Вечный праздник

Зинаида Николаева
ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК / краеведческий очерк/

Одним из самых торжественных и любимых праздников на Руси была Пасха. Праздник давний. Праздник вечный. Но есть ли отличия в его праздновании сейчас и в  старину? Этим вопросом задалась корреспондент «Костромской народной газеты» Зинаида НИКОЛАЕВА, и вот что выяснила.


В свой приход

Сотрудник машинописного журнала «Книгарь», издававшегося в 20-х годах прошлого века Костромской Центральной библиотекой, М. М. Зимин посвятил Пасхе целую статью. Вот как он описывает сборы прихожан на праздничное богослужение.
«Несмотря ни на какую погоду и даже ужасную весеннюю распутицу, крестьяне старые и  малые, «от мала до велика», изнуренные семинедельным постом, идут и едут в свой приход (в церковь). Из дальних селений, с вечера, в темноте, один за другим пробираются крестьяне с пасхами в руках послушать «страсти»…
В прежнее время церкви иллюминировались разноцветными «плошечками и стаканчиками», а во время крестного хода, на радость детворе, даже пускались фейерверки.
«А в момент первого удара в колокола к светлой заутрене, ровно в 12 часов ночи, в некоторых селах стреляли из маленьких пушек, иногда так сильно, что стекла в церкви дрожали и даже лопались, - повествует г-н Зимин, - первого удара в колокол ждут крестьяне как чего-то особенного, а спавшие, заслышав звон, моментально вскакивают. И весь народ радостно оживляется и крестит свой лоб. А сколько радости бывает у крестьян при первом возгласе «Христос Воскресе» тысячи рук крестят себя».

Крестный ход


«При входе крестного хода в церковь бывает ужасная давка, - рассказывает далее М. Зимин, - только и слышится: «Потише, не напирайте, ради Бога, задавили совсем», «Пропустите сначала образа, успеете войти», «Да што вы прете, Господи помилуй!». Сейчас суета при входе в храм такая же, но народ стал более сдержанным. А, может, более терпимым. Во всяком случае, никаких «разборок» при входе и выходе из храма мы не услышали.
Описывая пасхальную утреню, автор сетует, что «городская зараза» проникает и даже в отдаленные сельские храмы. Что подразумевает он под этими словами? Да то, что в  церковь девицы пудрятся, красятся, подвиваются и рядятся в модные платья. Сейчас к косметике отношение лояльное, точнее – на нее перестали обращать внимание, настолько это стало повседневным явлением. А каких-либо вызывающих нарядов на нынешнем богослужении замечено не было. Разве что, вопреки обычному запрету, некоторые женщины были в брюках. Но и к ним в этот день отнеслись терпимо, без замечаний.

Похристосуемся

После утрени наши предки начинали христосоваться со священником, дьяконом, друг с другом, одаривая крашеными пасхальными яйцами.
Парни, рассказывает М. Зимин,  целуют девиц «всласть». «Чтобы не ускользнули девицы от поцелуев парни встают у входных дверей, протискиваются через народ и нагоняют на улице. Пользуясь пасхальным случаем, парни целуют тех девиц, которые, кроме Пасхи, ни за что бы не согласились целоваться с ними. После таких поцелуев хвастают друг перед дружкой: «Ванюха, ково я поцеловал-то – Анну Ивановну! Губы-то у ней какие! Што твой мед…»
Нынче такого нет (девушки перекрестятся и скажут: «Вот и слава Богу!»).  Вообще обычай христосоваться со всеми знакомыми, соседями, похоже, ушел из нашей жизни. Только с близкими, родственниками. Многие прихожане друг друга даже и не знают. Да и в этот день в церкви сейчас собираются не только истово верующие, но и просто любопытные. Жизнь стала не такая камерная, как встарь.

На кладбище

После обедни освящаются куличи-пасхи, расставленные около стен всей церкви с воткнутыми в них зажженными свечками и тремя красными яичкам, нарочно разбитыми. С освященной пасхой крестьяне от прихода заходили на кладбище – похристосоваться с умершими родственниками. Помолившись и поцеловав землю на могилке, - сообщал летописец из «Книгочея», оставляли кусок кулича и яйцо и шли домой, «любуюсь на играющее солнышко». То, что в этот день солнце по особому «играет», знают, наверное, все.
Обычай ходить в первый день Пасхи на кладбище и сейчас в Костроме есть. В этот день на городские погосты настоящее паломничество. Хотя даже в соседних областях – такое посещение в Пасху если не запрещено, то не принято - точно. Чтоб не тревожить души умерших. Потому как посещать могилы надо в Радуницу. Обычай же «христосоваться» с умершими некоторые исследовали относят к пережиткам язычества.

