1. Египетское рабство
После переселения Иакова в Египет прошло более ста лет. К этому времени умерли Иосиф и все его братья, но их потомки расплодились, размножились, возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля египетская. В то время стал править в Египте новый фараон, который не знал и не помнил Иосифа. Он сказал египтянам: «Посмотрите, как умножились евреи! Воистину, великий народ живет с нами на нашей земле. И народ этот многочисленнее и сильнее нас. Должны мы сделать так, чтоб евреи больше не размножались. Иначе, когда случится война, они соединятся с нашими неприятелями и вооружатся против нас».
Желая извести всех евреев, фараон заставил их выполнять тяжелые изнурительные работы и велел не давать им ни дня отдыха. Ради этого он поставил над израильтянами суровых начальников, которые с великой жестокостью принуждали несчастных к работе и делали их жизнь весьма горькой. Евреи трудились утра до вечера: месили глину и лепили из нее кирпичи для строительства египетских городов. Однако, не смотря на все тяготы, еврейский народ продолжал умножатся, так как Господь не оставлял о нем своей заботы. Тогда фараон повелел египтянам: «Всякого рожденного у евреев сына бросайте на погибель в реку, а дочерей не трогайте - пусть живут».
2. Жизнь Моисея до призвания
Одна еврейка из колена Левина родила сына и три месяца скрывала его от египтян. По прошествии трех месяцев, она взяла корзину из тростника, осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А дочь ее издали наблюдала за тем, что будет дальше с новорожденным. Вскоре к реке пришла дочь фараона. Она стала мыться, увидела корзину в тростнике и послала прислужницу взять ее. Та принесла корзину и открыла. Дочь фараона увидела плачущего ребенка, сжалилась над ним и сказала: «Это из еврейских детей». Тут девочка, сестра его, подбежала и предложила: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреек, чтобы она вскормила тебе младенца?» Дочь фараона сказала: «Сходи». Девочка сбегала и привела свою мать. Дочь фараона велела ей: «Возьми этого младенца и вскорми его для меня, а я буду платить тебе». Женщина взяла своего сына и выкормила его. Потом она привела его к дочери фараона, и он стал жить у нее вместо сына. Назвали мальчика Моисеем, что означает: «вынутый из воды».
Моисей возмужал во дворце фараона, не испытывая ни нужды, ни притеснений, от которых страдал весь еврейский народ. Но однажды он увидел египтянина, который бил еврея. Моисей разгневался и убил египтянина, а тело его закопал в песок. Ему казалось, что никто не видел того, что он сделал. Но на другой день, когда он стал разнимать дерущихся евреев, один из них сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты думаешь убить меня, как убил вчера египтянина?» Моисей, услышав это, испугался. Он понял: его преступление открылось! И действительно, вскоре фараон узнал, что Моисей убил египтянина, и захотел его казнить. Моисею пришлось спешно спасаться бегством. Он покинул Египет и укрылся в земле мадиамской, которая располагалась на юге Синайского полуострова, к западу от горы Хорив.
Среди мадианитян жил священник по имени Рагуил. У него было семь дочерей. Однажды девушки пасли овец и пришли к колодцу, чтобы напоить свое стадо. Окрестные пастухи стали обижать их. Моисей был поблизости и защитил дочерей Рагуила, а после начерпал воды и напоил их овец. Когда девушки вернулись к отцу, тот спросил: «Что вы так скоро пришли сегодня?» Они отвечали: «Какой-то египтянин защитил нас от пастухов, а потом начерпал воды и напоил наших овец. Оттого-то мы и обернулись так скоро». Рагуил сказал: «Где этот человек? Почему вы не привели его с собой и не пригласили погостить у нас? Ведь он сделал вам добро». Он велел разыскать Моисея и привести к себе в дом. Моисею понравилось жить у него. Он женился на дочери Рагуила Сепфоре и остался в мадимамской земле. Здесь родились у него два сына: Гирсам и Елиезер.
3. Как Господь вернул Моисея в Египет
Однажды Моисей пас в пустыне овец Рагуила и пришел к горе Хорив. Тут в пламени огня посреди тернового куста ему явился ангел Господень. Моисей увидел, что терновый куст горит, но не сгорает и подошел поближе, желая взглянуть на это чудо. В это время Бог позвал его из глубины пламени: «Моисей! Моисей!» Тот отвечал: «Вот я, Господи!» И сказал ему Господь: «Я Бог предков твоих Авраама, Исаака и Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и иду избавить его от гнета. Я выведу сынов Израиля в землю ханаанскую, которую обещал отдать им в вечное владение. Пойди к фараону, царю египетскому, и скажи ему: ”Господь, Бог евреев, призвал нас. Отпусти нас в пустыню на три дня пути, чтобы мы могли принести жертву Господу, Богу нашему”. Фараон будет чинить вам препятствия, но в конце концов согласиться, и таким образом, Я выведу Мой народ из земли египетской».
Моисей смутился и испугался, услышав повеление Господа. Он сказал: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: ”Бог отцов наших послал меня к вам”. А они спросят: ”Как Ему имя?” Что я им отвечу?» Бог сказал: «Я есть Сущий – Яхве! Так и передай сынам Израилевым: ”Яхве послал меня к вам! Бог отцов ваших: Бог Адама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам!”» - «А если они не поверят мне? - спросил Моисей. - Я скажу им: ”Вот, было ко мне слово Господне, слушайтесь меня!” Они же начнут допытываться: ”Чем ты докажешь, что Бог через тебя провозглашает Свою волю?” Как мне тогда быть?» Господь сказал Моисею: «Что это у тебя в руке?» Он отвечал: «Жезл». Господь повелел: «Брось его на землю». Моисей бросил жезл и превратился жезл в живого змея. А Господь сказал: «Протяни руку и возьми змея за хвост». Моисей сделал так, и змей обратился опять в жезл. И еще повелел Господь: «Положи руку твою к себе в пазуху». Моисей послушался и увидел, что рука его побелела как снег от проказы. Моисей убрал руку обратно в пазуху и исчезла проказа, а рука стала такой, как раньше. Господь сказал: «Если не поверят тебе евреи на слово, то покажи им чудеса, которым Я научил тебя: чудо с жезлом и чудо с рукой. Если же не поверят и этому, то возьми воды из реки и вылей ее на сушу; и вода, взятая из реки, на суше обратиться в кровь».
