Закопать и забыть!

Асна Сатанаева
Еду электричкой. Быстро по проходу по направлению ко мне  двигается черноволосая, со следами былой красоты, женщина лет пятидесяти пяти. С размаху  опускается на сиденье  рядом со мной.
 
Я узнала ее сразу - Соловьева Таня.
Это имя в пору моей молодости вызывало ужас не только  у  матерей, но и  у всех  нормальных людей  -  она зарыла в землю  живую новорожденную  дочь…

Жила она недалеко от меня, иногда мы с ней  сталкивались на улице. Но не были знакомы. После ее ареста  я  много размышляла  о  ней. Как такое могло прийти  ей в голову, если к этому времени она уже была матерью? Как получилось, что она не пожалела такую кроху, свою кровиночку? Что толкнуло ее на такой шаг? Я терзалась  непониманием. Ведь  у нее была семья: муж, сын; она жила со свекровью и  ее взрослыми детьми. Ничего предосудительного  о них  я  ни разу не слышала. И, вдруг, как гром среди ясного неба - такое!

Ее отправили  в места лишения свободы на четыре года. Малышку, побывавшую четыре часа под землей и выжившую, выходили и отправили в дом ребенка.
Постепенно  время стерло из моей памяти  эту историю. Но, вот, спустя тридцать пять лет, повстречала женщину, которую никак не могла считать нормальной.
 
Торопливо отвернулась к окну, но услышала ее возглас:
-Аня, это ты?
Я с неудовольствием  хмуро уставилась на нее. Но мое мрачное лицо ее не остановило: 

-А я смотрю и думаю: ты или не ты? Ну, нисколечко ты не изменилась! Годы не властны над тобой!

Не зная, что сказать, молча рассматриваю ее,как насекомую.
-Ну, рассказывай же, как у тебя идут дела. Ты все там же работаешь?

Я вынуждена ответить на конкретный вопрос и нехотя роняю:
-Да, нет, я уже уволилась давно.

-А где теперь работаешь?

Я поражаюсь ее бесцеремонности. Она так  хорошо научилась вести допрос! Не  в местах ли, столь отдаленных? Я  недовольно сдвигаю брови и  продолжаю молчать. А она, как ни в чем не бывало, продолжает тараторить:

-Кажется, у тебя  сыновей не было. Ну, как твои девочки, обе замужем?
Скрепя сердце, киваю - неприлично  дальше не отвечать. Постепенно она у меня, несмотря на насупленный вид, выпытывает, что обе замужем, что у них дети, что двигаются по карьерной лестнице вверх...

Думала, что замолчит, если  сама не буду задавать подобные вопросы ей.
 
Но нет же, продолжает:
 -Ты одна живешь?

-Да!

-А где твой муж?

-Умер! - Смотрю на нее с гневом.

В моей душе бурлит  такая волна возмущения и презрения к ней, что отодвигаюсь потихоньку от нее. Но,кажется, у  нее еще не все вопросы исчерпаны:

-Я хотела тебе пожаловаться на твоего брата.

-?!.. - Кажется, сегодня день удивлений. - Какого? У меня их четверо.

-На Мишу. Он, когда работал следователем, приезжал в совхоз, и там, за столом, рассказал всем о моей истории.

Изумившись - сама заговорила о теме, которая меня всегда интересовала,-  я осторожно произношу:
-Как - рассказал? Разве он тебя знает? Ведь он  тогда служил  в армии и в том районе, где мы с тобой жили, его не  могло быть!

-Нет, мне передали, как он спросил, увидев меня в совхозе: «А что она здесь делает? прячется?». Я все не могла набраться смелости и спросить у него при встречах, зачем он так поступил? Что я ему сделала?

Я в замешательстве. Кажется, она не понимает, какое преступление совершила, и что оно могло вызывать отрицательную реакцию у всех нормальных людей!

-Но, Таня, он не может тебя знать!

-Нет, он даже моего мужа, Валеру, знает. И Валера тоже  обиделся на него!

Ну, раз и Валера обиделся!  Я молча перевариваю это сообщение. Потом, со страхом, решаюсь спросить:

-Ты не обидишься, если задам вопрос…  По той истории… -  В конце концов, она сама ее затронула. И с такой легкостью, как будто она мышку поймала в мышеловку, а не живого ребенка закопала!

-Да?

-Скажи, почему  ты это сделала? Я не могла долго поверить, что мать может  поднять руку на своего ребенка. Объясни мне, пожалуйста…

-Да там все не так было, как раздули… Ну, слушай, раз тебе интересно: к тому времени, как это случилось, я  уже ушла от  пьющего мужа и жила на квартире с подругой. Нинкой.

-А я думала, что ты с семьей жила тогда…

-Нет, мы с ним  месяцев восемь уже не жили, хотя  проживали на одной улице. Поэтому люди и думали, что я с ними - ведь  мы жили в тупике, и никто не знал, что там творится... Сын-то остался с ними, а у меня потекла вольная жизнь. Начала встречаться с одним мужиком. Ну, и залетела, но не сразу заметила беременность. А когда спохватилась, поздно было делать аборт. Гинеколог отказался... Я была в отчаянии - в селе, сама понимаешь, как без мужа рожать! Ну, Нинка  и повела  к знакомой бабке-знахарке, которой упала  в ноги:"Помоги!"

