Прощание на Рэтане

Кандидыч
(с)  08.09.2010


/           Отвори мне, сине-страж небесный, голубые двери в дни…
/           Темный ангел этой ночью, моего увёл коня...
/                Прощание на Рэтане

Такую надпись на стене я увидел, когда вышел покурить на лестничную площадку. Граффити неизвестного "подъездного" поэта, написанное – корявым-корявым почерком. Обыкновенным простым карандашом, на побелке.

Прощание на Рэтане... 
Это планета, знаю. Наверное – планета.
Там много голубых озёр и  прозрачного воздуха. Сосновые леса и заснеженные вершины гор.
В этой красоте – где-то затерялись древние замки и селения.
Люди из этих селений научились ловить и приручать крылатых безгривых львов.
И летают теперь на них, в своих путешествиях по этой удивительной стране.
У каждого есть собой меч и лук со стрелами.

Рэтана.
Кажется, так назвали планету межзвёздные странники, наблюдающие за этим миром.
Прилетевшие сюда на своих звездолётах.
Так звали и молодую королеву, повелительницу страны Крылатых коней, Изумрудного леса и Голубых озёр.

Прощание на Рэтане...
Сколько тоски в этих строчках – по свободе, утерянной с крылатым конем, с невозможностью лететь дальше.

Миры Урсулы Ле Гуин навеяла чья-то рука.
И каждый раз, когда мне было грустно, я выходил покурить на лестницу и перечитывал эту молитву.
Бывает так – кто-то может увести твоего коня. Черный ангел.

Через несколько месяцев, при очередном ремонте – стену закрасили.
Где-то под голубой краской эта надпись живет там до сих пор.

А я, всё-таки, успел расшифровать эти строчки, перечитывая их раз за разом.
Корявым почерком было написано нечто другое - не "Прощание", а – "Продолжение".  И не "на Рэтане", а "на 10этаже".

Что там было, на 10-ом этаже, я не успел найти.
Может и не написали, может уже успели стереть.
Но я узнал, чем была переполнена душа юной поэтессы.
Не думаю, что это был парень. Почему-то, кажется – это была девушка-подросток, влюбленная в стихи поэта.
Теперь я знаю – какого.
Сергея Есенина.

Поищите в интернете – «Отвори сине-страж небесный».
И вы найдёте совсем другие строчки - про белого коня и стража заоблачного. 
Но не про – «сине-стража».
Почему стихи были написаны на стене не дословно – не знаю.

Вчитайтесь в строки оригинала. Завораживает.

"Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.

Богу лишнего не надобно,
Конь мой – мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман."

-1918-

Завораживает. Скажете, по-другому – было бы нелепо? Соглашусь.

Но «Прощание на Рэтане» всё же осталось со мной. Даже несмотря на разгадку.
Потому что это молитва с планеты Рэтана. И всё тут.
И она помогает, когда уводят нашего коня.
Но не оторваться  теперь и от оригинала, откуда она пришла ко мне.

"Вижу, как он бьётся, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман."

***************************************
Картина взята из интернета. Художник Boris Vallejo.




В дополнение.

"Культура Вавилона. Боги
Из всех бесчисленных Богов, призываемых на помощь против демонов и чародеев, естественно выделяются боги света: Шамаш, который, как восходящее Солнце, должен разгонять страхи, наводимые ночными духами; Син – страж и осветитель ночной темноты, Иштар и ее супруг Таммузи.

Бог луны Син, страж ночной темноты, "заведовал "вторым" днем недели, который мы называем понедельником и т.д.  Эта традиция иметь своего бога на каждый из семи дней недели проникла и в Европу, где воскресение называется "день солнца" (sundy), понедельник – "день луны" (mondy)."