Так провозгласил Господь, но Моисей стал молить Его: «Боже! Я не гожусь для такого подвига! Я человек косноязычный и не речистый. Пошли вместо меня другого, кого можешь послать». Но Господь отвечал ему: «Разве нет у тебя брата Аарона? Он человек видный собой и красноречивый. Когда подойдешь к земле египетской, он выйдет к тебе навстречу, обрадуется и станет во всем тебе помогать. Ты будешь говорить ему, то что услышишь от Меня, а он будет обращаться к народу. Он будет твоими устами, ты же будешь ему вместо Бога».
И отошел Господь от Моисея, а Моисей вернулся к тестю своему Рагуилу и сказал: «Пойду, возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они». Рагуил отвечал: «Иди с миром». Моисей взял жену и сыновей, посадил их на ослов и отправился в египетскую землю. Когда он уже был у границ страны, Господь сказал Аарону: «Пойди навстречу Моисею в пустыню». Тот пошел и встретился с ним. Братья поцеловались и очень радовались тому, что опять увиделись после многолетней разлуки. Моисей пересказал Аарону все слова Господа, которые услышал на горе Хорив. Аарон привел его в Египет, собрал старейшин израильских и поведал им обо всем, что говорил Господь Моисею. Вслед затем Моисей сделал перед народом знамения, которым научил его Бог. Евреи поняли, что Моисей послан к ним Господом, чтобы освободить их от страданий, и это наполнило их сердца великим ликованием.
4. Как Моисей принудил фараона отпустить израильтян из Египта
Моисей и Аарон пошли к фараону, царю египетскому, и сказали ему: «Господь, Бог евреев, говорит тебе: “Отпусти народ Мой, что бы он мог совершить в пустыне праздник в Мою честь“». Но фараон спросил: «Кто такой Господь, что бы я слушался Его? Я не знаю никакого Господа и евреев не отпущу». Он отослал от себя Моисея с Аароном и в тот же день дал приказ начальникам, надзирающим за работой: «Евреи – праздный народ, от того они и кричат: “Пойдем, принесем жертвы Богу нашему!“ Дайте им побольше работы, чтобы они работали и не занимались пустыми речами.
Впредь не снабжайте их соломой для кирпичей. Пусть сами собирают солому, а кирпичей прикажите делать столько же, сколько раньше». Евреи, когда им сообщили указ фараона, разошлись по всей земле собирать солому, оставшуюся на корню после жатвы. Но, не смотря на все старания, они не поспевали выполнять свой урок в срок. Египтяне били их за это и наказывали, так что стала жизнь евреев в Египте невыносимее прежнего.
Моисей и Аарон пошли к фараону, чтобы принудить его изменить свое решение, и показали знамение, которому их научил Господь. Аарон бросил свой жезл перед фараоном и обратился жезл в змея живого. Но Господь ожесточил сердце фараона. Тот позвал кудесников, живших в его дворце, и кудесники сделали тоже со своими жезлами. И опять не пожелал фараон отпустить евреев. Однако Моисей и Аарон вновь и вновь являлись к нему.
И стал Господь поражать египетскую землю Своими казнями, так что каждая следующая казнь была страшнее предыдущей. В первый раз Ааарон ударил по речной воде жезлом, и вся вода в Ниле превратилась в кровь. Рыба в реке вымерла, а вода стала источать зловонье. Египтяне не могли пить из Нила; и была кровь по всей земле египетской. Во второй раз Аарон протянул свою руку с жезлом, и вышли из всех рек египетских жабы и покрыли ее от края до края. И вошли жабы в дома египтян, и в спальни их, и в постели их. Находили египтяне жаб в своих печах и в своей посуде, и не было от них спасения нигде и никому. В третий раз Аарон, по слову Моисея, ударил жезлом в землю, и появилось бесчисленное множество мошек. И нельзя было укрыться от мошек ни людям, ни скоту, так как они были повсюду. В четвертый раз Господь послал на землю египетскую множество песьих мух. Мухи жалили людей и скот, египтяне тяжко страдали от них, но фараон никак не хотел отпускать евреев, и упорствовал, не слушая слов Моисея.
Затем Господь послал заразную болезнь на всю скотину египтян, и умерло у египтян множество коней, ослов, верблюдов, волов и овец. А скот евреев остался невредим. В следующий раз Моисей, по слову Господнему, взял из печи горсть пепла и бросил его в небо на глазахфараона. И поднялась по всей египетской земле едкая пыль. От этой пыли у египтян начались воспаления с нарывами. И не мог никто устоять перед этой пылью, даже на волшебниках фараона были нарывы. Египтяне тяжко страдали и просили освободить их от мук, но Господь ожесточил сердце фараона и тот упорствовал, удерживая евреев в своей земле и тем самым усиливая муки своего народа. В следующий раз Господь наслал на Египет град, такой крупный, что он побил всю траву и все деревья, и скот, и людей, которые вышли в поле. Лишь в земле Гесем, где жили евреи, не было града. Когда и эта казнь не заставила сердце фараона смягчиться, Моисей протянул руку, и напала на землю египетскую саранча. Она поела всю траву и все плоды древесные, так что не осталось никакой зелени ни на деревьях, ни на полях. Вслед затем Моисей протянул руку к небу, и погрузилась вся египетская земля в густую тьму. Ничего не было видно вокруг в течение трех дней, только у сынов Израилевых оставался свет в их жилищах.
Таковы были первые девять казней египетских. И сказал Господь Моисею: «Вот, последняя казнь, которой Я поражу египтян. В полночь Я пройду посреди Египта, и умрут у египтян все старшие сыновья: от старшего сына фараона, сидящего на престоле, до старшего сына рабыни. У сынов же Израилевых не умрет никто, чтобы все знали, какое различие делаю Я между египтянами и евреями. Евреи не должны ложиться в свои постели, а должны они быть одеты и обуты и с посохами в руках, ибо в эту ночь Я выведу их из земли египетской. Пусть каждая семья зарежет ягненка годовалого и испечет его на огне. Кровью ягненка пусть помажет косяки и перекладины своих дверей. По этому знаку Я смогу отличить евреев от египтян. Я пройду мимо тех дверей, где кровь, и не поражу казнью никого из Моего народа. А испеченное мясо надо съесть с пресным хлебом и горькими травами в ночь перед самым выходом. Это – Пасха Господня. Отныне каждый год Я повелеваю отмечать этот день как праздник, в память о том как Я прошел мимо домов Израилевых в Египте, когда поражал египтян».
