт должен учитываться в заработной плате. 17 августа 2010 г.
 

 Рябинину. Товар продается на вечное пользование и на определенное время (сдается в аренду). Товар продается целиком и частями. Человек как личность, как самость, как субъект, как самостоятельная, свободная персона – как гражданин цивилизованного государства, может превратить себя в товар. Продать себя навсегда и целиком  или продавать себя   на время и по «частям» Девушка по вызову продает себя на время, причем продает лишь свою определенную «часть». 
 
Что такое рабочая сила? Это существенная часть личности. Если капиталист покупает рабочую силу, он может ее эксплуатировать, как хочет, потому что рабочая сила – это почти вся личность. Тут все идет по Марксу. Но Марксу хотелось быть мессией, и свои идеи, отражающие реальность своего времени, он создавал на все века. 

Можно ли у наемного работника купить не рабочую силу, а труд как часть духовной и  физической энергии личности? Думаю, можно. Думаю, часть энергии все же отделяется и становится товаром. Ученый отделяет от себя часть энергии и создает идею, писатель – художественное произведение. Их книги продаются в магазине, но цена этих книг определяется не количеством истраченной бумаги и написанных букв, а количеством отделенной энергии, талантом авторов и полезностью продукта. 

 Добровольный раб – это все же вымышленный раб, но были рабы и реальные. Восток, Античный мир, нацистские и советские лагеря. Советские колхозы – это полурабство, то есть крепостничество. В Большой зоне царило духовное рабство; здесь на работников идеологической сферы были одеты «ошейники», и они старались «лаять» как можно громче. 21 августа 2010 г.


 Стоимость. Грибы, ягоды можно было собрать в лесу, рыбу поймать в реке, воду взять из источника. Продукт можно обменять или продать.  И в современном обществе все, что создано мозгом и руками человека, создано из природного материала. В этом смысле природа принимает участие в создании стоимости продукта, потребительной и меновой. Она не продает, а отдает, бескорыстно дарит, как мать детям,  все, что имеет. Но в капиталистическом обществе все, или почти все, производится на продажу. И вопрос встал перед экономистами, чем измерить стоимость продукта, по необходимости ставшего товаром. Количественную сторону природного фактора трудно «уловить».  Труд как затрата энергии организма позволяет себя  измерять с помощью времени – факта объективного и точного.

Маркс согласился с трудовой теорией стоимости Адама Смита и Давида Риккардо, но внес свои коррективы. Он четко определил понятие «общественно необходимого времени» и ввел понятие «рабочей силы». Разъяснил, что есть капитал и что есть эксплуатация.  Продается, по Марксу,  не труд, а рабочая сила в качестве способности к труду, то есть, по сути, человек целиком. Купил и принуждай его работать; он твой. Юридически пролетарий свободен, он свободно нанимается и свободно увольняется,  но фактически (не умирать же с голоду) он прикован к  производству железной цепью, как Прометей к скале. И платит капиталист в эпоху первоначального накопления капитала за пролетария ровно столько, сколько стоит минимальный набор для  его содержания и содержания его семьи.

А  что сегодня продает рабочий в условиях рыночной экономики – труд как затрату энергии организма в производстве, в сфере услуг, – затрату, измеряемую общественно необходимым рабочим временем, – или рабочую силу, то есть способность к труду? Это, думаю, зависит от степени развития общества, государства, от степени развития сознания тех, кто вынужден наниматься. Свободное общество высоко ставит права и свободы человека, его защищенность, гарантирует набор государственных услуг – право на минимальную зарплату, образование, медицинское обеспечение. В свободном обществе наряду с другими товарами продается  (отчуждается) труд – часть энергии организма. Не  рабочая сила, как в эпоху Маркса, не трудоспособность, а именно часть энергии. Сегодня мы пытаемся построить такое общество. В  условиях марксистской диктатуры рабочий продавал свою рабочую силу (скорее, ее у него отнимали), причем по минимальной цене. За это он мог выкупить свой паек, а весь остаток созданной им стоимости шел на укрепление власти  и подготовку к мировой революции. Надо же было и других «осчастливить» райской жизнью!

Два слова об истмате, который вскружил голову российской интеллигенции и остановил ее интеллектуальное развитие. К объяснению исторического процесса Маркс подошел с экономических позиций. Вся гражданская история – это история становления капитализма, его гибели и создания на его экономической основе  коммунизма – общества без частной собственности и без классов. Первым угнетенным классом в истории были рабы, не раз восстававшие против своих угнетателей. Раба покупали целиком, как вещь. Он был говорящей и производящей вещью, говорящим орудием производства. Он был самовозрастающей стоимостью (его купили, кормили)  и производил  «капитал». Вторым угнетенным классом в истории были крепостные крестьяне и городские холопы в Средние века. Крестьянские восстания и войны потрясали европейские государства и Россию. Если раб был придавлен физически и политически, то средневековая жертва была придавлена, скорее, политически, чем физически. Он получила некоторую свободу. Накапливаемые феодалами богатства в эпоху Средневековья были протокапиталом, или «капиталом», и подготавливали формирование капиталистических отношений. Собственно капитализм начался тогда, когда на работу пришли наниматься свободные от крепостной зависимости, от земли и прочих средств производства голодные работники.

