Барокко

Константин Рыжов
Поворот от Ренессанса к Барокко в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, волю, от представлений  о гармонически организованном мире с героем человеком в центре сначала к разочарованию, отчаянию или скепсису, к трагическому диссонансу человека и мира, а затем к новому утверждению человека как частицы огромного, бесконечно разнообразного и подвижного мира. Человек как бы вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотношении со средой – природой, обществом, государством. Действия человека  уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как конечный результат многообразных сил – внешних, перед которыми  человек зачастую бессилен, и внутренних, борющихся между собой, - страстей, переживаний, чувств, общественного и государственного долга. Основой художественного мироощущения  становится стремление  запечатлеть и осмыслить зыбкое и неукротимое движение времени, пережить  и воплотить в образах драматизм бытия, а также найти красоту  в прихотливой изменчивости и беспорядке. Само слово «барокко» производят обычно от португальского «baroco», что означает «причудливые по очертаниям жемчужины неправильно и неодинаково закругленной формы». Это понятие употреблялось в смысле «странное, неправильное, экстравагантное».

Барокко – последняя в истории европейского искусства стилевая система, способная принять ярко выраженную религиозную окраску.  Барочная система глубоко соответствовала  идеям католицизма в том виде, как эти идеи сложились после Контрреформации, когда, решительно перестроившись, церковь сумела приспособиться  к неумолимым требованиям времени. Нельзя не обратить внимания  на внутреннее родство  многих характерных черт искусства Барокко и особенностей католического обряда в тех его формах,  каким он сложился в XVII веке. Мы находим здесь тот же настойчивый акцент на усиление  эмоционального начала, стремление привести верующих в состояние религиозного подъема. Торжественно-театрализованный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, обретает эффектную поддержку в архитектурном облике храма, в драматической патетике украшающих его скульптурных и живописных композиций.

Пафос Барокко строится на напряженных контрастах, антитезах,  драматическом противопоставлении земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного  и грубого, аристократического и народного. Из этих антитез рождается  патетически приподнятый тон прославления, превознесения, переплетения крайностей, бурной динамики, безудержных гипербол, захватывающих страстей и внезапных аффектов. Здесь сочетаются мистика и натурализм, духовные порывы и эротика, тонкое изящество и грубые, подчас нарочито жестокие детали. Но особенно характерны для Барокко  живописность и  иллюзорность, балансирование на грани реального и воображаемого, а так же тяготение к грандиозному, безмерному. Склонность Барокко к пафосу приводит мастеров этого направления к выбору драматических сюжетов, к изображению страданий и ярких эмоций, жизни и смерти в их самых крайних проявлениях.

Барочные художники старались захватить зрителя  необычностью замысла и исполнения, разгорячить его воображение, возбудить его чувства. Их девиз был прихотливость, причудливость, экстравагантность. Внутренний покой, уравновешенность для искусства Барокко воспринимается как исключение; его эмоциональной нормой остается аффект. Он всегда дает себя знать в специфической приподнятости подачи образов,  в преувеличенном выражении чувств, нередко переходящей  в сильнейшее эмоциональное возбуждение. Отсюда  духовный порыв, яркая чувственность и мистическое озарение. Все это сильно отличается от гармонического духовного восприятия Ренессанса с его постоянным поиском концентрированного равновесия. Искусство Барокко патетично по самой своей сути. Оно порождено состоянием особой приподнятости, превознесенности. Барочный образ – это всегда образ на пьедестале. Для всех барочных созданий характерна подчеркнутая обращенность к зрителю, от которого ждут особой реакции (ренессансный образ был, напротив, замкнут в себе). Результатом художественного воздействия  должно стать то особое духовное возбуждение, которое сродни экзальтации. В отличие от ренессансного искусства, которое в равной степени апеллировало к разуму и чувствам, произведения барочного искусства  были обращены к сфере  безотчетных эмоций и инстинктов. 

Способность мастеров Ренессанса к созданию собирательных образов огромного масштаба имела оборотной своей стороной  значительно меньший интерес этих художников к единичному, индивидуальному, неповторимому. Идеальное обобщение преобладало над непосредственной передачей явлений реальной жизни. Искусство Барокко  в целом имело больше контактов с реальной действительностью и гораздо больший интерес к ней. Круг изображаемых явлений стал неизмеримо шире, глубочайшее содержание  художники стали вкладывать  в изображение прежде неприметных вещей.

Архитектуру Барокко отличают  переизбыток форм, многочисленные декоративные элементы, пристрастие к ломаным линиям  и торжественная представительность. Дворцы, виллы, церкви Барокко благодаря сложным планам и очертаниям, слитности текучих  форм, роскошной, причудливой пластике фасадов, обилию архитектурных и скульптурных украшений,  беспокойной игре светотени приобретают живописность и изменчивость. Особенно великолепны парадные залы и внутренние лестницы: архитектура  здесь сливается  с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи создают иллюзию бесконечно расширяющегося, не имеющего границ пространства.

Столь же бурного движения, напряженных контрастов света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур  исполнены скульптура и живопись Барокко, где все дышит, движется, как бы меняется на глазах. Смелые повороты и ракурсы фигур, драматическая жестикуляция, простертые руки, обращенные к небу взгляды – все это обрушивает на зрителя целый поток чувств. Были и другие важные новшества. Поскольку человек перестал быть главным героическим лицом искусства, он уподобился всем другим видимым вещам. На смену монументальной живописи приходит станковая. Большое распространение получают такие ранее невостребованные жанры, как натюрморт, пейзаж, бытовая картина, потеснившие традиционные полотна религиозного и мифологического содержания.

Если в предшествующую эпоху прежде всего развивались живопись, архитектура и скульптура, теперь бурно развиваются также литература, музыка и театр. Особенно значительны были перемены в музыке и вокальном искусстве. Широкое распространение получает орган. Многоголосие XVI века с его голосами, в своем мелодическом звучании как бы случайно встречавшимися друг с другом, уступает  место в XVII веке поискам целостной гармонии. Каждый голос выполняет свою партию и вместе с тем приводится в согласие  с голосами других партий.  Возникает оратория с выразительным речитативом и сольным пением в сопровождении инструментов. Синтез музыки и драмы порождает оперу. В иерархии жанров опера, по-видимому,  вообще может считаться главным искусством того времени. Многие необычные замыслы, прежде чем воплотиться в камне или красках,  впервые прошли испытание на театральных подмостках.

Поскольку искусство Барокко в целом  - это преувеличено эмоциональное  прославление ценности жизни, огромное значение приобретает театр. Второстепенная в эпоху Ренессанса трагедия выдвигается на роль  ведущего жанра эпохи. Вместе с ней рождается жанр романа в современном понимании этого слова, который  отвечал одной из важнейших  тенденций того времени -  показу человеческой судьбы в становлении, во взаимосвязи с самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220