Моисей созвал старейшин Израилевых и передал им слово Господне, и сделано было все, как повелел Бог. В полночь Господь поразил старших сыновей во всех семьях египетских, и умерли они все от сына фараона, сидевшего на престоле, до сына узника, заключенного в темнице. И вскочили ночью фараон, и все рабы его, и весь Египет; и был великий вопль по всей земле египетской, ибо не оказалось ни одного дома, где бы не было мертвеца. Фараон призвал Моисея с Аароном и сказал им: «Встаньте и идите из моей страны - совершите служение Господу Богу вашему и благословите меня».
В ту же ночь сыновья Израилевы вышли из Египта, пробыв там двести пятнадцать лет. И было их неисчислимое множество: только мужчин оказалось шестьсот тысяч, а кроме того были еще женщины и дети, и рабы, а также весь их крупный и мелкий скот.
5. Бегстве израильтян из Египта через море
Господь шел впереди евреев, указывая им дорогу. Днем Он шел в облачном столбе, а ночью в столбе огненном, светя им, чтобы они могли идти за Ним не останавливаясь. Двигаясь так, евреи вскоре вышли к берегу Красного моря. А тем временем фараона известили, что еврейский народ бежал из Египта и не вернулся через три дня, как ему было велено. Египтяне стали говорить друг другу: «Что это мы сделали? Зачем отпустили мы евреев и даром лишились стольких рабов? Кто теперь будет работать на нас?» Фараон поспешно взошел на колесницу и двинулся в погоню. Вместе с ним было много египтян и шестьсот отборных колесниц. Египтяне погнались за евреями и настигли их на берегу Красного моря.
Заметив погоню, евреи ужаснулись и стали проклинать Моисея, говоря: «Зачем мы послушались тебя? Лучше было нам оставаться рабами в Египте, чем идти за тобой в пустыню. Должны мы теперь умереть, ибо ждет нас неминуемый конец - позади нас египтяне, а впереди море». Моисей стал молить Господа о помощи. И сказал Господь: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли вперед, а ты подними жезл твой, протяни руку к морю и раздели его. И пройдут сыны Израилевы среди моря, как по суше». Моисей простер руку на море, как научил его Господь. В тот же миг подул сильный восточный ветер. Всю ночь он дул над морем и отогнал воду, так что обнажилось дно и стало море сушею. Сыны Израилевы прошли среди моря по его дну, а египтяне погнались за ними. Едва евреи вышли на другой берег, Моисей вновь простер руку над морем, и к утру вода возвратилась на свое место. Прибывая, она потопила египтян, вошедших в море вслед за фараоном, и погубила их всех до последнего человека.
6. Бедствия израильтян на пути к горе Синай
Перейдя через Красное море, евреи вступили в пустыню Сур на Синайском полуострове; и шли по ней три дня, изнемогая от жажды. Наконец они добрались до местности, которая называлась Мерру (то есть, «Горечь»). Там располагалось несколько источников, но их вода из-за сильной горечи оказалась непригодной для питья. И начал народ роптать на Моисея, говоря: «На погибель вывел нас этот человек из Египта, ибо нечего нам пить и должны мы умереть от жажды». Моисей стал молить Господа о помощи, а Тот указал ему на некое дерево. Моисей бросил его в воду, и вода сделалась сладкой, так что все могли ее пить.
Беглецы двинулись дальше и пришли в каменистую пустыню Син. И не было здесь еды для такого большого количества народа, так что начался сильный голод. Евреи вновь стали роптать на Моисея и Аарона, говоря: «Почему вы не дали нам умереть в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта? Для чего вы вывели нас в пустыню и теперь морите голодом?» Господь сказал Моисею: «Я услышал ропот сынов Израилевых; так скажи им, что вечером они будут есть мясо, а наутро насытятся хлебом». И в самом деле, вечером показалась огромная стая перепелов. Птицы, сильно утомленные полетом, сели прямо посреди израильского стана. Евреи наловили множество перепелов, приготовили их и наелись досыта. А поутру они увидели на поверхности пустыни нечто мелкое, как крупа или иней на земле. Никто из них не знал, что это такое. Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Собирайте его столько, сколько каждый сможет съесть за один день». Евреи сделали, как он велел – все собирали ниспосланную Богом пищу и ели, и дано было ей название: манна. Вкус у нее был как у лепешки с медом.
Выйдя из пустыни Син, путники расположились станом в Рефидиме. Тут опять не оказалось воды. Евреи стали укорять Моисея и говорить ему: «Зачем ты вывел нас из Египта? Чтобы уморить жаждою нас, наших детей и наши стада? Дай нам воды!» Моисей обратился к Господу и сказал: «Что мне делать с этим народом? Еще немного – и побьют меня камнями». Господь отвечал Моисею: «Пройди по стану и позови с собой некоторых из старейшин израильских. Потом ступай вместе с ними к скале в Хориве. Там ударишь ты жезлом в скалу, и пойдет из нее вода». Моисей сделал все по слову Господнему и добыл воду на глазах израильских старейшин.
Едва евреи избавились от одной беды, как пришла другая: их стану в Рефидиме стало грозить воинственное племя амаликитян (народ этот был не совсем чужд израильтянам: он происходил от Амалика – внука Исава, старшего брата Иакова). Моисей призвал к себе искусного военачальника Иисуса, сына Навина из колена Евфремова, и сказал ему: «Выбери сильных мужей, а потом встань во главе них и сразись с амаликитянами». Когда началась битва, Моисей поднялся на вершину холма вместе со старцами Аароном и Ором и молился тут Господу. И пока Моисей поднимал свои руки, одолевали израильтяне, а как только руки его падали от усталости, вверх брали амаликитяне. Видя это, Моисей опустился на камень, Аарон и Ор встали по бокам от него и поддерживали его руки, один с одной, а другой с противоположной стороны. И были руки Моисея подняты до самого захода солнца, а вечером Иисус Навин сокрушил амаликитян и совершенно победил их.
