Первый класс ДМШ и размышления... 2

Павлова Вера Калиновна
                ПЕРВЫЙ КЛАСС ДМШ и размышления…2

       Иногда я задумываюсь, откуда у Нади музыкальное начало? Выяснилось, что отец  Александра Николаевича Николай Николаевич хорошо играл на гармошке, а дед имел хороший голос и пел в церкви так, что свечи дрожали.
 
       Я сопоставила это с тем, как иногда у Александра
 Николаевича «прорывался» сильный голос во время редкого застолья. Суровое военное  детство почти заглушило в нём музыкальные способности, данные ему от отца и деда...

       Дедушка переживал, когда наши с Надей «музыкальные» отношения обострялись. Я  решила «держать линию» и не отступать от неё, иногда только с позиций протеста против  её постоянного желания «хочу гулять».

       Да, это должно иметь место, надо и погулять, но это желание не должно  захватывать ребёнка целиком.

       Мы садились за инструмент в назначенный час, иногда расписание менялось, но урок в течение дня должен был состояться обязательно. Надя постепенно втягивалась в этот  режим.
 
       Наши занятия становились обычным и необходимым распорядком. Но с Надей нужно  было держать «ухо востро», т.к. по своей инициативе она пока к инструменту не шла. Об  этом ей напоминали и дедушка, и я.

-  Надя, а вы сегодня занимались? – или:
-  Надя, после обеда у тебя урок, - она настраивалась и отодвигала с этого часа гуляние с подружками. Она научилась им отказывать, если была занята.

       Уроки проходили очень разнообразно. На одном и том же уроке могли быть и успехи, и восторги, и юмор, и отчаяние, и упрямство, и скандальное неприятие друг друга. Словом, обычные человеческие страсти.

       Видя её способность развиваться в чтении с листа, я решила подобрать ей  программу для освоения в течение того времени, как она была у нас.
 
       Получилось двенадцать пьес, разных по характеру, неслабых для неё в  исполнительском отношении, удобные для чтения с листа. Были пьесы и с ритмическими и фактурными трудностями. Иногда, отчаявшись, она говорила:

- Нет, это у меня никогда не получится ! - и убегала от инструмента.

       С большим трудом мне удалось убедить её в том, что труд – это многократное  повторение трудного места правильными пальчиками в умеренном темпе со счетом.
 
       Она хорошо уже усвоила пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда». На очереди была «Повторение – мать учения». Эта пословица помогала применить первую на  деле.

       К началу учебного года мы эти 12 пьес выучили, плюс те две, что заданы ей на  лето. Такое задание я дала ей затем, чтобы двинуть её в отношении чтения с листа.
       До некоторой степени нам это удалось. В сентябре после первого урока по  фортепиано Надя позвонила  мне и радостно сообщила:

       -  Тётя Вера! Тётя Вера! Спасибо Вам за то, что Вы так «мучили» меня! Я получила пять с плюсом, и Людмила Анатольевна похвалила меня за то, что я так хорошо  подготовилась!

       В начале учебного года Людмила Анатольевна задала Наде пьесу «Весёлые синкопы».  На каждом уроке втечение двух месяцев в дневнике следовала одна и та же запись:
 
       «Доучить «Весёлые синкопы» и далее – конкретное задание. Этот репертуар стал  надоедать Наде и всем «слушателям» дома.

       Однако благодаря настоятельности педагога Надя играет пьесу в нужном характере,  ритмически точно, выполняет все штрихи.
 
       К Наде это был правильный подход, поскольку с самого начала прививал навык  точного разбора и исполнения текста и исключал небрежное отношение к нему в последующем.

       На осенние каникулы Надя приехала к нам денька на три. Чувствовалась вялость в  отношении к игре и к музыкальным занятиям. Слышались нотки откровенной агрессии к учебе в музыкальной школе:

-  Я не хочу больше заниматься! Я не буду ходить в музыкальную школу! 
Теперь всё зависело от того, какую позицию займёт мама. Тут Надя получила жесткий отпор:

-  Нет, ты будешь учиться! Почему ты не хочешь заниматься?
-  Не хочу.
-  Никаких «не хочу»! Тебе ведь нравилось заниматься! Даже и не думай и забудь об этом.  В музыкальной школе ты будешь заниматься! И готовиться к занятиям будешь каждый день. Я проверю!

