1. Звонок

Вадим Бусырев
             -----       Ж   И   Т   Ь        В       Р   О   С   С   И   И              -----

                -----     И   л   и        з   а   п   и   с   к   и

                И   д   и   о   т   а   .     -----
               
   
               
                Ф а н т а с м а г о р и я    н а т у р а л ь н а я  .
 







                С  -  Петербург  .
                2 0 1 0  г.

                ---  1   ---
                Автор  старался ,  из  кожи  лез  вон ,  только  чтоб
                фамилии,  имена ,  физиономии  были  схожи  с  какими – ни -
                будь  реальными ,  конкретными   персонажами .   Но  …  .
                Кажется ,  ничего  путного  у   него  из  этого  не  вышло .  Паль –
                цем ,  стало  быть ,  ткнуть   не  в  кого .  А  жаль ,   однако  .
                Нет  -  интриги ,  нет  -  рекламы .   Нет ,  стало  быть ,  инте –
                реса .  Читательского .  Так   дела  нынче  обстоят  в   жизни   на -
                шей  российской .   « Туды  её   в  качель»  -  как  говаривали
                Классики ,  небезызвестные .   Хотя ,  однако ,  и   Советские . 
               

                1 .
                З в о н о к  .
                ------------------------------------------------
                «  Возьмёмся  за  руки ,  Друзья ,
                Возьмёмся  за  руки ,  Друзья ,               
                Чтоб  не  пропасть  -  поодиночке .»
                Булат  Окуджава .
           -  Ну ?   Чего  голосуем  - то ,  придурки ?  -
           -  вопросила  морда ,  за  три  дня  не  оплюёшь .
           Чёрная  великолепная  « Волжанка»  сверкающая  тормознула  с  визгом  против  наших  ртов
разинутых .  Моего  и  жекиного .  На  шоссе  недалеко  от  Пушкина .  Городка  под  Ленинградом
прекрасного .  Не  дотянул  наш  « Москвичок»  до  Средней  Рогатки  даже .  Спёкся  бедолага .
            -  Чего  молчим ?   Чего  раззявились ?  -
            -  продолжал  глумиться  пассажир  с  переднего  сиденья . 
            Да  какой  ,  на  хрен ,  пассажир !  Ежели  присмотреться .  Хозяин  явный  и  « Волжанки» 
той ,  и  всей  ситуации  на  шоссе  ночном  пушкинском  .   Этакое  здоровенное ,  на  первый  взг -
                -----  2  -----
ляд   благодушное ,  мурло.   Очень, кстати, был похож, просто копия , на будущего  кумира  Мира
Воровского.  Да  и  всего  нашего народа,  стало быть   -  Короля шансона .   Через  много  лет  я  это
вспомнил .   Уж  когда  « замочили»    его  истинные  « почитатели» .  Как  говорится :  « то  ли
из  дальнего ,  то  ли  из  ближнего  круга» .          
            А  тогда  мы  с  Жекой  чего – то  промямлили  невнятное ,  после  долгого  ночного  на  шос –
се  топтания .   Одной  рукой  я  ткнул  в  сторону  « Москвичка»  своего  у  обочины ,  другой  на 
грибов  корзинку .  Которую  Жека  прижимал  к  сердцу   трепетно ,  а   головой  кивал  утверди –
тельно .  Со  мной  « на  все  сто»  соглашался ,  дурак  был  такой  же ,  как  и  я  -  круглый .
             Вальяжная  морда  благосклонно  молвила :
             -  Ну ,  грибники   грёбаные ,  залазьте .
             Дверца  задняя  распахнулась ,  внутри  теперь  увидали  мы  « третьего» .  Стёкла  у  « реки 
Великой  Русской»  были  напрочь  тёмными ,   в  те  годы   было  это  в  новинку .     « Тонирован -
ные»  -  слова  такого  в  головах  наших  ещё  не  водилось .
              « Третьего» ,  как  увидал  я  -  сердчишко  моё  ёкнуло .  Череп !
              Ноги  делать  бы  сразу ,  да  … .   Жека  наивно  сзади  на  меня  напирал .  Замерз , видать .
 Натуральный  « череп»  подвинулся .    Как  в  прострации ,  что – то  ощущая  в  душе  поганень - 
 кое ,  полез  внутрь .  Нырнул  в  стылые ,  можно  сказать ,  « волжские»  воды .   Жека  -  следом .
               Рванула  по  шоссе  пушкинскому  к  Ленинграду  высокомерная  чёрная  « волжанка» .