7. Как израильтяне заключили завет с Господом Богом
Спустя три месяца после выхода из Египта евреи достигли Синайской пустыни и устроили стан против горы Синай. Моисей взошел к Богу на гору и Господь сказал ему: «Возвести сынам Израилевым: ”Вы видели, что я сделал египтянам и как Я принес вас к себе. Итак, если вы будете слушаться Меня и соблюдать законы, которые Я вам дам, то будете у Меня превыше всех народов. Ибо Моя вся земля, и Я сделаю из вас царство священников и народ святой”».
Моисей спустился с горы и передал евреям слова Господа. Весь народ отвечал единогласно: «Все, что сказал Господь исполним и будем во всем послушны Ему». Моисей донес Господу слова народа, а Тот сказал ему: «Я приду к тебе в густом облаке, чтобы народ слышал, как Я буду говорить с тобой и поверил тебе навсегда». Через три дня народ Израильский по повелению Моисея приблизился к подошве Синая. Вершина горы дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне, и вся она сильно колебалась. Из густого облака над горой раздался громкий трубный звук. И вот, на глазах у всего народа, Моисей обращался к Богу с вопросами, а Господь отвечал ему голосом.
Потом Моисей, повинуясь слову Господню, вновь взошел наверх, в облако. Прежде всего Бог изрек ему десять важнейших заповедей, в которых было точно определено, что должен и чего не должен делать человек. Господь сказал Моисею: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов кроме Меня! Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, что в водах под землей; не кланяйся и не служи им. Не произноси имени Бога твоего напрасно. Чти субботу! Шесть дней в неделю работай и совершай в них все твои дела, а седьмой день, субботний, посвящай Господу Богу твоему. Почитай отца своего и мать свою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не воруй. Не произноси на другого ложного свидетельства. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему». Кроме этих заповедей Господь дал Моисею другие законы, разъясняющие и дополняющие их. По ним отныне должны были жить все израильтяне. Ему также даны были подробные наставления о том, как следует совершать богослужение.
Моисей спустился к народу и пересказал все слова Господни и все законы. Израильтяне сказали в один голос: «Что повелел нам Бог, то и сделаем и будем послушны». Моисей поставил под горой жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых, принес жертвы, а потом окропил народ жертвенной кровью в ознаменование завета, который тот заключил с Богом. Отныне Израиль стал избранным народом Яхве: он обязался всецело посвятить себя служению Богу и не знать помимо Него других богов.
8. О золотом тельце и скинии
Моисей вновь поднялся на гору и пробыл на вершине Синая сорок дней и сорок ночей, выслушивая наставления Божии. В заключении Бог дал Моисею две каменные доски – скрижали, на которых сверхъестественным образом были записаны все Его откровения.
Между тем, народ увидел, что Моисей долго не возвращается, собрался к Аарону и сказа ему: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, так как мы не знаем, что сделалось с Моисеем». Аарон отвечал: «Выньте золотые серьги из ушей ваших жен и ваших дочерей и принесите их мне». Еврейки собрали свои серьги и отдали Аарону, а он отлил из них золотого тельца. Народ обрадовался и сказал: «Вот он наш Бог, который вывел нас из земли египетской». На другой день евреи принесли тельцу жертвы, а потом стали есть, пить и играть перед ним.
Господь сказал Моисею: «Слишком скоро уклонился твой народ от того пути, который Я ему заповедал! Оставь же Меня, да воспламениться гнев Мой на них! Я истреблю их до последнего человека, а потом произведу новый народ от тебя!» Но Моисей стал умолять Господа не делать этого и сказал: «Да не воспламенится Твой гнев на народ, который вывел Ты из земли египетской, чтобы египтяне не говорили: ”На погибель вывел Он евреев из нашей страны, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли”. Вспомни, как Ты клялся Аврааму, Исааку и Иакову, что умножишь их потомство и будет оно без счета, как морской песок!» Этими речами Моисей смягчил гнев Божий, и отменил Господь ту кару, о которой говорил перед этим.
Моисей же поспешно спустился с горы, увидел тельца и веселящийся вокруг народ. В гневе он кинул на землю скрижали и разбил их. Потом он схватил тельца, которого сделали израильтяне, сжег его в огне, растер пепел в прах и рассыпал над водою. Расправившись таким образом с идолом, Моисей встал в воротах стана и сказал: «Кто Господень, иди ко мне!» Тотчас сбежались к нему все юноши из колена Левия. Моисей велел им: «Возьмите каждый меч свой, пройдите по стану от ворот до ворот и убивайте всех, кто только вам попадется!» И было перебито по слову Моисея три тысячи человек. На другой день, поднявшись на гору, Моисей и сказал Господу: «Народ Твой сделал великий грех, отлив себе золотого идола, но он раскаивается в содеянном. Боже, прости им их прегрешение, а если это невозможно, тогда изгладь и меня из книги живущих, в которую Ты вписал!» Господь отвечал Моисею: «Пусть нынче все остается как есть, но того, кто еще раз согрешит предо Мною, изглажу из книги Моей!» Он велел Моисею вытесать две новые скрижали взамен разбитых и вновь начертал на них Свои заповеди.
Спустившись с горы, Моисей организовал жизнь народа по тем законам, которые дал ему Бог. Прежде всего, по слову Моисея, евреи устроили храм Божий в виде шатра, где отныне должно было совершаться служение Господу. Этот переносной храм именовался у них скинией. Она была сделана из дорогих тканей, привешенных к столбам и имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Во дворе собирался для молитвы народ. Здесь находился жертвенник, на котором приносились жертвы, и стояла медная умывальница. В святилище нельзя было входить никому кроме священников. Здесь находился золотой стол с двенадцатью хлебами, золотой светильник с семью лампадами и алтарь, на котором священник воскурял фимиам. В святая святых, которое отделялось от святилища завесой, мог вступать лишь один первосвященник. Здесь располагалась самая главная святыня – ковчег завета – большой ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом. В нем хранились две скрижали завета с десятью заповедями. Первосвященником Господь провозгласил Аарона, а священниками стали его сыновья. Для всех них Господь повелел изготовить особые одежды.
