Новая сказка

Владимир Куликов 2
                1

  Одним сентябрьским вечером, мой сын пришел из школы позднее обычного. На пороге, он стоял чумазый, с ссадинами на лице и заплаканными глазами.
- Что случилось? - спросил я у мальчугана, - Ты подрался?
- Мама дома? - тут же переспросил он, пряча глаза.
- На дежурстве в больнице. Так что же произошло, ты мне ответишь?
  Малыш шмыгнул носом, потер грязными руками влажные глаза и опустив голову, молча прошел в ванную комнату. Пока слышался шум льющейся воды, я подогрел ужин и накрыл на стол. Очевидно, он поссорился с друзьями, обычное дело в юном возрасте. Как правило, ребяческие ссоры длятся недолго, но тем ни менее как отца, меня это немного забеспокоило.
  Мы сели за стол. Ребенок начал поглощать мамин пирог, запивая его теплым чаем, иногда поглядывая на меня. На лице малыша, я заметил некоторую тревогу. По видимому, произошло что-то, о чем он сильно жалел или не понимал. По характеру мой сын лидер, и вероятнее всего, он совершил поступок, который отрицательно повлиял на его авторитет среди сверстников, ему нужна была поддержка.
- Хорошо, я не буду тебя ни о чем спрашивать, ты взрослый малый и сам можешь разобраться в своих делах,- снова обратился я к нему уже ненавязчиво,- но если захочешь поговорить, то с удовольствием тебя выслушаю.
  В глазах ребенка блеснула искорка, по видимому, он проникся доверием! Мы уже готовились к занятию со школьными уроками, когда малыш вдруг признался мне, что он с друзьями играл во дворе, и во двор забежали две уличные собаки. По его словам, они были грязные и жалкие. Ребенок начал бросать в животных камни, чтоб прогнать их, не смотря на то, что друзья пытались его остановить.
- Одной собаке, которая поменьше, я попал камнем в лапу,- продолжал он,- она громко заскулила, и они обе убежали прочь со двора. После этого была неприятная разборка с друзьями, им не понравилось, что я так обошелся с животными. Результат – крупная ссора.
  Сын рассказывал свою историю, не отрывая от меня глаз. Как я и думал, он ожидал поддержки. На меня вдруг нахлынула тревога. Оказывается, мой мальчик растет жестоким человеком, в его воспитании я упустил важный момент.
- Я не понимаю, почему друзья на меня набросились, ведь эти собаки были такими гадкими и грязными. Им нечего было делать в нашем дворе.
  Я выслушал сына внимательно. Досадно, что он не понял, как плохо поступил.
- Займись пока уроками, а потом мы обсудим твой поступок,- сказал я малышу, задумавшись о дальнейшем разговоре.

