Критические заметки о марксизме-32

Сергей Корягин
 Петру Т. Интересный Вы привели материал М.П. Забелина. В 1970 года можно было рассуждать в определенных рамках, не выходя из марксизма. Осмелился Забелин. Напечатали. В том, что коммунизм грядет, никому не позволено было сомневаться. А что будет после? Хотелось знать. Тяжело было жить думающим людям. Чтобы облегчить их судьбу, партия их «прооперировала» по методу профессора Преображенского: у них что-то вырезали и что-то им вставили. Сегодняшнее поколение интеллигентов, до корней волос зараженное марксизмом, получило идеологию по наследству. Почитайте их тексты – они написаны духовными детьми советского идеолога Суслова.

Наши стрелы направлены против зла, и мы его убиваем. Но оно тут же возвращается в другой одежде, порой более неприглядной. Мы его снова убиваем, оно снова возвращается и т.д. Не бороться против него мы не можем, потому что это обессмыслило бы нашу жизнь. При этом, разумеется, его не надо искусственно создавать, оно само идет за нами, оно выходит из нашей природы, из нашей общественной жизни. Но пришел «благодетель», который решил покончить со злом раз и навсегда. Маркс, автор безумного проекта,  предусмотрительно разбил его на два этапа – социализм и коммунизм – первая стадия «сумасшествия», вторая стадия «сумасшествия». Он как бы предложил нам: сначала проверьте, ребята, что из этого получится. Проверили: зло утроилось. Один умный писатель как-то сказал: «Всякий, кто пытался улучшить человечество, как правило, ухудшал его» - в этом есть большая доля истины.

Нас звали к обществу без проблем, без конфликтов, без частной собственности. От  каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Звали в «райский сад», в котором жили Адам и Ева. Простой школьник способен понять, что жизнь – это напряжение и разрядка, движение и покой, борьба и сотрудничество, ненависть и любовь, зло и добро. Это голод и сытость, принуждение и свобода. Уныние и радость. Глупость и  ум. Нам говорили, что исчезнут существенные различия между умственным и физическим трудом («землю попашет – попишет стихи»), между городом и деревней. Женщина, сбросившая оковы прогнившей буржуазной семьи, станет поистине свободной.

Мы испытали первую стадию. На каких принципах строили мы свое «светлое будущее»? На пролетарских. Я ничего не имею – ты нечего не имеешь, я ничего не хочу  – ты ничего не хочешь, я ни к чему не стремлюсь – ты ни к чему не стремишься. У меня нет ничего святого – у тебя нет ничего святого. Реализация проекта могла остановиться в самом начале - потребовалась специальная сила по организации, мобилизации, принуждению – партия особого типа. Потребовался ГУЛАГ, чтобы нагнать страху. Армия, милиция, карательные органы стали основными государственными структурами. «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под железными сапогами и под шинами черных Марусь». (Анна Ахматова.)
 
Однако заработало производство, и история пошла вперед. Хорошо, когда тебе ни о чем не надо думать. Пить-есть дают, крыша над головой есть, все гарантировано по минимуму. Тебя поднимают,  ставят в колонны гонят, гонят. И новые святые появились. Пролетарии радовались, пели и плясали. Партия их вдохновляла, звала.  Кого-то там репрессируют? Это не нас. Так им и надо умникам-интеллигентам, попам, недобитым генералам, кулакам, троцкистам-зиновьевцам! Новый вариант общественного устройства оказался жизнеспособным, настолько жизнеспособным, что победил в смертельной схватке своего «двоюродного брата» – германский нацизм, такого же безумца.

Интересный вопрос поставил Игорь Николаевич Забелин: «Определено ли человечеству какое-либо назначение в системе природы, предопределена ли ему некими неведомыми пока законами миссия в природе?» В торжестве коммунизма он, конечно, не сомневался. Но ведь кто-то должен «развивать» Маркса! В приведенном Петром отрывке автор ответа не дает. Я попробую ответить. Здесь истина может быть только гипотетической, «истина в последней инстанции» здесь совершенно не к месту. Ближе других мне ответ великого немецкого философа Гегеля: история – прогресс в сознании свободы. Не сытость, не могущество, не блаженство, не…, а свобода – величайшее из благ, ради которого стоит жить как отдельному человеку, так и всему человечеству. Свобода содержит в себе все, что есть содержательного в этом мире. 11 сентября 2010 г.