Я рисковал жизнью своей и ребят, выхода не было!

Владимир Сергеевич Мусатов
С юными самбистами и дзюдоистами я работал за свои деньги. Часто возил на соревнование на собственном автомобиле. Естественно, если бы попал  в аварию с ребятами, за их жизни и здоровье отвечал бы сам.
После этого случая перестал рисковать детьми и собой. Думаете это кого-то взволновало?
Четверке моих лучших юношей доверили защищать честь Челябинской области на чемпионате Уральского Федерального округа России по самбо.
Именно к этому я и стремился: попасть на большое красочное соревнование.
Я не планировал завоевать медали, один год работы с Черноколпаковым, Ивановым и Аптуковым и два года с Кузьмичевым не позволяли даже при удачном стечении обстоятельств надеяться на высокий результат, и все-таки интуиция мне подсказывала, Кузьмичев может подобное сделать.
Он прошел три круга, в двух схватках был близок к победе. Черноколпаков тоже прошел три круга, выиграл одну схватку, две проиграл с незначительным преимуществом противников.
Кузьмичеву победить просто не дали. Он еще не известен, как другие, а его тренера Владимира Мусатова уже не знает молодая тренерская среда, хотя пришедшие на соревнования ветераны самбо вспомнили.
— Ну, ты посмотри какой огурец, скоро 70, а он… Да не может быть! За свой счет привез четверых неплохих самбистов, узнаю Владимира Мусатова, — твердил мастер спорта Пронин.
—Как там поживает Тимшин, вот была машина, ну точно почти как я!— cкороговоркой выстреливал экс-чемпион СССР Геннадий Ившин, — а где сейчас этот твой дьявол, Комаров, вот сатана в Баку всех задушил кроме меня.
— Да ты же секунды на месте не стоял, чертова челябинская ракета, всех опережал своими бросками через спину с колен.
— Володя, я как сейчас вижу, летит Брюханов чисто с твоего подхвата в 1967 году. Все обалдели, суровый Брюханов и вдруг повержен, да как. Слушай, я после этого стал осваивать твой подхват!— перехватил инициативу мастер спорта Никишин.
Жаркие были схватки. Есть что вспомнить, ну да полноте, ветераны, нам пора ехать, мы здесь боролись с колес, я с пяти утра на ногах, скоро полночь, сейчас поедем обратно.
— Счастливо доехать, не расстраивайся, хорошие у тебя парни. А если учесть стаж, неплохо поборолись.
Выехали. Челябинск светится уличными фонарями, я похвалил ребят за стойкость, все развеселились, даже Женя Иванов, получивший травму от сильного соперника. Закончился Челябинск, и мы провалились в темноту. Бросил взгляд на приборы, стрелка зарядки аккумулятора заваливалась влево, я немедленно вырубил свет.
Остановил автомобиль, потрогал ремень генератора, натяжение нормальное. Значит с генератором что-то неладное, нет зарядки. Аккумулятор новый «Зубр», если буду ехать без света, может и дотяну до КПП. Мысли неслись вскачь, впереди сотня километров.
Подождал попутную машину, погнал за ней, дорогу видно, держался недолго, ушел поводырь вперед, и я сразу ослеп. Поехал наугад, в голову лезли неприятные мысли, как бы не сосокочить с дороги. Сзади засверкали лучи фар нагонявшего авто. Необходимо зацепиться и не отпускать.
Машина шла со скоростью более 90 километров, я ринулся за ней.
— Что за дьявольщина! Бояться они меня что ли, и этот опять уходит?!
Я рисковал, держался, пока скорость не перевалила за 120. Нет, опасно, у меня четверо ребят, я за них отвечаю, пришлось сбросить газ. Меня же никто не командировал, сказали, хочешь езжай, твое дело.
Включил приборы, стрелка иногда выходит из критической зоны, хоть чуть-чуть, но это поддержка моему аккумулятору, быстро выключил.
Еду и иногда, включив фары на долю секунды, освещаю дорогу. Хорошо, что знаю все повороты, несколько раз попадаю на обочину, чувствую по шуршанию шин.
Машин нет, а так нужно. Наконец, удача, меня обогнал грузовик, ну теперь будет легче. Однако вскоре он свернул, снова я в кромешной тьме.
Ребята затихли, напряженно всматриваются в темноту, иногда подсказывают направление. Время, кажется, остановилось, а мы несемся с приличной скоростью. Только бы не попалось какое-нибудь препятствие или стоящая на дороге неосвещенная машина.
Прошли мост через реку Теча, это всего лишь половина пути. Напряжение нарастает, вспомнил долгие часы ночных путешествий с опасностями. Однако тогда я был молод.
Утомляло сознание ответственности за чужих детей, нужно собраться, остановился. Сделали мощную зарядку, больше всего я растягивал ноги. От натянутых, как струна, сухожилий идет мощный поток импульсов в голову.
Если бы не было этого безумно трудного дня! Теперь понимаю, почему не выдержало сердце брата на соревнованиях в Таллине.
И все-таки я другой, за долгую жизнь ни одной рюмки водки, ни одной кружки пива, строгий режим тренировок и отдыха, эмоциональные разгрузки под влиянием музыки и танцев. Нет, я должен выдержать, только в будущем так рисковать не следует.
Повторяю: «Доеду, только нужно расслабиться и вновь собраться. Слишком велика ответственность, если остановлюсь, могут простудиться ребята, на улице зима». Делаю жесткие быстрые напряжения мышц и тут же отпускаю, волнообразно сокращаю мышцы живота, делаю затянутые плавные выдохи.
Вспомнил скалу Бектау-Ата, мрачное небо, низвергающее потоки дождя и града. Прошел тогда по водопаду, не остановился. Дойду, я по жизни счастливый, так сказал батюшка, крестивший меня во время войны.
— Я крещен, я стоял в купели…
Ну, вот все хорошо, вспомнил первую строчку своего стиха. Подошли к повороту на Куяш, теперь дорога под уклон. Случись что, до Куяша можно машину довести на руках, все ребята выносливые, все нормально.
Напряжение спало, теперь мы почти дома. До КПП дошел без тяжелых навязчивых мыслей.
Потрясающе, автомобиль заглох, когда въехали на КПП.
Вытолкнув автомобиль, разогнали его, я врубил скорость и мотор заработал с перебоями, чувствую, пашет на трех цилиндрах. Развозить по домам никого не стал, доехали до гаража, втолкнули машину внутрь, и все весело заговорили.
— Владимир Сергеевич, ну вы..!
Черноколпаков сказал что-то очень приятное.
— Пока ребята, мне с Женей Ивановым в одну сторону, провожу его, предстоит ответ держать перед родителями за полученную травму. Однако главное, что вы дома.
Я любил их, мне казалось, что они самые симпатичные. Но так оно и было, посмотрите на фото!