               Главный  хозяин  с  переднего  сиденья  для  начала  внушительно  рыгнул .  Слегка   по –
вернул  вальяжную  « будку»  к  нам ,  протянул  левую  чудовищную  лапищу .  Нет ,  не  познако –
миться ,  Боже  упаси .  В  ней  почти  пряталась  литруха .  Прозрачный  импортный  « пузырёк» .
                Благосклонно ,  до  снисходительности ,  нам  предложил  :
                -  Хлебните ,  придурки .  Небось  остудили  себе  кой – чего ,  граблями  махамши .
                Жека  потянулся  к  протянутому  сосуду .  Как  к  сиське  мамкиной .
                А  мне ,  на  шоссе  стоямши ,  было ,  пожалуй ,  что  и  потеплее ,  чем  теперь .  Рядом  с
« черепушкой» .  Хоть  он  и  безразлично  вроде  глядел  « пустыми»  глазами  в  левую  мою  щё –
ку .  И  всего – то  несколько  секунд ,  а  она  уже  и  онемела .  Щека .
                -  Че – чего ,  так  прямо ,  чи – чистяком ?  -  подзаикнулся  мой  умненький – благоразум –
                -----  3  -----
                ненький  Жека .  -   А ,  а …  эта ,  запить  нету  что  ли ?
                -  А  чего ?  Слабо  так  што  ли ?  -  сыто  пророкотал  « хозяин – барин» .  -   Нахаляу –
                - то ,  как  говорят ,  а ?  « И  уксус  сладкий» .  Гы – гы – гы .
                Слева  от  меня  двинулась  немного  каменная  глыба  « черепная» .  Не  запить  Жеке
дать ,  вовсе  нет .  Ещё  чего !  Просто  подвинул ,  поправил ,  повернул  на  коленях  светло – жё –
лтый   здоровущий  кожаный  дорогущий  портфель .  Тяжёлый   видимо , и …  .
                …  показался  у  него  между  ног … ,  увидел  я  у  него  меж  коленями … ,  да  нет , тьфу,
лучше  б  у  него   действительно  мельком  что  ли ,  что  у  всех  мужиков  там  бывает ,  а  тут … ,
так  бы  у  меня  сердчишко – то  не  ёкнуло ,  как  раз  туда ,  да  и  ниже ,  ниже … .
                Меж  коленей  у  него ,  стало  быть ,   стоял   АКМ  короткоствольный .  Вот  конец
ствола с мушкой  и  выглянул .  Довелось  в  Армии  наглядется  .  На  меня  пока ,  Слава  Богу ,  не 
направленный .   А   и  долго  ли  ?
                Жека  зтого  не  видел .  Да  и  хорошо .  Примеривался  приложиться  к  « пузырю» .
 Хоть  по  « чуть – чуть» .  В  башке  у  меня  сверкнуло :  « Он  левым  глазом – то  хреново  совсем
бдит ,  два  года  в  армии  у  локатора  просидел ,  а  куда  правым – то  глядел  всю  службу, хотел 
спросить, тянул ,  а  теперь  доведётся  ли  ,  эх  ,  всё – то  мы  на  потом  откладываем ,  мудаки .»
                Частенько  я  вспоминаю  тогдашние   свои  путаные ,  рваные ,  искромётные  чувства ,
позывы .  Отец  мне  несколько  раз  давным – давно  говаривал :
                -  Попал  в  дрянную  лужу ?  Не  знаешь , что сделать, как поступить ?  Только не молчи.
                Говори ,  рассуждай ,  вспоминай ,  фантазируй .  Заинтересуй ,  уведи  в  сторону , 
                лучше  всего  -  рассмеши .  Только  -  не  молчи .
                И  заколотило  меня  внутри  всего  напрочь ,  и  понесло  меня ,  как  сейчас  помню ,
безудержно .  Истинно  пробрал  понос  словесный :
                -  Э … ,  да  что  вы ,  пацаны ,  да  чего  там ,  с  радостью  я  бы ,  туши  свет ,  как  хочет –
                ся ,  у  меня  с  этим  « шилом»  в  чистом  виде – то ,  бля ,  вот  как  раз  почти  намедни
                пару  месяцев  назад ,  вы  прикиньте ,  в  море  только  из  порта  вышли ,  из  Ванино ,
                вы  песню – то  знаете  ,  точняк ,  само  душевную ,  « я  помню  тот  ванинский  порт
                и  крик  парахода  угрюмый ,  как  шли  мы  по  трапу  …» ,  в  Берингово  собрались  ид –
                -----  4  -----
                ти  « пахать» ,  снабжение  всё  получили ,  и  « шилом»  тоже  нас  затарили ,  второй 
                механик  должок  мне  отдал ,  вмазали  как  следует ,  пошли  в  сауну ,  я  после  на  се –
                бя  шланг  с  холодной  направил  -  оттуда  кипяток  с  паром  в  грудь  и  в  ляжку ,  хоро-