 Ну, та и помогла... Только мы доплелись до дома, как началось кровотечение: срок-то уже шесть месяцев с лишком был! Нинка испугалась и вызвала «скорую». По глупости растрепала, что начались роды... Пока "скорая" ехала, ребенок и родился. Девочка... Она... не подавала признаков жизни... Ну, мы и подумали, что она мертвая и сразу закопали за туалетом... Торопились, чтоб успеть до приезда «скорой»... Надеялись, что никто ничего не узнает... Честно признаюсь, мне не хотелось, чтобы стало известно о том, что я была беременна. Но не тут-то было!

Фельдшер «скорой», осмотрев меня, пристал,как с ножом к горлу:
-Где ребенок?

Я попыталась соврать:
-Это был выкидыш… Она недоношенная… Шестимесячная… Она не дышала!

-Где ребе-е-е-нок?! -  продолжал он орать. На него страшно было смотреть. Вопил, как будто я избавилась от его ребенка!

- У тебя прошли нормальные роды! Ребенок должен быть нормальным. Где он?.. -
Кажется,дай ему воли и он меня убьет! И чего взбеленился?!
Я сдалась.

-Нина,покажи,- выдохнула я.

От страха и боли я уже ничего не хотела. Я ослабела.  Они  бросились во двор: Нинка впереди, фельдшер  за ней. Через минуту Нинка вернулась с вопросом, куда  это я дела лопату. Как будто я помнила! Махнула рукой: "Ищи во дворе!"... И начался для меня  ад - откопанный ребенок оказался живым... - Помолчала. Потом задумчиво проронила: - Думаю, что она дышала через пуповину…
 
Господи!Что это? Нотки сожаления? У меня волосы стали подниматься... Или мне показалось?..

Таня помолчала  минуту, уйдя в себя. Но медленно  продолжила:
 - Нас с  младенцем погрузили в «скорую»  и отвезли в больницу. До этого ее привели в порядок... - В ее голосе явственно послышалось удивление живучестью ребенка. Смешанное с сожалением. Значит, я не ошиблась... - Меня  тоже сутки продержали в больнице. - Врач-гинеколог, Антонина Петровна, ты ее помнишь? все время меня допрашивала, что за бабка  вызывала у меня роды… Но я же не могла  ту знахарку   выдать? Она  ведь  помочь хотела мне!.. Тогда Антонина Петровна разозлилась и позвонила в  милицию … А там и суд - на четыре года! - После короткого молчания: - Но я реально отсидела год.- В  ее голосе прорвались довольные нотки: - Потом  была на поселении еще столько же... Освободилась и вышла замуж за  теперешнего мужа... У нас два мальчика. Уже, правда, взрослые...

Я порывалась задать вопрос, знают ли они, что их мать сотворила, но удержалась. Вместо этого задала другой:

-А твоя дочь? Малышка?.. Она жива?.. - Меня охватило нетерпение. Ведь это самый главный вопрос, который волновал  меня с тех самых пор, как узнала про этот вопиющий, чудовищный случай.

-Живее всех живых!.. Оказалась живучей!.. - в ее голосе опять давнее удивление. - Вообще, дети все  живучие, ты же знаешь!

У меня об этом другое мнение. Но я обрадовалась:

-Так она с тобой? Ты ее вернула?

-Нет, конечно! Меня же сразу  заставили написать на нее отказ! А пока я отбывала срок, ее удочерили… - Помолчала и неохотно сказала: - Когда освободилась, попыталась ее вернуть. Но новые родители меня и на пушечный выстрел  не подпустили к ней...

Почему же я ей не поверила?  Я промолчала. Но меня все-таки  не оставлял вопрос – видела ли она  хоть раз свою единственную дочь или нет? Бог  ведь больше не дал ей девочек!

Она - с деланным оживлением:
-Конечно,видела!.. И мы с ней дружим! Она живет в городе,работает учительницей, замужем, имеет двоих детей.

О том, что эти дети - ее внуки, ни словом не обмолвилась. Так же,как ни разу не назвала имени дочери. Это насторожило меня еще больше - не поверила, что они «дружат». Наверняка, эти сведения почерпнуты ею  из  разных источников. А дочь попросту презирает ее и не признает!

Все же я не смогла скрыть  недоверия:
-А как ты нашла ее?

Оказалось, что она ее и не искала!

-Девочка нашла меня сама. Когда уже повзрослела и училась в университете. После смерти приемной матери...

Приближаясь к  своей остановке, Таня засуетилась и, уже направившись к выходу, произнесла:

-Ты Мише все-таки передай, какую он обиду мне нанес! Пришлось всем тогда соврать, что он меня перепутал с кем-то. Хорошо хоть, люди мне поверили! Чуть не испортил мне жизнь! Ведь там никто ничего не знает!

Потом, придерживая дверцу, оглянулась на меня и кинула небрежно:
-Вообще,я тебе не все рассказала!.. С самого начала  я не хотела этого ребенка…
Махнув рукой: - А-а, что теперь говорить!- исчезла с моих глаз. Очень надеюсь, что навсегда!