       А всё дело, я думаю, в том, что Надю долго не хвалили, не было успехов,  стимулирующих желание заниматься.

-  Надя, тебе нужно поучиться заниматься самостоятельно, - говорю ей я. – Ты же  слышишь, чувствуешь, какое место у тебя не получается? Вот и учи это место, не  проскакивай его.
 
       Иначе ты выучишь его неправильно, а переучивать гораздо труднее, потому что  пальчики привыкают к неправильной игре. Вот возьми этот такт и играй эти нотки. Вот  так! Вот так!
 
       Чтобы выучить, нужно повторить много раз, а иногда много-много раз. И ты  увидишь, как в результате твоего труда, то есть повторений, «выловится рыбка из пруда» - выучится твоя пьеса.

       В декабре в один из выходных дней нас снова навестили Надя и мама Таня. Мы  попросили Надю сыграть нам что-нибудь. Надя охотно пошла к инструменту.
 
       Она легко, в настроении сыграла два непростеньких марша и «Колыбельную» Филиппа. Обращала внимание на себя мышечная и эмоциональная свобода, с которой Надя играла  пьесы.

       Было на её уровне музыкальное осмысление исполняемого. Она слушала в слегка  замедленном ею темпе медленную мелодию «Колыбельной» и, кажется, в воображении наслаждалась покоем и ласковым теплом этой пьесы, (но очень медленно…)Таким было  выражение её лица.
 
       Я боялась услышать от Нади бессмысленное «цоканье» по клавишам. И, слава богу,  она избавила меня от этого «удовольствия».   
Браво, Людмила Анатольевна!

       Наде было приятно то всеобщее одобрение, которым сопровождалось её выступление.  Она светилась радостью.
Вот такие...превращения…

       Как обычно, она пела, иногда аккомпанируя себе, иногда без инструмента. Я  заметила, что Надя стала хуже петь. Проявилось это в плохой подаче текста,  неудовлетворительной артикуляции гласных и, как следствие, в зажиме в области шеи.
 
       Любое усиление звука приведёт к физическому неудобству и болевым ощущениям. Как  правило, дети, не «отягощенные» элементарными «премудростями» вокала, поют слабым  плоским или напряжённым, слишком громким звуком.
 
       Уважаемый Учитель! Не сочтите за поучение, но за искренний совет. Если Вы  хотите, чтобы хор обладал хорошим звуком, давайте для начала вспомним элементарное: 
       «Хорошо сказанное – наполовину спето» - прекрасное, неувядающее наставление  вокалистам Шаляпина Ф.И. Все согласные произносятся «близко», «на губах», а не в глотке или во рту.
               
       Дети очень хорошо копируют, поэтому их можно быстрее, чем взрослых, научить  неплохо  петь. По этой причине Ваш показ должен быть лишён артикуляционных недостатков  и болезненности.
 
       Все гласные должны быть приближены к округлой фонеме «О», в большей или меньшей степени, в зависимости от артикуляционной природы «облагораживаемой» гласной.
 
       Если хорошо сказана согласная, то звук на правильно сформированной гласной  (близкой к «О») выходит во вне вслед за согласной. Появляется певческий звук. Можно  продолжить экскурс в вокал и дальше…

       Интеллектуальные «бои» с Надей ещё предстоят, так как она многого не знает, а  усвоить необходимый минимум нужно как можно раньше, пока она ещё не взрослая.
 
       Тем естественнее и проще будут казаться ей все освоенные «азы» в дальнейшем. Это как чтение: чем раньше научишься быстро читать, тем легче будут даваться все предметы  и учеба в школе в целом.

       Надя успешно окончила первый класс музыкальной школы по  специальности фортепиано и с интересом учится в общеобразовательной, где математика  стала её любимым уроком. А совсем недавно она с большой неохотой соглашалась  производить любые арифметические действия…




       Как причудливы метаморфозы детского развивающегося интеллекта!