Лафонтен

Константин Рыжов
Жан де Лафонтен родился в июле 1621 г. в маленьком городке Шато-Тьерри провинции Шампань в семье провинциального чиновника. Получив довольно небрежное воспитание, он пополнил его обильным самостоятельным чтением, увлекаясь как античными авторами, так и писателями французского и итальянского Ренессанса; пробовал служить, но неудачно. Рано женившись, Лафонтен быстро растратил свое небольшое состояние и, оставив семью в провинции, переселился в 1657 г. в Париж, где вел легкомысленное, беспечное существование, проживая на полном обеспечении в домах покровительствовавших ему богатых и знатных лиц. В житейских делах  он был очень простодушен, наивен, а подчас до крайности забывчив и рассеян.
 
Первым покровителем Лафонтена стал суперинтендант финансов Фуке, находившийся в ту пору на вершине своего могущества. Для него Лафонтен написал свое первое значительное произведение – идиллическую поэму «Адонис» (1658) на сюжет Овидия. Отличавшие эту поэму простота, лукавый юмор, тонкое чувство природы и лиризм в описании любовных сцен, наряду с мелодичностью и изяществом стихов обеспечили «Адонису» большой успех.

Падение Фуке в 1661 г., сопровождавшееся его арестом и конфискацией всего имущества, дало Лафонтену случай проявить свою смелость и независимость характера. В трогательной «Элегии к нимфам Во» (1662) Лафонтен, оплакивая судьбу своего бывшего покровителя, призывает Людовика XIV к милосердию, убеждая его следовать в этом примеру Генриха IV. Король, однако, не внял его мольбам. Фуке остался в Бастилии, а Лафонтен был выслан из Парижа в Лимож. Из изгнания он возвратился только в 1664 г. и долгое время жил под покровительством племянницы Мазарини герцогини Бульонской, являясь украшением ее литературного салона. В это время он пишет свои лучшие произведения – несколько сборников «Сказок», повесть о Психее и самое значительное из всего им созданного – «Басни».

«Сказки» Лафонтена – стихотворные новеллы на сюжеты, заимствованные у Петрония, Апулея, Боккаччо, Ариосто, Маргариты Наваррской, Рабле и других, но разработанные чрезвычайно оригинально. Лафонтен трудился над ними не менее двадцати лет (1665-1685), выпуская в свет небольшими сборниками.  Здесь нашли свое выражение лучшие свойства литературного дарования поэта: его веселое остроумие, живость воображения и легкость языка, жизнерадостное эпикурейство и полнейшая свобода от ханжеской морализации. Подлинная грация и острое чувство  комического  позволили ему легко и изящно набрасывать самые  вольные образы и ситуации. Не смотря на возмущение ханжей, «Сказки» имели огромный успех, вызванный  не только их занимательным и значимым содержанием, но и совершенством художественной формы.

«ОЧКИ» (1674). Сказка начитается с шутливого восклицания поэта: «Уже не раз давал я клятвенный обет оставить, наконец, монашенок в покое». Но, увы, его благие желания остаются тщетными. Вот и на этот раз разговор опять пойдет о монашках. Однажды по весне какой-то молодец в образе девицы пробирается в монастырь. Назвавшись сестрой Колет, он не теряет даром времени и вскоре осчастливливает сестру Агнессу очаровательной крошкой. Аббатиса, узнав о рождении дитяти, приходит в неописуемый гнев. Но она сразу понимает причину свершившегося конфуза:
«Какой прохвост прикинулся сестрою? –
Вопит святая мать. – Не спит ли средь овец
Под  видом женщины разнузданный самец?»
Всем монахиням приказано раздеться донага и явиться к аббатисе, которая, водрузив на нос очки, устраивает им строгий досмотр. Хитрый юнец, желая скрыть свое мужское естество, прячет его под лоскутом материи. Однако, он не учел коварного характера своего орудия. Да и какой святой мог бы устоять перед искушением, оказавшись среди «полсотни девушек, раздетых догола» и невольно созерцая
«Тела их свежие, как снег среди зимы,
Их бедра, их грудей упругие холмы?»
Как раз в ту минуту, когда аббатиса наклонилась над скрывающим свое естество юнцом, его машина неожиданно пришла в действие.
«И в нос игуменью ударила так метко,
Что сбросила очки…»
Итак, бедняга разоблачен! Старые монахини волокут его во двор и привязывают к дереву. Потом они возвращаются в монастырь за розгами. Между тем мимо дерева проезжает мельник. На его расспросы тот отвечает, что подвергнут наказанию за то, что не пожелал утолять любовный пыл почтенных сестер-монахинь. Мельник обзывает его глупцом и предлагает заступить на его место. Сказано –сделано! Получив свободу, юнец привязывает мельника к дереву, а сам спешит убраться вон. Появляются монахини и устраивают мельнику жестокую порку.

Еще большую славу заслужил Лафонтен своими сборниками «Басен». Так же как и в «Сказках», сам он ничего не придумывал, но, тем не менее, оказался  не переводчиком или «переработчиком», а вполне оригинальным  создателем новых и своеобразных произведений. Античная басня была кратким рассказом, потребным писателю-моралисту как пример, как иллюстрация нравоучительной сентенции. В стихотворных новеллах, которые Лафонтен создал из этого материала, тоже была мораль, и новелла как бы писалась для подтверждения этой морали. Но именно «как бы». Ибо Лафонтен все передвинул и переосмыслил. У него главное – это рассказ, повествование, полное жизни и движения, действий, чувств и речей, в которых  проявляются и в то же время резко очерчиваются  характеры персонажей.
 
Первые шесть книг «Басен» вышли в 1668 г. В следующем, 1669 г., Лафонтен выпустил одно из лучших своих произведений – прозаическую повесть со стихотворными вставками – «Любовь Психеи и Купидона». Сюжетным источником для нее послужила вставная повесть об «Амуре и Психее» из знаменитого романа Апулея «Золотой осел». Как обычно, Лафонтен пересказал эту историю по-своему, развил ее и расширил, словом, переработал настолько, что она стала совершенно самостоятельным и своеобразным произведением, занимающим достойное место во французской и мировой литературе.

В 1684 г.  Лафонтен был избран в члены Французской Академии. После этого он обратился  к жанру драмы и написал несколько достаточно средних комедий. В 1694 г. увидела свет последняя, двенадцатая книга его «Басен». Умер поэт в апреле 1695 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213