                2

- Хочешь я расскажу тебе одну историю, которую поведал мне мой отец - твой дед? - обратился я к ребенку, как только он выполнил домашнее задание, - Мне в то время было столько же лет, сколько тебе сейчас. Надеюсь, эта история поможет тебе разобраться и открыть что-то новое для себя?
  Малыш кивнул. Мы вместе прошли в спальную комнату сына, он улегся поудобнее, а я укрыв его теплым одеялом, присел на край его кровати и начал свой рассказ:
- В одном селении, на самой окраине дремучей Уссурийской тайги, жил со своей семьей один человек. Жил он в достатке, с немалым дворовым хозяйством: полный двор птицы всякой, ферма с домашними животными, его усадьбу охраняла свора сторожевых собак, а наемные работники помогали вести хозяйство. В общем, он ни в чем не нуждался, как и многие жители этого селения. Вот только его недолюбливали односельчане. Ты спрашиваешь почему? Если хочешь узнать, то слушай дальше.
  Самым любимым занятием этого человека, была охота. Примерно раз-два в неделю, он брал с собой свой старый дробовик и уходил в тайгу, чтоб добыть дичи. Но дичь он добывал не для того, что бы прокормить семью, одеться и обуться, нет, бил просто так, для удовольствия. В основном, мясо убитых животных вскармливал дворовым собакам или просто оставлял в лесу.
  И вот однажды, как обычно, этот человек собрался снова поразвлечься, то есть - поохотиться. На дворе начало октября, но по осеннему стояла теплая погода и благоприятствовала хорошей охоте! Рано утром, взяв с собой ружье и свою любимую охотничью собаку, он в очередной раз отправился в лес. Охотник бродил по тайге, всматриваясь в густоту вековых деревьев и прислушивался, в надежде обнаружить хоть какого-нибудь зверя или птицу, но тщетно. Даже его собака не подавала ни каких признаков близкой добычи. Вот только охотника насторожило одно обстоятельство - в лесу было очень тихо: птица не защебечет и лист не шелохнется, только хруст веток и шелест осенней травы под ногами, нарушали это странное безмолвие. Стояла такая тишина, что казалось, все живое умерло вокруг, и только этот человек и его любимая собака остались одни на всем белом свете.
  Весь день они блуждали по тайге. Никогда не было такого, чтоб уйти в тайгу на охоту и вернуться домой без добычи. После полудня, расположившись на поляне, охотник постелил на земле салфетку, положил на нее каравай хлеба, шмат копченого сала и термос с чаем.
- Давай-ка Дружок, перекусим и заодно отдохнем немного, - обратился он к собаке, нарезая тонкими ломтями сало с хлебом.
  Пес завилял хвостом и присев рядом, стал ожидать обещанного подаяния. Аромат копченого сала и свежего хлеба, заставил его облизнуться.
- Ты заметил, какая тишина во круг? - снова заговорил охотник, поглядывая на четвероногого друга, - Угнетающая тишина, аж на уши давит. Странно все это. На, поешь немного, мне что-то кусок в рот не лезет, пить только хочется.
  Пес моментально заглотил все, что было приготовлено на салфетке, затем прилег, положив голову на ногу хозяина. Охотнику хотелось спать, и от усталости ужасно болели ноги.
  Вскоре наступили сумерки, а над верхушками деревьев появилась полная луна.
- Ну что же Дружок, возвращаемся домой, не удалась у нас сегодня охота. Но в следующий раз мы с тобой обязательно наверстаем упущенное!
  Собака посмотрела на хозяина и радостно завиляла хвостом, как будто понимала его слова. Только охотник это произнес, как вдруг подул ветер. Откуда не возьмись, налетели густые черные облака, они закрыли луну и полностью окутали небо. В лесной чаще сразу же так потемнело, что с трудом различались силуэты качающихся из стороны в сторону деревьев. Собака, поджав хвост, прижалась к хозяину, с ужасом осматриваясь по сторонам. Вдруг она сорвалась с места и с лаем и визгом помчалась прочь в глубь лесной чащи. Охотник побежал за ней. Он окрикивал, звал собаку к себе, но безуспешно, она скрылась во тьме. Не знаю, сколько времени блуждал охотник по тайге в поисках своего четвероногого друга, наверное очень долго, он совсем выбился из сил от усталости. Неожиданно перед ним открылась широкая поляна, посреди которой стоял огромный многовековой дуб. Верхние ветви его кроны, как будто достигали самих облаков, а нижние - почти касались поверхности земли. "Что за чудо чудное!? - удивился охотник, - Сколько лет хожу в тайгу, а эту поляну вижу впервые, видимо далековато я забрел"!
- Уже ночь. Куда мне идти, в какую сторону? Уж лучше устроюсь здесь на ночлег, а утром с рассветом пойду домой! - сказал он самому себе и поудобнее расположившись под широкой кроной массивного дерева, быстро уснул.

