Самый крутой тапш!

Османова
У меня  в классе  учился  Эмиль  Григорян. Он был толстый, немного  тормозной,  но красивый  и безвредный. За все  эти  годы – он, правда,  пришёл  к  нам,  кажется,  то ли в  четвёртом, то  ли  в пятом  классе, не помню точно – я  не могу вспомнить ни одного конфликтного случая, связанного  с ним. Несмотря на то, что  он не был  тихоней.. К девочкам  он  вообще очень  хорошо  относился. Мог сбегать  в  буфет  что-то  купить, помогал  во время дежурства -  он был  очень  здоровым и сильным.. Учился он на  троечки, ужасно волновался, когда нужно было  отвечать  у  доски. И  он  был из тех  ребят, которым  я  с  удовольствием  давала  списывать  контрольные. Он  не  был наглым, а  для меня это  важно с  детских  лет! Его  дедушка преподавал черчение в Политехническом Институте, в котором я  училась... Ох, какой  вреднющий  был  дедушка.!  Он был очень  красивый,  очень представительный,  даже  в свои шестьдесят  с лишним лет . Высокий, с военной  выправкой, с  гривой  седых,  доходящих  до  плеч,  волос, которые  он  зачёсывал назад,  открывая высокий  лоб,  на котором  красовались  изогнутые, чёткие брови, из-под  которых блестели глаза, глядевшие  на нас,  студентов, буквально  буравя! У  него была феноменальная память!! На  имена, лица,  группы, и  даже, если мы меняли место на  его  лекциях, он  мгновенно  делал замечание. Он требовал максимального внимания к  своему  предмету. На его лекциях в  прямом смысле  слова было  слышно,   как  мухи  летают..

   А я  этот  институт ненавидела  вообще и все предметы в  частности. Кроме  некоторых,  Черчение  входило в  число  ненавистных. Потому,  что   для меня даже с помощью  линейки  провести прямо хоть  малюсенькую  линию – проблема! Как  бы ни старалась,    всё - равно  волнистая  линия получится. Я не  косая,  нет. Близорука,  правда,  но не  косая. И,  тем  не  менее, не  могу,  хоть ты  тресни! В школе  меня выручал сосед и  одноклассник  - Тельман  Гусейнов.  Чертил  сразу  две работы - себе  и мне. Учитель -   кажется, его звали Намик -   прекрасно это  знал, но  был  такой  золотой  дядечка, что  оценки не  занижал. Но  это  было  в школе…Институтские педагоги кардинально отличаются от школьных..

   Дедушка Эмиля  входил  в  число  тех  педагогов, которых  боялись как  огня. О  том,  что он  дедушка моего  одноклассника я   узнала совершенно случайно. Только  после  того, как  получила «пару» и «незачёт».  . «Григорян!!! Может, он родственник нашего  Эмиля?» -  меня  осенило поздно  ночью. Бывает  же  такое -  какой-то  ступор. Хотя,  в то  время я  вообще  в облаках  витала.  И  даже  то, что  я вообще  как-то  додумалась до этого – уже  хорошо. В  тот  период я была безумно влюблена…Это  была  первая, да-да,  настоящая  любовь, которая  принесла и слёзы, и  тоску, и  отчаяние,  и  миллион ошибок.. Но, если   бы у  меня была  возможность повернуть время  вспять,  то я  сделала  бы всё точно так  же…

     Не  дожидаясь  утра, я позвонила Эмилю...

 -  Слышь, Эмиль, у тебя  дедушка  есть?

- Бу, бу бу?.. - типа, "есть,  а  что?"( Вообще,  Эмиля было трудно  понять. Он  не  разговаривал,   а бубнил, переминаясь с ноги на ногу и у  него мгновенно  становились пунцовыми щёки!)

- А как  его  зовут?

- Бу-бу-бу  бу-бу  бу-бу-бу-бу-бу "Гри-го-рян  Ар-тём  Те- вад-ро-со-вич"

- Я его  маму!!!! Эмиль!!! Он  мне  две  «пары»  и незачёт  поставил!!