Как только все было готово, облако покрыло скинию, и слава Господня наполнила ее. В последующем, когда облако поднималось от скинии, евреи отправлялись в путь, а когда не поднималось - оставались на месте. Моисей больше не всходил на гору, чтобы беседовать с Богом, но приходил для этого в скинию. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, точно так же, как друг говорит с другом, а потом Моисей через Аарона провозглашал народу Его волю.
9. Возмущение израильтян против Моисея
Когда миновал год с того времени, как евреи покинули Египет, облако поднялось от скинии, и народ двинулся от горы Синай в пустыню Фаран, располагавшуюся у границ Ханаана. Здесь Господь сказал Моисею: «Избери по одному человеку от каждого колена Израилева и пошли их вперед, чтобы они осмотрели землю ханаанскую, которую Я даю вам». Моисей сделал по слову Господнему и велел избранным: «Пойдите в эту страну и выясните, какова там земля – хорошая или худая, и силен ли народ, живущий в ней, и какие укрепления в городах той земли, узнайте обо всем и расскажите нам».
Они пошли и осмотрели всю землю ханаанскую от пустыни Син до Хеврона, срезали там кисть винограда с ягодами, такую огромную, что ее могли нести только два человека, взяли также гранатов, смоквы и, высмотрев всю землю, возвратились через сорок дней в пустыню Фаран. Тут они показали Моисею, Аарону и всему обществу сынов Израилевых плоды ханаанской земли, которые принесли с собой и сказали: «Подлинно земля та богатая, прекрасная и плодородная, но народы, живущие в ней, очень сильны, а города их хорошо укреплены, поэтому нам никогда не одолеть их». Так говорили все, кроме Халева, сына Иефонниинова и Иисуса, сына Навина, которые успокаивали народ, говоря: «Пойдем и завладеем землей ханаанской, потому что нам по силам захватить ее».
Но евреи больше поверили тем, кто пугал их тяготами войны, а не Халеву и Иисусу. И плакала сыны Израилевы всю ночь, проклиная тот день, когда они покинули Египет и говорили друг другу: «О, если бы мы умерли в Египте или умерли в этой пустыне! Для чего Господь ведет нас в землю ханаанскую, где нам всем суждено погибнуть под мечами врагов? Жены наши и дети достанутся им в добычу. Так не лучше ли нам возвратиться в Египет?». И возгорелся гнев Господень. И сказал Бог Моисею: «До каких пор этот народ будет раздражать Меня и не верить Мне? Вижу Я теперь, что не те это люди, которые должны служить Мне. И вот, что Я сделаю: истреблю всех сынов Израилевых, кроме тебя, а от тебя произведу новый народ. И будешь ты родоначальником народа этого, так же как Авраам был родоначальником евреев». Но Моисей сказал Господу: «Если Ты сделаешь так, то будут говорить соседние народы: ”Господь не смог ввести народ еврейский в землю ханаанскую, хотя и обещал ему это. Потому и погубил народ Свой в пустыне!” Да будет Господь милостив к народу Своему и простит его грехи также, как прощал их до этого!»
Господь отвечал Моисею: «Прощаю этот народ по слову твоему. Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. До каких же пор этому злому обществу роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу! Так пойди же и скажи им: ”Все, кто видел славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и пустыне, но так и не уверовал в Меня, все, кто искушал Меня уже десять раз и не слушался голоса Моего, не увидят земли, которую Я обещал отдать их отцам!” Пойди и скажи им: ”Живу Я, - говорит Господь, - пусть будет все так, как вы сказали – как говорили вы друг другу, так и сделаю вам: все, сколько вас есть от двадцати лет и старше, не войдете в землю Обетованную, которую обещал Я вашим отцам. Никто из вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина, не войдет в землю ханаанскую. Только им и детям вашим, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, отдам Я землю, которую вы отвергли. А ваши трупы останутся в этой пустыне. Сорок лет будете вы кочевать по ней в наказание за ваши грехи, дабы вы знали, что значит быть оставленным Мною!” Пойди и скажи им: ”Я, Господь, так говорю и так сделаю со всем этим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне этой все они погибнут и перемрут!”»
Когда Моисей передал израильтянам волю Господа, народ сильно опечалился. А Корей, сын Ицгара, из колена Левина восстал против Моисея и с ним были двести пятьдесят именитых мужей. Они пришли к Моисею и сказали ему: «Ты и твой брат виноваты во всех наших бедах! Не желаем больше повиноваться вам! Кто избрал вас нашими священниками, кто сделал вас начальниками? Разве вам одним дано священство? Не вы одни святы, но все общество сынов Израилевых, ибо среди нас Господь». Моисей, услышав это, огорчился и отвечал Корею: «Пусть Сам Бог рассудит наш спор. Завтра встанем у скинии - я и брат мой перед всем народом израильским. И ты приходи вмести со своими людьми, и пусть каждый принесет свою кадильницу для того, чтобы воскурить Богу жертву. И пусть Господь решит, кто из нас Его и кто из нас свят, чтобы приблизить его к Себе. Кого Он изберет, того и приблизит к Себе».
На другой день все евреи собрались у входа в скинию. Моисей сказал народу: «Пусть Господь рассудит нас, ибо все, сделанное мною, вершилось по Его воле, а не по моему произволу». Лишь только он сказал это, разверзлась земля и поглотила Корея, сына Ицгара, вместе со всеми его шатрами и имуществом, с его близкими и людьми. И вышел огонь Господень и истребил тех двести пятьдесят мужей, которые принесли свои курения. Видя это, народ израильский пришел в уныние. Люди возроптали и восстали против Моисея с Аароном, говоря: «Это вы погубили народ Господень!» А Господь сказал Моисею и Аарону: «Отойдите от этого общества, и Я погублю их всех в одно мгновение». По Его слову на сынов Израилевых нашел великий ужас, и они стали умирать на глазах друг друга, так как Господь начал их истребление. Моисей крикнул Аарону: «Принеси скорее жертву Господу и моли его простить народ израильский!» Аарон положил курение и заступился за народ. Он побежал в толпу с кадильницей в руках, встал между мертвыми и живыми и молил Господа о прощении. Лишь по его мольбе Господь прекратил истребление евреев. Всего же в этот день умерло от поражения пятнадцать тысяч человек.