                3
  Проснулся охотник от какого-то шороха и странных звуков, они исходили отовсюду. Ночное черное небо уже прояснялось, и кое-где проглядывались одинокие мерцающие звезды. Охотник слегка приподнялся, протер глаза, огляделся, и ему стало опять не по себе. Ветви массивного дерева как-то странно покачивались, а из ночной темноты на него смотрели десятки или даже сотни пар светящихся глаз. Чьи они, во мгле нельзя было разобрать, но эти глаза смотрели на человека настороженно и злобно. Дрожь прошла по всему его телу.
  Постепенно облака рассеялись, ветер почти совсем стих, на небе снова появилась полная луна и осветила лесную поляну. Неописуемый ужас охватил охотника, когда он увидел тех, кто смотрел на него из темноты. Вокруг, на всей лесной поляне расположились звери – обитатели тайги. Здесь были волки, рыси, олени, зайцы, кабаны, лисы, белки, еноты, всякие мелкие грызуны,... и многие многие другие животные, живущие в этом лесу. Крона дуба-исполина была усеяна всевозможными птицами, все они внимательно рассматривали охотника. Пернатых на дереве было так много, что казалось, ветви не выдержав и вот-вот сломаются.
  Охотник медленно потянулся рукой к ружью, схватился за него, но не смог оторвать от земли. Повернувшись, он увидел, что ружье оказалось прижато к земле чьей-то большой звериной ногой, да так сильно, что оно переломилось пополам. Охотник поднял глаза в верх и ужаснулся еще больше, ведь над ним стоял огромный лось. Его голова, с массивными ветвистыми рогами свисала над охотником, а глаза сохатого, пристально и злобно смотрели на него.
  В эту ночь, в лесу произошло великое перемирие всех его обитателей. Все звери и птицы собрались вместе, чтоб вершить правосудие. Великий Дух леса, всех животных и человека сделал равными.
  Страх охватил охотника еще сильнее, когда лось вдруг заговорил:
- Человек, все мы пришли судить тебя за злодеяния, которые ты совершал в нашем лесу. Пришло время держать ответ. Каждый из нас выскажет свое обвинение в твой адрес, и мы примем решение, как наказать тебя.
  Первой выступила белка:
- в прошлом году ты срубил дерево, в нем было дупло с моими бельчатами. Ты убил бельчат, а из их шкурок для себя сшил рукавицы, я узнала их. За это, ты должен понести суровое наказание.
  Затем, вперед вышла лисица:
- весной ты нашел мою нору и убил всех моих лисят. Я следила за тобой и видела, как ты расправился с моими бедными детишками, как скормил их собакам. Как думаешь, какое ты заслуживаешь наказание?
  Следующей, выступила Волчица, у ней не было одной передней лапы:
- я попала в твой капкан. Он был такой сильный, что сразу отрезал мне лапу. Мне было очень больно, и я не могла добывать пищу для моих волчат. Все они погибли от голода. Мы ни когда не нарушали границу леса и ни когда не угрожали твоей жизни и жизни обитателей твоего жилища,- продолжала Волчица,- но ты нас убивал и калечил просто так, ради забавы.
  Так по очереди высказались многие присутствующие на поляне животные и птицы, и все они давали ему один приговор...
- Скажи человек что-нибудь в свое оправдание,- снова проревел лось.
  Но охотник не смог вымолвить ни слова, он опустил глаза и зарыдал.
- Пусть будет по-вашему, да свершится правосудие! - крикнул лось обернувшись к зверям и отступил в сторону.
  Животные медленно стали надвигаться на охотника, хором повторяя одно только слово – "смерть".
  Но вдруг недалеко зашевелились ветви кустарника, затрещали сучья и раздался страшный рев. Звери оглянулись и тут же расступились. Из лесной чащи, вышел огромный Уссурийский медведь. Он был очень стар. Важная и статная походка зверя, говорила о его величии перед лесным народом, медведь в тайге пользовался большим авторитетом! Он медленно, раскачиваясь подошел к человеку, пристально посмотрел в его испуганные сверкающие от слез глаза, повернулся, встал на задние лапы, чтоб его видели все звери, и произнес речь:
- я слышал ваши обвинения, и конечно же все они правдивы и справедливы, мне понятна ваша позиция. Я совершенно с вами согласен, человек заслуживает того наказания, к которому вы его приговорили. Но вместо этого охотника могут появиться другие, не менее жадные и жестокие...
- Ты мудрый и справедливый, все мы тебя горячо уважаем, - обратился сохатый к медведю и продолжил, - ты тоже пострадал от этого человека, научи, как нам поступить?
- Мы отпустим его, но сами уйдем из этих мест. И не вернемся до тех пор, пока не будет мира и покоя в его человеческом сердце, пока не поймет, что он тоже часть нашего мира, одумается и будет относиться к нам так, как подобает Человеку.
  Звери пошептались друг с другом и решили: "да будет так". После чего, все обитатели леса медленно стали расходиться, уже больше не обращая внимания на охотника. Долго еще до его слуха доносились тихие рычания, попискивания,… Похоже, что волшебное время этой ночи уже закончилось, и звери снова стали общаться между собой на своем родном зверином языке.