     У Эмиля мама - красавица - умерла от  рака,  когда мы  в седьмом классе  учились.. Это  была  так  страшно.. Я  поняла,  что  мамы  могут  умирать.. И страшнее  этого нет ничего...И  я ни за что на  свете не   смогла бы  сказать  Эмилю - "Мать твою!".
  Это  самое любимое моё  ругательство, перешедшее ко мне  от нашей  соседки – тёти Аллы. Правда, она говорит «Тить твою мать!».
Ну,  а в  адрес мамы его  дедушки - запросто!
- Бу, бу  бу-бу- бу  бу  бу  бу-бу-бу   бу  бу-бу?  (Ну,  и  по- че -му ты  не  ска- за -ла   мне рань-ше?)

- А раньше  я  не  знала!!

  Получить  у  Григоряна двойку - практически  всегда - отчисление. И нужен  был очень сильный "тапш" - ( это  слово  и  понятие  чисто  наше,  азербайджанское. "Тапшырмаг" - поручительство,  скорее  всего,  по смыслу. А на самом   деле –  сложная цепь взаимоотношений между  деловыми   людьми. Это своего  рода мафия,  коррупция.). Или  же, он брал деньги, не   у всех,  конечно,  был  очень  осторожен, но зато  - в  тройном размере. И всё – равно  нужно было  выучить как минимум десять билетов и при переэкзаменовке  перечислить их  номера. А он мог  назвать любой. Но, самое ужасное,  он   заставлял чертить!! Кроме  чертежа,  который  мы покупали  у педагогов  с  этой  же  кафедры,  а   на  нём Григорян   ставил оценку, он  выдавал на  переэкзаменовке  каждому  какую-нибудь фигню - деталь  и не ставил оценку до  тех  пор, пока несчастный  не сдавал чертёж, пусть даже выполненный на двойку. Переэкзаменовка могла  начаться  в девять  утра и  закончиться, чуть ли, не    в десятом часу  вечера. Я  рассказала всё это  Эмилю.

- Ты,  конечно, извини, он  твой дед, но  у  него с  головой  вообще  всё  хорошо?

- Бу бу-бу-бу-бу.(Я  пе- ре- зво-ню.)

     Он позвонил  мне через  пол-часа.

- Бу бу-бу  бу-бу  бу бу-бу, бу-бу-бу.? Бу-бу  бу-бу  бу-бу-бу. Бу-бу-бу бу бу-бу. Бу-бу-бу   бу-бу-бу  бу  бу- бу..Бу-бу   бу-бу- бу!  ( Ни  фи-га у-чить не на-до, по-ня-ла?.  Зав-тра и-ди   спо-кой- но.. Ни-че-го не - не-си. Н и-ка-ких  чер-те- жей  не  на- до. Иди  спокойно.)

   Я  до сих  пор  помню, что  настолько  была  уверена в  том,  что  Эмиль  не подведёт; настолько не сомневалась в  том,  что  всё  будет  в порядке,  что  не  задумываясь,  даже не  купила чертёж. Вид  несчастных,  потерянных  студентов,  пришедших  на  переэкзаменовку,  почти поверг  меня в  панику. Ведь на экзамен я пришла  даже  без  стандартного  набора для  черчения! Маленькая сумка, в которую поместились зачётка, блеск  для губ, кошелёк,  тушь и  ..всё!!! На меня – ( в  розово-сиреневом, шикарном  сарафане, по щиколотку,  развевавшимся  при каждом  шаге )-  смотрели  как  на  сумасшедшую.  И,  хотя,  мне  было наплевать на этот институт -  я поступила туда совершенно  наобум, причём,  сама,  получив «пять»  по математике, «пять»  по литературе  и «четыре» по физике! -  я стала,  действительно,  нервничать. Я уже металась  в поисках  хотя  бы  чертежа! А  ассистентка Армена Тевадросовича  - «Чяп-гёз Зярифя»  ((Косая  Зарифа), честное слово, косая!! старая дева,  тоже ужасно вредная,  но в  отличии от Григоряна, который мучил  всех  совершенно  одинаково,  эта   дрянь ненавидела девочек,   мальчикам, наоборот, она даже помогала; а  стоило ей  увидеть беременную  студентку – всё,  она буквально истекала желчью)   - так и  не появлялась в  дверях  аудитории, чтобы  вызывать  по пять человек. Экзамен  уже сорок пять  минут  как должен  был начаться!!
   И каково же было  удивление всей  кучи  студентов, с тёмными  кругами  под глазами,  с безумными-заплаканными-потерянными  глазами,  взлохмаченными  волосами, пунцовыми  или бледными щеками, когда открылась дверь  аудитории  и Артём  Тевадросович, пробуравив всех  тяжёлым взглядом,  вдруг  остановил  его  на мне и …. улыбнулся!  Это  было невероятно!!! А  затем,  мягким, совершенно другим, незнакомым  никому,  голосом  - сказал:

- Гюленька,  деточка.. Ты  почему до  сих  пор  здесь стоишь?Тебя  же  Эмиль  внизу  ждёт..

   Я посмотрела на него  с обалдевшим  видом,  затем, оглянулась на ребят и  медленно  прошла в  аудиторию. Дверь осталась открытой. «Чяп-Гёз  Зярифя» смотрела  куда-то  в окно  испепеляющим  взглядом – я уже знала,  что вместо окна  она видит  меня. 
  Когда  она в  качестве  ассистентки Григоряна читала нам  лекции или  проводила практические  занятия,  то конфузов  было  полно.
  А  первый из  них в нашем  потоке произошёл, естественно,  со  мной. Однажды на  лекции она стала   отчитывать – как мы  все решили, судя по направлению её  взгляда – парня   с  параллельной группы. Он,  бедный, сидел,   опустив голову, а я совершенно  спокойно  продолжала  болтать  с подружкой. У меня была  намного глобальнее  проблема,  чем  поперечный  разрез какой-то  втулки! И вдруг,  эта  ведьма подбежала к  нашему  столу   и  как гаркнула над  ухом:

- Джафар-заде! Я к  тебе обращаюсь,  между  прочим!

 От неожиданности я аж подпрыгнула на месте.. Подняв  глаза  на нависшую  надо  мной  глыбу – Зарифа была очень крупной женщиной –я, проследив  за её  взглядом, увидела,  что она смотрит на Наташу Атаманенко – шикарную  девчонку из  нашей  группы. Один  к  одному – вылитая солистка  группы «Не пара». Я  когда впервые  увидела их  клип – так и думала, что  это  наша Наташка.

- Встань! –не  отводя взгляда,  заорала  Чяп-Гёз(Косая).. Бедная Наташа, сидевшая  в другом ряду и тоже  решившая, что  Зарифа смотрит  на неё,  медленно встала с места и побелевшими  губами  пролепетала.:

- Я?

  Видимо, со  слухом у  Зарифы тоже  были  проблемы. Или же  акустика  подвела. И  она решила, что  это  я пискнула.

-Да-да, Джафар-заде, ты!!

- Извините, Зарифа-ханум(эта косая тварь требовала к  себе только такого обращения. Ханум!! )..  – я встала  со своего  места. Но  Джафар-заде – это я.

- Я прекрасно это  знаю! – продолжая с ненавистью  смотреть  на Наташку, которая  вцепилась пальцами  в стол и, в свою очередь,  смотрела на косую фурию с недоумением и  страхом.

- Но Вы  же не  на меня  сейчас смотрите! Так кому  Вы делаете замечание?.- пытаясь  поймать её  взгляд, ответила я.   

- Воооон! Вон  из аудитории!!!!
 Аудитория рыдала.. А мне только  это  и было  нужно!!