10. Новые бедствия израильтян в пустыне
Евреи снялись с места, пришли в пустыню Син и остановились в обширном оазисе Кадесе. Воды в этом месте было мало, и народ вновь стал роптать на Моисея и Аарона: «Почему мы не умерли тогда, когда умирали перед Господом наши братья? Для чего вы вывели нас из Египта и привели в это негодное место, где нельзя сеять, где нет смоковниц, винограда и даже воды для питья?» Моисей с Аароном пошли к скинии и стали молиться за народ. Господь сказал Моисею: «Возьми свой жезл, скажи скале, и она даст тебе воду, чтобы ты мог напоить весь народ и его скот». Моисей собрал евреев, подвел их к скале и сказал в раздражении: «Послушайте, непокорные! Где я возьму для вас воду? Или вы хотите, чтобы я добыл ее из этой скалы?» Он дважды ударил жезлом, и хлынул из камня поток воды. И было ее так много, что с избытком хватало и для людей и для скота. Возмущение в народе улеглось, но Богу не понравились слова произнесенные пророком. Он сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, и не явили святость Мою перед народом, вы не введете израильтян в ту землю, которую я дам им. Сами, без вас, завоюют они ее, а вы умрете в пустыне».
Евреи прожили Кадесе тридцать восемь лет, пока не скончались все, вышедшие из Египта с Моисеем и не выросли их дети. По истечении этого срока, народ Израилев вновь тронулись в путь и добрался до горы Ор. Здесь умер Аарон, брат Моисея. Вместо отца первосвященником стал сын Аарона Елеазар. Евреи пошли дальше через пустыню к берегам Красного моря, и был путь их очень тяжел. От этого опять стал поносить народ Бога и Моисея, говоря: «Зачем вывели вы нас из Египта в пустыню? Ведь нету здесь ни хлеба, ни воды!» Господь разгневался на свой народ и наслал на него множество ядовитых змей и тем самым умножил его страдания. Змеи жалили евреев; многие из тех, что были укушены ими, умерли. Народ пришел к Моисею и сказал: «Согрешили мы тем, что говорили против Бога и тебя. Помолись Господу, чтобы он удалил змей» Моисей помолился Господу и попросил Его облегчить муки народа. Господь сказал Моисею: «Сделай медного змея и выстави его на видное место. Если ужалит змея какого-нибудь человека, то пусть взглянет он на змея, сделанного тобой, и тогда не умрет». Моисей отлил медного змея и выставил его на видное место. Сюда сбежались все укушенные змеями, и не умер из них никто.
11. Как израильтяне захватили заиорданские земли
От Красного моря израильтяне двинулись на север и вышли из пустыни в заиорданские земли. В ту пору здесь располагались два царства. В одном из них, со столицей в Есевоне, правил Сигон; в другом, со столицей в Едреи, – Ог. Первое из них населяли аммонитяне, второе – аморреи. Южнее, в пустынной области Моав, находилось царство моавитян, управляемое Валаком (аммонитяне и моавитяне считались родственниками израильтян; согласно традиции эти народы произошли от Моава и Бен-Амми – сыновей Авраамова племянника Лота). Моисей обошел владения моавитян и вывел израильский народ к пограничной реке Арнон, впадавшей с востока в Мертвое море. Отсюда он отправил послов к Сигону с мирными предложениями. Послы сказали царю: «Позволь нашему народу пройти через твои земли. Сыны Израилевы будут идти по дорогам, не заходя в сады и виноградники, и не будут они пить воды из колодцев». Но Сигон не позволил им идти через свои владения, а собрал большое войско и начал войну. Однако Бог был на стороне своего народа. Сыны Израилевы поразили аммонитян, вошли в их землю и захватили ее от устья реки Арнон до устья реки Иавок – левого притока Иордана. После этого они поселились в аммонитянских городах - в Есевоне и других, зависящих от него.
Из земли аммонитянской Моисей послал израильтян вдоль левого берега Иордана воевать плодородные области Галаад и Васан. Тут против них выступил здешний царь Ог со всем своим народом. Большое сражение произошло у Едреи, неподалеку от Геннисаретского озера. Евреи победили воинство Ога и перебили его до последнего человека, а его страну взяли себе. Таким образом, к сынам Израилевым отошли все земли к востоку от реки Иордан, простиравшиеся от устья Арнона до Геннисаретского озера.
12. Валаам и его ослица
Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Пошли скорее в город Пефор за кудесником Валаамом, сыном Веоровым. Пусть он придет к нам и проклянет народ израильский». Валак прислушался к их совету и послал людей к Валааму. Те сказали ему: «Живет подле нас народ, и нет у нас сил поразить и прогнать его. Приди в наши пределы и прокляни его. Мы знаем, что тот, кого ты благословляешь – благословлен, а тот, кого проклинаешь, - проклят».
Валаам сел поутру на ослицу и поехал вслед за теми, кто его пригласил. Господь воспылал гневом на Валаама и послал ангела, чтобы остановить его. Ослица валаамова увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, своротила с проезжего пути и пошла полем, а Валаам стал бить ослицу, чтобы воротить ее обратно. Так он проехал мимо ангела, не заметив его. Тогда тот встал в другом месте – на узкой тропе между двумя виноградниками. Ослица, увидев ангела, прижалась к стене, объезжая его, и придавила Валааму ногу. Он опять стал бить ее и опять не заметил посланника Божьего. Ангел Господень в третий раз заступил ему путь и встал в тесном месте, откуда нельзя было свернуть ни вправо, ни влево. Тогда ослица легла под Валаамом, а он принялся бить ее палкой. Господь дал ослице дар речи, она открыла свой рот и спросила: «Что я тебе сделала? За что ты бьешь меня вот уже третий раз?» Валаам отвечал ей: «Я бью тебя за то, что ты ругаешься надо мной! Если бы был у меня меч, то я теперь же тебя убил!» А ослица сказала ему: «Ты ездишь на мне не первый день. Разве я хоть раз поступала с тобой так как сегодня?» – «Нет», - признался Валаам. Он огляделся вокруг и тут только увидел ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом. Ангел спросил его: «За что ты бьешь свою ослицу? Я вышел остановить тебя, чтобы не допустить проклятия народа Моего. Ослица, заметив Меня, вот уже три раза сворачивала в сторону. И если бы она сейчас не остановилась, Я бы убил тебя, а ее бы оставил в живых». Валаам пал на колени и сказал: «Согрешил я, так как не знал, что Ты стоишь против меня на дороге. Если просьба Валака тебе неприятна, я сейчас же возвращусь в свой город». Но ангел отвечал ему: «Продолжай путь с этими людьми, но когда дело дойдет до проклятья, говори только то, что Я буду подсказывать тебе». С этими словами ангел отошел с дороги, а Валаам поехал дальше.
