Античные боги раскрывают карты

Койфман Валерий
                Великого Праксителя однажды спросили:
                «Какие твои статуи нравятся тебе больше?».
                Он ответил:  «Те, которые расписывал
                художник Никий»
Как утверждают специалисты, в античности искусство скульптуры разделялось не по темам и жанрам, а по двум отдельным направлениям, в которых независимо друг от друга работали «скульпторы по бронзе» и «скульпторы по мрамору».
Но так случилось, что именно мраморные изваяния античных времен стали для потомков визитной карточкой культуры той эпохи.
По укоренившимся практически на генетическом уровне  представлениям мы сознаем, что идеал красоты античных мраморных статуй неотделим от их белизны. И даже сама мысль о раскраске мраморов кажется нам почти кощунственной.
При этом нужно понимать, что абсолютно «бескрасочной» скульптуры не существует, и даже «белые» мраморные статуи все-таки имеют цвет... мрамора.

Известно, что еще скульпторы Возрождения не признавали раскраску статуй, считая ее недостойной подлинного произведения искусства.
Теоретики классицизма в дальнейшем поддерживали их в этом, защищая чистую пластику скульптуры, несмотря на то, что дело они имели лишь с мраморными римскими копиями Афин, Гераклов (Геркулесов), Афродит (Венер) и Фебов (Аполлонов), излучавших, благодаря белизне своей поверхности, величие и спокойствие. Отсюда и родился миф о «беломраморной древнегреческой скульптуре».

В последнее время ситуация меняется. В знаменитом берлинском музее Пергамонмузеум с 13 июля по 3 октября 2010 года проходит совершающая мировое турне выставка «Пёстрые боги» («Bunte G;tter»), которая убедительно развенчивает устоявшийся миф.
Впервые эта сенсационная выставка прошла в 2003 году в мюнхенской Глиптотеке. 
С тех пор, постоянно расширяя свою экспозицию, выставка успешно «путешествует» по музеям мира (Рим, Копенгаген, Базель, Амстердам, Стамбул, Гамбург, Афины,
Лос-Анжелес, Франкфурт, Мадрид, Кассель и других).

Своим новым явлением на свет «пестрые» боги обязаны кропотливому труду интернационального коллектива ученых и исследователей под руководством Винценца Бринкмана, заведующего античным собранием франкфуртского музея скульптур Либигхауз (Liebieghaus). Более 25 лет они изучали поверхность античных статуй, что позволило реконструировать первоначальный внешний вид древних изваяний.
Так стало явным то, что давно уже было известно из древних письменных свидетельств, но не имело реального подтверждения: «Древнегреческая каменная скульптура действительно никогда не была белой!».
Как и сама природа Эллады, греческое искусство было ярким и многокрасочным.
Светлое и радостное, оно празднично сияло на солнце в разнообразии своих цветовых сочетаний
Для многих любителей искусства стало большим откровением факт того, что почти 2500 лет тому назад каменные греческие боги и герои носили одежды, богато украшенные драгоценными красками и великолепными орнаментами.
Глаза этих статуй кажутся теперь слепыми потому, что зрачки у них не вырезывались,
а писались по мрамору краской.
Храмы тоже не были целиком белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.

Из письменных источников известно, что знаменитый живописец античности Никий (4 век до н. э.) писал не только картины, но и раскрашивал мраморные скульптуры втиранием растопленных восковых красок, оживлявших белизну мрамора и имитировавших цвет тела.

Даже изощренное искусство Праксителя приобретало благодаря этому еще большую выразительность и эмоциональность. Пракситель был первым скульптором древности, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину.
Его скульптура Афродиты, где богиня придерживает рукой упавшее одеяние, была так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).
Да, белизна дошедших до нас антиков порождена лишь влиянием времени, которое восстановило природный цвет мрамора.
Время изменило облик старинных статуй, но, как оказалось, не убило их красоту.
Оно высветило эту красоту по-новому, убавив в ней пеструю зрелищность, подчеркнув при этом благородное совершенство изваяний.
Принципиальным остается тот факт, что дошедшие до нас античные статуи и рельефы это не совсем те творения искусства, которыми восхищались древние эллины, и потому наше представление о греческой скульптуре неполно.
На берлинской выставке «Bunte G;tter» тридцати белым «оригиналам» противопоставлены их красочные копии-антиподы.
В центре экспозиции находятся скульптуры с фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Знаменитый лучник с западного фронтона изображает троянского принца Париса в одеянии, плотно облегающем его тело. На его шлеме можно невооружённым глазом увидеть узор, почти обесцветившийся в результате выветривания.
Этот факт часто приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма.
Однако он так и не получил до настоящего времени правильного истолкования.

В результате новейших методов анализа учёные обнаружили также следы изображения зверей на куртке и следы великолепных зигзагообразных орнаментов на ногах.
Поскольку искажение  орнамента на одеждах скульптур должно соответствовать изменениям их форм, узор одежды Париса оказался растянут на бедре и колене, словно речь идёт о вязаных изделиях.
Благодаря этому скульптура приобретала большую выразительность.
Для безымянного художника было, безусловно, непросто изобразить подобное искажение орнамента одежды - для этого требовались большое умение и точный расчёт.
Организаторы выставки продемонстрировали еще много знаменитых шедевров в их «новом» старом обличии.
Например, благодаря содействию музеев Ватикана, здесь представлена реконструкция знаменитой скульптуры облачённого в доспехи императора Октавиана Августа.
Группа учёных из Рима воссоздала полихромную статую императора, при этом кожа и доспехи остались не закрашенными, демонстрируя мраморную основу шедевра.
Зрители увидят еще «Голову Калигулы», «Афину Лемнию», «Артемиду», «Торс в панцирном доспехе» и много других интересных экспонатов.
На выставке также представлен обширный документальный материал, на основе которого можно подробно отследить исследовательскую работу по реконструкции первоначального облика представленных на выставке скульптур и рельефов.
Пусть сегодня цветные копии греческих скульптур кажутся нам необычными, а иногда даже недостаточно убедительными. Это не делает посещение берлинской выставки менее увлекательным и познавательным, ибо сделана блестящая попытка расширить наши знания об античности, одном из самых значимых периодов истории всемирной культуры.