Привел Господь разговеться

«Слава тебе, Господи, привел Господь разговеться!» - так приговаривали выходящие из поста. Когда крестьянин возвращался из церкви домой, он первым делом будил детей. И семья разговлялась. «Вставайте, деточки милые! – приговаривали родители, - нам Божинька пасочку дал, сичас в окошечко постучал, яичка и молочка принес. Подымайтесь, ненаглядные, а то все съедим!»
Поскольку перед Пасхой все обязательно говели семь недель, то тут начинался праздник живота. На столе появлялось мясо, холодец, сдобные пироги (причем пироги с рисом и яйцом могли позволить себе лишь зажиточные граждане), крашеные яйца, куличи, творожная пасха и пр.
Были в каждой местности и свои, особенные  яства. Например, в Шарье на Пасху делали так называемое каднее молоко. Это такой долгоиграющий рецепт, который сегодня вряд ли кто осилит. Молоко ставили в печь на творог, творог процеживали через решето, а сыворотку от его производства топили в печи до красноты несколько раз. Потом все сливали в кадку. Затем туда творог опускали, и так до Пасхи копили целую кадку каднего молока. Для вкуса цельное молоко топили в печке и тоже сливали в кадку. Когда кадку наполнят до краев, ее ставили в холодное место. А в Пасху это было одно из любимейших лакомств.
А вот водки и покупных вин пили мало. В основном пили пиво, сваренное по давним семейным рецептам. Процедура его изготовления тоже была долгой. Рожь свежую замачивали на две ночи, потом выкладывали на доски для проращивания. Ростки растирали, затем складывали все в кучу, укрывали или на печи расстилали, чтобы масса согрелась. Через 2-3 дня рожь становилась сладкой. Затем ее сушили на овине, потом мололи на мельнице и делали солод. Солод замешивали в бачке вместе с мякиной, в полученное сусло добавляли воду, хмель и опять - в печь, а лишь после этого добавляют дрожжи и через сутки пиво становилось пивом.
Сейчас пасхальный стол – во многом покупной. Куличи – их магазина, вместо пасхи – сладкая творожная масса, так мало напоминающая настоящую пасху. И только яйца все красят сами. При этом, не только луковой шелухой, но и разнообразными химическими красителями, а также используя термонаклейки и пр.

Поверья и суеверья

В старину всей семьей, кроме разве что малых детей, уходили в храм. Воры, зная о том, не дремли. У разного рода жулья даже примета была: удачное воровство в эту ночь служит успехом на весь год.
Были разного рода приметы и у прихожан. Многие из них – не более, чем дурное суеверие.
Например, считалось, когда священник говорит: «Христос воскресе!», надо ему тихо прошептать свои пожелания. И они сбудутся. А для удачи в картежной игре за святой заутренней нужно было съесть карту король бубей. Такое вот разговление на успех.
Другая примета направлена на разоблачение колдунов. Придя в церковь за пасхальную заутреню с яйцом, снесенным молодкой в Благовещенье, стоять с ним – тогда увидишь всех колдунов: они стоят задом к иконам.
Бытовые проблемы также пытались решать крестьяне на Пасху. Чтобы избавиться от клопов хозяин после обедни должен был постучать в свой дом. А хозяйка должна спросить: «Кто там?» – «Я! Из церкви иду, разговляться будем!» - «А чем клопы разговляться будут?»– «А клопы клопов будет есь!». Якобы после этого паразиты покидают жилище.
А у священников была другая примета. Кто умрет в пасхальную неделю, в особенности в первый христов день, тот непременно попадет в рай, потому что в эту неделю двери райя открыты. В эту неделю, говорили в старину, умирают только угодные Богу люди.

Катание яиц

Всю пасхальную неделю отдыхают крестьянин. На пасху – ходят на могилы, гуляют на улице, звонят на колокольне – не только дети, но и взрослые. Глухие звонят для того, чтобы слышать. Дети качаются на качелях. Парни и девки забавляются разными играми.
Катание яиц – самое популярное развлечение на Пасху, ныне совершенно забытое. Если на улице тепло и сухо, яйца катали с пригорочка,  а если грязь – в доме. Брался длинный деревянный желоб примерно метр длиной, один конец на земле ставился, другой приподнимался. Яйца метили и складывали в одну кучу (в подол). Устанавливалась очередь: чье яйцо вынуто – тот и катает. Яйцо должно прокатиться по желобу как можно дальше. Следующий игрок своим яйцом должен сбить или ударить яйцо предыдущего игрока. Если собьет, его забирает себе – выиграл. Играли до тех пор, пока все яйца не разберут. Если два яйца столкнулись – то одно выкатано (выиграно), победитель берет его себе и докатывает другие яйца. Если столкнулись три яйца – это называлось «каша», все яйца опять складывают в подол, перемешивают и определяют очередь по вынутому яйцу.
Кто-то и не одного яйца не выиграет, кто-то много. Проигравшие  малыши обычно рев устраивали, а ничего поделать: тут все по-честному: игра есть игра.
Пасхальная неделя заканчивается в Фомино воскресенье – в него принято «окликать» молодых. Ребятишки начинают, потом взрослые подключаются к игре.  Вот что пели под окнами молодых:

Юница, молодица,
Подай яйца.
Не подашь яйца –
Потеряешь молодца,
Будешь ветреница…
***
Молодая, куковая,
Подай яйцо.
Не подашь яйцо –
Молодого уведем,
в подклеть запрем
Помелом приткнем,
Старика приведем.
***
Молодой, золотой,
Выдай пряник медовой.
Выдавай, не ломай –
Белы руки не марай.

Молодые или их родственники задаривают «певцов» крашенными яйцами, пряниками, конфетами, а мужиков еще и вином-пивом угощают. А после веселых праздников и душевного отдохновения опять ждала крестьянина работа.

ОПУБЛИКОВАНО В "КОСТРОМСКОЙ НАРОДНОЙ ГАЗЕТЕ"  2010 Г