Жизнь Ласарильо с Тормеса

Константин Рыжов
 Роман был не типичен для эпохи Ренессанса. Единственный удачный опыт в этом жанре – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле - не имел прямых подражаний. Но примерно в то же время в Испании появилось небольшое произведение, оказавшее огромное влияние на всю последующую европейскую литературу нового времени. Речь идет об анонимной повести «Жизнь Ласарильо с Тормеса». Считается, что она была написана еще во второй четверти XVI в., а издана в 1554 г.  «Ласарильо» состоит всего из семи  глав, но по своей сатирической силе, смелости мысли  и остроумию может сравниться с лучшими произведениями мыслителей XVI в. Это своего рода пародия на жанр «Жития», которому свойственны  глубокий сарказм, мрачный взгляд на человеческую природу и острые выпады против духовенства. 

В повести рассказывается история  мальчика, в восьмилетнем возрасте выброшенного на улицу матерью, не имевшей никаких средств к существованию. Ласарильо становится поводырем у слепого нищего, который не склонен делиться с ним полученным подаянием. Чтобы не умереть с голоду, он поневоле пускается на разные хитрости. Затем мальчик попадает к скупому священнику, и тот точно так же морит его голодом. Ласарильо вынужден красть у него хлеб. Наконец мальчика изобличают, избивают и выгоняют из дому. Тогда он поступает на службу к одному дворянину. Однако тот, не смотря на свою чванливость,  оказывается беднее своего слуги и посылает   его собирать милостыню. Дальше Ласарильо переходит на службу к монаху, затем к продавцу папских грамот, к капеллану, делается помощником полицейского пристава. Путем различных плутней он разживается деньгами,  покупает себе домик и женится на особе с приличным приданным.  И пусть жена его родила в девичестве троих детей от соседского священника и еще теперь ходит к нему «прибирать дом»,  Ласарильо весьма доволен своим браком.  Он сумел-таки взять злодейку-судьбу за горло и утвердиться в этом жестоком мире!

Непритязательная, но мастерски рассказанная история о том, как юный бродяга, переменив многих хозяев и испытав немало превратностей,  из простодушного мальчик превращается в закоренелого плута,  необычайно понравилась читателю. Ее влияние на последующую европейскую прозу оказалось исключительно многогранным. Мы видим здесь зачатки сатирического романа, социального романа, романа нравов, психологического, натуралистического и авантюрного романов. Самый стиль рассказа от первого лица, окрашенный иронией и скепсисом, сам способ изложения фактов, перемежающийся размышлениями и наблюдениями (своего рода живой диалог автора с читателем) был повторен потом другими писателями бессчетное число раз.

У себя на родине «Ласарильо» породил целую литературу «плутовского романа», получившую широкое распространение в эпоху Барокко. По силе реализма  и своему познавательному значению плутовской роман представляет собой одно из высших достижений испанской литературы «золотого века». Во многом он складывается как оппозиция к популярному в Испании жанру рыцарского романа. Структура плутовского романа сама по себе достаточно проста. Он состоит из экспозиции, чередующихся авантюр и рассеянных в тексте моральных суждений. Обычно это автобиография плута, который, с детства лишившись родительской опеки, вынужден сам заботиться о своем пропитании, переменяет множество хозяев  и пробует массу профессий. Это как бы «педагогический роман» наизнанку.  События связываются друг с другом приемом «нанизывания», причем каждый эпизод достаточно самостоятелен, внутренне завершен, образует, как правило, отдельную главу. Огромное  структурное значение в плутовском романе получил мотив дороги  и, связанная с ним, постоянная смена действующих лиц. Перед глазами читателя бесконечно чредой проходят профессиональные нищие, плуты-лакеи, забияки-студенты, респектабельные дамы и девицы легкого поведения, судейские крючкотворы, нищие идальго и монахи. Все странствуют по свету в поисках фортуны, и над всеми властвует всесильный случай. Такая форма давала автору возможность создать широкую панораму общественных типов. Особенную пикантность плутовскому роману придавал иронический и сатирический тон и само стремление показать общество через восприятие слуги, знакомого с изнанкой жизни своих хозяев. В плутовских романах обнажены все язвы тогдашнего испанского общества, предстает картина страшной нищеты и разорения, в которые ввергнута основная масса населения.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220