Валак, услышав, что приближается Валаам, вышел ему навстречу и сердечно приветствовал его. На другой день царь отвел Валаама на вершину холма Ваала, чтобы он проклял оттуда израильский народ. По приказу Валаама моавитяне возвели семь жертвенников. Тут сошел на Валаама дух Господень, и он сказал: «Могу ли я проклясть народ израильский, когда Сам Бог не проклинает его? Да умрет моя душа смертью праведника, и пусть будет кончина моя, как их». Валак удивился и спросил у Валаама: «Что ты со мной делаешь? Я призвал тебя, чтобы проклясть моих врагов, а ты их благословляешь!» Валаам отвечал: «Я говорю лишь то, что вложил в меня Бог». Валак предложил: «Пойдем отсюда на другое место, что бы ты мог проклясть мне израильтян». Моавитяне отвели Валаама на вершину горы Фасги и построили на ней другие жертвенники. Однако Господь вновь не дал ему произнести проклятие. Валаам сказал: «Не видно бедствия в Израиле, ибо с ним Господь Бог. Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. И будут потомки говорить о том, что сделал этот народ со своими врагами».
Валак воскликнул: «Если ты не хочешь проклинать, так хотя бы не благословляй! Зачем ты восхваляешь моих врагов?» Валаам отвечал: «Я говорю лишь то, что велит мне Господь. А разве Бог человек, чтобы менять так быстро Свои слова?» Но Валак не терял надежды добиться своего. Он увел Валаама с того места на вершину Фегора. Моавитяне построили здесь семь новых жертвенников и все приготовили для заклятья. Но Валаам обратился лицом к долине и сказал: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, и жилища твои, Израиль! Да будет благословен благословляющий тебя, а проклинающий тебя, да будет проклят!» Валак пришел в гнев, всплеснул руками и воскликнул: «Я призвал тебя проклинать моих врагов, а ты благословляешь их вот уже третий раз! Скройся же теперь с моих глаз! А из даров, обещанных тебе, не получишь ничего». Валаам сказал: «Хотя бы ты сулил мне свой дом полный серебра и золота, я бы не смог нарушить повеление Господа и сказать что-то против Его воли». Он встал и поехал обратно в свой город, а Валак остался в сильном смятении.
13. Смерть Моисея
Когда Моисею исполнилось сто двадцать лет, Господь воззвал к нему и сказал: «Взойди на гору Нево, что в земле моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым. А после умри на горе, там, куда ты взошел, как умер твой брат Аарон на горе Ор, ибо тебе не суждено войти в нее вместе со всеми». Моисей сделал все так, как сказал Господь – он взошел на гору Нево, а Бог показал ему всю землю ханаанскую вплоть до берегов Средиземного моря. И сказал Господь: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову. Я дал ее тебе увидеть, но войти в нее тебе не суждено». И умер после этого Моисей в земле моавитской, и был погребен против Беф-Фегора, но в каком месте находится его могила – не известно. Новым вождем израильтян стал Иисус Навин, которого Моисей, по слову Господнему, объявил своим приемником (http://www.proza.ru/2010/09/30/217).
14. Зарождение еврейского народа: предания и действительность
Итак, мы дошли в своем рассказе до смерти Моисея. Прежде чем перейти к следующей странице истории – завоеванию Земли Обетованной, - уместно задаться вопросом: насколько еврейские предания, повествующие об эпохе Патриархов, Египетском плене и Исходе соответствуют действительности? Скажем сразу: единого взгляда на эту далекую эпоху у историков нет. Оно и не удивительно – ведь речь идет о событиях двух или трех тысячелетней давности. Письменные источники о них незначительны, свидетельства их часто противоречивы. Поэтому суждения на этот счет могут разниться до противоположности.
Не существует единого взгляда и на само еврейское предание. Прежде, когда ученые мало знали о далеком прошлом ближневосточных народов, они готовы были принимать это предание едва ли не целиком. Но потом были найдены и прочитаны архивы Египта, Сирии, Финикии, Малой Азии и Месопотамии. Перед историками открылся сложный и многогранный мир Древнего Востока, очень непохожий на тот, что предстает в рассказах об Аврааме, Иакове или Моисее. Тогда многие исследователи впали в другую крайность: они объявили все дошедшие до нас известия еврейских источников совершенно недостоверными и стали относиться к ним как к сказкам или мифам.
Впрочем, подобная точка зрения едва ли может считаться правильной. Историки уже не раз убеждались в том, что народная память бывает очень цепкой. Люди хорошо запоминают яркие события прошлого и передают рассказы о них из поколения в поколение. Проходят сотни лет, прежде чем предание оказывается записанным. Разумеется, первоначальное происшествие и то воспоминание о нем, которое обретает в конце концов фиксацию в письменных знаках, совсем не одно и тоже. Переходя из уст в уста, рассказы обрастают множеством легендарных деталей. Первоначальная информация может исказиться до неузнаваемости. Тем не менее, умело сопоставляя данные различных независимых источников, историки могут отделить основополагающее ядро от слоя позднейших добавлений и извлечь из него ценные сведения, позволяющие лучше понять прошедшее.
Существуют определенные приемы анализа древних преданий. Так давно замечено, что рассказывая о своих пращурах, люди склонны выделять в их ряду какую-то яркую личность и приписывать ей одной деяния, совершенные на самом деле многими историческими деятелями. Случается даже так, что за именем одного человека скрывается целое племя или даже небольшой народ. Особенно часто подобная ситуация наблюдается в легендах о первопредках. Родоначальник евреев Авраам (http://www.proza.ru/2010/03/03/260), по-видимому, не стал исключением из общего правила. В повествовании о его странствиях содержатся, хотя и смутные, но в целом верные воспоминания о начале еврейской истории.
