Классицизм

Константин Рыжов
Термин «классицизм»  восходит к латинскому classicus в значении «образцовый». В отличии от стиля барокко, с его упором на иррациональное, фундаментом и сутью Классицизма  являлся рационализм. Верховным  «судьей» прекрасного классицисты  считали «хороший вкус», ориентированный на «вечные и неизменные» законы разума. Художники и писатели этого направления сознательно  старались преодолеть  то противоречие между чувством и разумом, которое прихотливо запечатлевало искусство Барокко. Это вовсе не означает, что они не видели дисгармонии и алогичности мира. Однако считалось, что художник должен сам привносить должную гармонию в изображаемую им действительность. Другими словами, искусство эпохи Классицизма сознательно изображало вещи и людей не такими, каковы они в реальности, а такими, какими они должны быть. Для Классицизма вообще было характерно четкое противопоставление разума и чувства, долга и влечения, общественного и личного.  Излюбленной коллизией многих классических произведений   являлось столкновение долга и чувства или борьба разума со страстью.
Особенно ярко новые веяния проявились в драматургии. Пороки и добродетели в классической  драме и комедии  были четко распределены, как свет и тени на классическом барельефе; четкостью отличалось и само построение драмы. Барочное чувство динамизма жизни сильно умерялось однозначностью этических и эстетических категорий. Мужественный герой был мужественен здесь во всем и до конца; любящая женщина любила до гроба; лицемер до гроба лицемерил, а скупой скупился; переходы и оттенки у Классицизма были не в чести. Огромное значение придавалось внешней форме. Везде и всюду классицисты добивались гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности и четкости языка. Жанры делились на «высокие» и «низкие» и смешение их считалось недопустимым. Самыми востребованными литературными жанрами той поры были: трагедия, высокая комедия, философский и просветительский роман.
Изобразительное искусство так же стремилось  к величавому спокойствию, к благородной сдержанности в движениях, к соразмерности и ясности. Цель художника заключалась в том, чтобы за случайными внешними проявлениями окружающей действительности найти глубинную правду, отражающую всемирный порядок вещей. Эстетика Классицизма  отвергала бытовую живопись и натюрморт, и лишь в редких случаях допускала обращение к портрету.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213