 «Способ производства материальных благ», «формация», «частная собственность», «общественная собственность», «соответствие», «несоответствие», «капитал», «товар», «стоимость», «отчуждение», «пролетариат», «буржуазия», «угнетение», «эксплуатация», «классовая борьба», «революция», «революционная диктатура пролетариата», «упразднение». «экспроприация», «социализм», «коммунизм» – основные категории Марксова истмата. «Свобода» в контексте Марксовой теории ничего другого не означает, как принуждение, упразднение, ликвидацию врагов. Свобода предпринимательства, научного и художественного слова, совести, политическая свобода в ней не мыслятся. Тоталитарная теория («единственно истинная», «самая прогрессивная») требует единомыслия. Современная Россия с трудом отходит от идеи «все отнять и поделить»,  от марксистского порабощения.   

У Гегеля история – замыкающийся круг познания истины. Движение от простого к сложному и снова к простому, от начала к реализации цели, которая, в свою очередь, становится новым началом. Маркс использовал гегелевский взгляд на развитие. Он «упростил» жизнь в первобытную эпоху и, положив в  основу общественную протособственность, назвал ее первобытным коммунизмом. Круг должен замкнуться настоящим коммунизмом с изобилием и распределением по потребностям. Гегелю отдана дань, соблюдена диалектика развития.

Время шло, капитализм развивался, Маркс уже лежал в земле. Но его дело не пропало, марксизм разбудил русскую интеллигенцию – ссыльную, тюремную, полукриминальную. «Учение Маркса всесильно,  потому что оно верно», – заявил вождь пролетариата и приступил к его внедрению. Для России это учение стало прокрустовым ложем, на которое большевики клали каждого гражданина: длинным отрубали ноги, коротких вытягивали. 23 августа 2010 г.
 
 
 Еще раз Рябинину. Вы пишете, что «источник прибавочной стоимости родом из природы». «Мы добываем эту прибавочную стоимость у природы».  Но вот что сказал Маркс: «Природа – мать всех богатств, а труд – их отец». Так что у Марка все четко обозначено. Да, природа дает материал, а труд создает стоимость. Стоимость потребительную и меновую. Первая родом из природы, трудом  переформированная, преобразованная, ее подарила нам природа-мать, вторую создал труд как затрата энергии организма. Первая предстает просто как качество, которое определяется на глазок, на ощупь, на язык, на запах, а вторая измеряется с помощью общественно необходимого рабочего времени. Влияет ли потребительная стоимость на величину меновой стоимости? Несомненно. Но чем  измерить это влияние? По-Марксу, меновую стоимость создает труд. Однако цена товара на рынке (цена, уже не стоимость) зависит и от многих других обстоятельств. Все это характерно для капитализма, для эксплуататорского общества, которое, как полагали Маркс и его духовные дети,  должно уйти с исторической арены.

При коммунизме главную роль будет играть стоимость потребительная. Измерять ее будут штуками, килограммами, метрами. Приходишь в распределитель и говоришь, что тебе дать. Тебе предлагают продукт в  требуемом количестве – ведь всего будет много, все будет в изобилии!

                ------------------------------------------

Капиталист покупает у пролетария рабочую силу, то есть способность к труду. Для эпохи первоначального накопления капитала это верно. Тут Марксова теория к месту. В эпоху развитого капитализма капиталист покупает у рабочего не рабочую силу, то есть не  способность к труду, а труд как затрату энергии организма. Покупает  часть энергии, которая позволяет себя отделить от общего потенциала. И здесь экономическая теория Маркса не работает.

                -----------------------------------------

Интересен вопрос – какая же сила создала часть стоимости товара, которая прибавляется к стоимости всех издержек производства? Если только живой труд рабочего, то Маркс прав: капитализму пора «сматывать удочки» и отправляться на «свалку истории». А если капиталист не паразит, а лицо активное, ответственное, инициативное, если капитал, заложенный в средствах производства (земля, здания, машины, инструменты), не просто переносится на новый продукт, а непосредственно принимает участие в производстве стоимости, наряду с рабочим, мастером, инженером?  В этой  ситуации роль рабочего отодвигается на второе, третье и т.д. место. И революция не нужна. В этой ситуации каждый должен получить своё по труду: рабочий, капиталист, капитал. Все факторы производства должны быть вознаграждены. Маркс сильно постарался, чтобы умалить роль предпринимателя и роль капитала в производстве прибавочной стоимости. 24 августа 2010 г.