                4   

  Как только все стихло, охотник быстро встал, огляделся вокруг и бросился бежать. Он бежал в сторону, где луна скрывалась за верхушками деревьев. Прошло совсем немного времени, как он вышел на опушку леса к своей усадьбе. Навстречу ему выбежала его любимая охотничья собака, а жена со слезами на глазах, заключила супруга в свои объятия.
- Как долго тебя не было, я очень волновалась. Что с тобой случилось?
- Ничего, ничего дорогая, просто заблудился немного,- тихо сказал охотник, отводя в сторону взгляд.- я устал и хочу отдохнуть.
  Посмотрев в глаза мужа, она поняла, что произошло с ним что-то ужасное, но не решилась больше его расспрашивать. Главное, вернулся живой и невредимый!
  А в селении среди народа, уже начали распространяться различные толки об исчезновении зверей в тайге. И многие односельчане конечно же обвиняли в этом самого охотника. Все знали о его скверном характере и чрезмерным увлечением так называемой "охотой" - истреблением диких животных.
  Много дней охотник не выходил из дома, почти не ел и не пил, ни с кем не общался. В его памяти все еще были свежи воспоминания о той ночи, когда звери как люди решали его судьбу. Человек даже никому не мог рассказать о своем приключении, ведь ему никто бы не поверил. Семья очень переживала, всем хотелось поддержать, помочь ему, но только не знали как. Ведь причина для них была не известна.
  Однажды утром, человек проснулся и как обычно посмотрел в окно. На улице уже падал снег, первый снег в этом году. На стеклах окон обрисовались ветвистые морозные узоры, все вокруг покрылось белой снежной пеленой. Охотник оделся, взял инструменты и выйдя во двор, начал что-то мастерить. А к концу дня на дворе стояли несколько кормушек для оленей и косуль, кормушки и скворечники для птиц! Их было так много, что даже не все они уместились в телегу. Утром следующего дня, старик запряг пару вороных лошадей, и все свои поделки свез в лес. Каждый день он уходил в тайгу проверять кормушки, посмотреть, вернулись ли звери. Но звери так и не возвращались. В лесу по-прежнему стояла мертвая тишина. Так пролетела холодная сырая осень, а за ней медленно прошла и суровая Уссурийская зима.
  Как-то ранним апрельским утром, послышался лай собак во дворе, а стая ворон и галок, нарушив привычную тишину своим неугомонным криком, закружили над селением. Охотник выбежал на улицу, его душа ликовала и радовалась! На возвышенности, на опушке заснеженного леса, он вдруг увидел огромного лося, того самого, который вел суд зверей на лесной поляне, но теперь он уже был без рогов. Животное изучающе смотрело на охотника, по щекам которого потекли слезы. Но теперь, это были слезы радости и душевного облегчения! Так они долго смотрели друг на друга. Затем сохатый мотнув головой повернулся и важно не спеша, ушел в лес! С тех пор жизнь в лесу снова возродилась! Человек уже не был охотником, а стал он помощником и защитником животных - обитателей таежного леса! Он приобрел душевный покой, уважение жителей родного селения, близких и родных ему людей! Его жизнь наполнилась радостью и приятными заботами! 

  У сына уже закрывались глаза. Я видел, что он с трудом борется со сном, чтоб до конца дослушать историю, но я рад, что он все же дослушал ее! Я поцеловал его в щеку, поправил одеяло, выключил свет и сам пошел в свою комнату готовиться ко сну!
- Папа, а твоя история правдива или это простая сказка? - вдруг спросил ребенок, когда я выходил из его спальни.
- Сказка это или нет, не знаю. Но говорят, что на той лесной поляне под дубом, до сих пор лежит то самое переломанное пополам, старое ружье. Спокойной ночи, сын!
  Малыш провожая взглядом отца, вспомнил тех дворовых собак, с которыми он так жестоко обошелся сегодня. Как они сейчас там на улице одни, на холоде?
- Спокойной ночи папа!

                ***