Считается, что предки евреев принадлежали к той ветви амореев (сутиев), которые долгое время кочевали в Южной Месопотамии, в районе города Ура (http://www.proza.ru/2013/11/08/356). В конце XV в. до Р.Х., сутии понесли поражение от вавилонского царя и должны были переселиться в Северную Месопотамию. Возможно, именно это событие запечатлелось в рассказе о переезде отца Авраама Фарры из Ура в Харран. Около 1400 г. до Р.Х. часть сутиев перешла через Евфрат и стала кочевать по сирийской степи, постепенно перемещаясь в сторону Ханаана. В отличие от своих соплеменников эти сутии стали именовать себя ибри (что значит «перешедшие»). В современном произношении самоназвание их звучит как иври, а на русский оно переводится словом «евреи». Иногда историки условно называют эту первоначальную группу евреев племенной общностью «Авраам».
Согласно еврейской традиции, Авраам переселился из Харрана непосредственно в Ханаан. Однако жители южно-сирийского города Дамаска имели очень древнее предание, согласно которому Авраам длительное время жил среди них и даже являлся их правителем. Сами евреи не сохранили воспоминаний об этом эпизоде, но современные историки считают его очень вероятным. Дамасский оазис стал как бы последней остановкой племенной общности «Авраам» перед ее проникновением в Палестину. Около 1350 г. до Р.Х. из Месопотамии в Сирию вторглись племена других семитских кочевников – арамеев. Евреям пришлось оставить обжитый Дамаск и переселиться в Южный Ханаан. Здесь общность «Авраам» распалась на несколько самостоятельных групп. Некоторые из них вернулись на свою древнюю прародину Аравию, но две самые крупные остались в Палестине. Это были племенная общность «Исаак» обосновавшаяся в пустыне Негев, и другая, условно называемая «группой Лота», расселившаяся в степи к югу от Мертвого моря. Во второй половине XIV в. до Р.Х. власть египтян над Палестиной ослабла. Поэтому у евреев нет никаких воспоминаний о египетском господстве в Ханаане.
Приблизительно в 1300 г. до Р.Х. до Р.Х. ситуация опять резко изменилась. Вторжение в Палестину сильной египетской армии во главе с фараоном Сети I (http://www.proza.ru/2013/09/27/619) вызвало новое смещение еврейских племен. Часть «Исаака» отошла в область к югу от Мертвого моря, занятую прежде общностью «Лота», и обособилась там как племенной союз идумеев (по легендарной традиции идумеи вели свое происхождение от брата Иакова Исава, вторым именем которого было Эдом; Эдомом именовалось царство идумеев, располагавшееся у южного берега Мертвого моря). Общность «Лота» в свою очередь переселилась на восточный берег Мертвого моря и в Заиорданье. Здесь она распалась на два близкородственных союза: моавитян и аммонитян. Еврейская традиция утверждает, что амаликитяне, кочевавшие на Синайском полуострове, также происходили от Исава. Но, скорее всего, амаликитяне никак не связаны с евреями и являются самостоятельным семитским народом.
15. Исход из Египта
Если обстоятельства образования основных еврейских племенных союзов более или менее ясны, то судьба самого многочисленного и знаменитого из них – Израиля – во многом загадочна. Племена, вошедшие в конце концов в его состав, имели сложную и запутанную судьбу. Возможно, что некоторые из них никогда не покидали Южного Ханаана и продолжали пасти свои стада на тех же землях, где некогда кочевала общность «Исаак» (скорее всего, в их числе были четыре небольших племени, происходившие, по преданию, от двух рабынь, служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир).
Восемь племен будущего союза оказались отброшены из Ханаана далеко на юг – на пустынный Синайский полуостров, а затем еще дальше – в Египет. Каким образом они попали туда – не известно. Скорее всего, это было добровольное переселение, и причиной его явился голод. Никакие археологические находки и никакие египетские источники не подтверждают ни рабство израильтян в Египте, ни их исход из этой страны. Однако, отрицать факт Египетского плена, память о котором глубоко укоренилась в сознании еврейского народа, по-видимому, нет никаких оснований. Пребывание израильтян в этой стране лучше всего отнести к долгому правлению Рамсеса II (http://www.proza.ru/2013/09/27/809), когда были возведены упоминаемые в связи с историей об Исходе города Пифом и Раамсес. Использование евреев на строительных работах вполне соответствует тогдашней ситуации и подтверждает достоверность традиции. Наверняка, возложенные на них повинности были по египетским меркам не так уж велики, но свободолюбивые скотоводы восприняли их как тяжкое рабство. При первой же возможности они покинули негостеприимную долину Нила и откочевали на Синайский полуостров.
Хотя историки не отвергают предание о Египетском плене и Исходе, многие его детали кажутся им недостоверными. Легенда утверждает, что евреи прожили в Египте не менее двух веков (215 лет по одной версии и 430 по другой). В действительности пребывание израильтян в долине Нила могло быть много короче – от начала до середины XIII в. до Р.Х., то есть всего несколько десятилетий. Далее, сильное сомнение вызывает количество израильтян, участвовавших в Исходе – более 600 тысяч одних только взрослых мужчин! Если к ним прибавить женщин, детей и стариков, получится, что численность союза Израиль простиралась до полутора миллионов человек. Цифра совершенно нереальная в тогдашних условиях! Скорее всего, речь должна идти о нескольких тысячах или, по крайней мере, нескольких десятках тысяч человек. К тому же в Египте могли оказаться не все израильские племена. Некоторые детали предания позволяют предположить, что эта судьба постигла лишь три племени, а именно те, что происходили от любимой жены Иакова Рахили, то есть, - Вениамин, Ефрем и Манассию. Остальные пять племен (Рувим, Симеон, Иуда, Завулон и Иссахар, происходившие от нелюбимой жены Иакова Лии) могли кочевать все эти годы в Синайской пустыне. Воспоминание об их многолетнем пребывании здесь послужило в дальнейшем основой предания о тяжких бедствиях, преследовавших евреев по пути из Египта в Землю Обетованную.
Возможно, что местом первоначального оформления Израиля стал скотоводческий оазис Кадес на севере Синайского полуострова. А скрепой, объединившей этот союз, кроме воспоминания об общем происхождении, стал культ Яхве. Важнейшая роль во всех этих событиях принадлежала Моисею (http://www.proza.ru/2010/09/19/235), которого многие исследователи считают исторической фигурой.
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576