 Зарифа затаила на меня  лютую  ненависть,  и  я даже представить себе  не могу, каким  ударом для  неё  было то, что  я получила  оценку, причём, вот так! Поговаривали,  что  у  них с Григоряном была  любовь...Не  знаю, не  знаю.. С её  стороны – возможно. Тем более,   учитывая  то, как  она ненавидела малочисленных  девочек -  Политехнический,  по  - большей  части,  мужской ВУЗ. Но что  это   красавец  нашёл  в ней – было непонятно. В огромном, длинном коридоре,  гудевшем как  улей  и замершем,  когда  Артём Тевадросович открыл  дверь, стояла гробовая тишина. И было  слышно, как  скрипит  перо –он пользовался  исключительно чернильной  ручкой, с    чёрными  чернилами.  В зачётке красовалась витиеватая  подпись Григоряна….Я     стояла,  не  дыша и  думала,  что  сейчас  грохнусь  в обморок.

- Ну,  всё.. Правда,  после  двух  «двоек» я тебе, кроме  «тройки», ничего не  могу  поставить.. – протягивая мне с улыбкой зачётку,  сказал  он

- Спасибо..-  прошептала я, неожиданно осипшим голосом. И,  прижимая зачётку  к  груди,  ватными ногами  прошла по  коридору, в полной  тишине, провожаемая взглядами тех несчастных,  которым  предстояла  пересдача.

   А внизу, перед  памятником Чингизу Ильдрыму, имя  которого носил  наш Политехнический, меня  ждал  Эмильчик,  переминаясь  с ноги на ногу и с пунцовыми щеками.. Я  была всё  ещё  в  ступоре,  поэтому,  на его предложение  прогуляться немного,  молча  кивнула..
   По  дороге  Эмиль рассказал,  что дедушка  просто  обожает его  и нет  ничего на  свете,  что  бы он не  сделал для Эмиля, конечно, в  пределах  разумного, но, кажется, даже    чуточку  больше.. Правда,  он признался,  что дедушка иногда достаёт  Эмиля, типа,  воспитывает, а  на самом деле –  просто  мозги  компостирует...
  Мы сидели с Эмилем на скамейке,  в парке, во  дворе  Академии Наук – она  буквально  рядом  с Политехом. Мы  с ребятами всегда после  экзаменов ждали друг друга там. Я  отрывала кусочки  булочки и  бросала голубям, гуляющим по  парку. Эмиль, щурясь на солнце, радостно  улыбался, рассказывая о том, как позвонил  в полночь дедушке.

 -  Я ему сказал, что ты моя одноклассница  и что мы с тобой  дружим, что  ты  мне  всегда списывать  давала и  на контрольных я рядом с  тобой садился.. И когда у  меня воспаление лёгких  было ты пришла с ребятами  меня  проведать. А твоя  мама послала куриный  бульон, целую  кастрюлю и пирожки!! - .. –бубнил  Эмиль.

    Я  слушала его, всё  ещё находясь  в каком-то  странном  состоянии. Я не  могла поверить,  что  всё  настолько легко прошло! Но из  состояния прострации меня вывело  то, что, зевая,  сказал Эмиль.

  -Только,  чё-то ты  долго... А-аа-ах.. Дедушка  --ааах сказал, пусть она –аах-аах подойдёт ко мне, пока  экзамены не начнутся.

   Меня  как  током  стукнуло. Я вскочила со скамейки  и, встав буквой "Ф" перед  ним, «наехала» на него.

- Эмиль! Вот  ты.. придурок!

- Почему?! – зевок, видимо, застрял  у бедного Эмиля в  лёгких, потому,  что он закашлялся.

- По качану! Ты  же не  сказал мне  вчера,  чтобы я подошла к  нему сама!

-Ну?

- Баранки  гну!

-Дам  тебе  одну! – парировал  Эмиль, счастливо улыбаясь.

- Я тебе потом верну!- легонько  щёлкнув  его  по  лбу,  сказала я, немного остыв.

-А  чё  случилось?

-Ничего  особенного,  если не считать  того, что  твой  дедушка сорок  пять  минут  не  начинал экзамен..

- Это  не  я придурок, Гюль. Это  ты -  дура.

- Почему это  я???????

- Потому,  что могла догадаться – это   он  тебя ждёт.. Ведь это  же я тебя  тапшанул!!