                шо  не  … .
                -  Слышь  ты ,  пи … ,  балабол ,  ты  чё ?   « Мариман» ,  что  ли ?  - 
                -  прервал  фонтан  мой  нервный   ( хорошо  без  икоты  почему – то)  вальяжный  « хо –
зяин  речки  волжской» .  Полуобернулся ,  вроде  как  мной  заинтересовался ,  вроде  как  суще –
ством  живым .
                « Эт – то  стал  быть ,  я  слегка  завлёк  их  « темой» ,  Жека  хлебнул  чуток  -  тоже  им 
может  забава ,  то  есть  в  « кайф» ,  слева  от  меня  « черепок»  умопомрачительный  угол  рта
своего  сухого  скривил ,  глаз  слегка  на  меня  прищурил ,  давай ,  Вадя ,  давай ,  не  останавли –
вайся» ,  -  так  в  моей  непутёвой  черепушке  в  тот  миг  просвистело .
                И  полетел  я  дальше ,  дальше ,  пока  говорильник  мне  не  заткнула   сумрачная ,
тревогу  и  смутный  ужас  наводящая ,  компашка .  А  ведь  ничего  я  и  не  фантазировал  осо –
бо ,  не  привирал .  И  моя ,  и  вся  наша  жизнь  похлеще  любой  фантазии  будет .  Лепил ,  торо –
пился  я  безудержно .  Это -  таки  да .  А  что  было  делать ?  Не  соблюдая  никаких  знаков  пре –
пинания ,  так  сказать .  Так  что  -  извиняйте ,  Ребята .  Погнали  далее ,  быстрее  к  городу  Ле –
нинграду :
                -  Ну ,  так  я  и  гутарю ,  механика – то  второго  в  сауне  разморило  в  разьетинушку,
                не  признавался  ни  в  какую ,  как  это  в  шланг  с  холодной  забортной  пар  кипячё –
                ный  проник ,  а  мне  это  вовсе  не  в  кайф  обернулось ,  прикиньте ,  мужики  мне  и
                « шилом»  вот  этим  самым  грёбаным  и  маслом  машинным  размазывали ,  докто –
                рилы – то  на  посудине  нашей  не  было  ни  хрена ,  лекарства  у  старпома ,  а  и  не
                рубит  в  этом  деле ,  и  сам  на  отходе  « под  наркозом»  приличном ,  к  вечеру  на
                мне  два  здоровенных  пузыря  … ,
                -  На  чём  ходишь – то ,  брателла ? –
                -  проскрипел  впервые  за  вояжик  наш  в  ухо  мне  « черепочек» ,  счастье  великое ,
что  заинтересовался  моей  трепотнёй ,  отозвался , обозначился ,  да …   лучше  б  глаза  мои  не
                -----  5  -----
слышали ,  уши  не  видели  во  веки  вечные  соседа  такого , « брателлы»  новоявленного  по
сиденью  заднему  « Волги»  комфортнейшей .
                « Грамотно  поганец  сказал :  « ходишь» ,  а  не  абы  как ,  может  тоже  в  морях
был ,  а  « брателла»   -  новое  бандитское ,  ну ,  час  от  часу  не  легче !  а  мне – то  как  изга –
ляться?  однако  продолжать  надо,  правдиво  « мульку  гнать» ,  -  возможно  так  я  внутренне
потел  и   дрожал .   Или  близко  к  тому .
                -  Да ,  на  маломерках – гидрографах  мы  ходим .  Промер  делаем .  На  « северах»
                в  основном ,  но  и  по  океану  зимой .  И  « загранка» ,  нормальный  ход ,  бывает .
                Вот  прошлым  рейсом  в  Антверпен  заходили .   Там  два  ковра ,  как  старшие  учи –
                ли ,  взял ,  в  Архангельске  на  « толчке»  сдали .  Здесь  дома  кореш  знаток  удру –
                жил .  « Москвича»  старого  подсуетил  мне ,  за  грибами  в  деревню  вот  сгоняли ,
                да … ,   а  грудь  я  после  « шила»  точняк  обварил ,  могу  похвастать ,  показать   и
                ниже … .
                -  Ладно ,  « харе»   трендеть .  Пусть  вылазят .  Обойдёмся .
                Пауза   повисла .
                Все  на  секунду  замерли .  Уж  мы  с  Жекой  точно .  « Хозяин»  ( мнимый  видать ,
ошибочка  в  моём  раскладе  вышла )  и  « черепок»  тоже .  Головы  все  повернули .
                Это  сказал   ровным ,  спокойным ,  хорошо  поставленным  очень  презрительным
баритоном  -  Водитель .  Что  за  рулём  « реки Волги»  до  сих  пор  молчал .  Рулил .  Не  обора –
чиваясь . 
                Тормознула  слегка  на  Московском  проспекте  чёрная  лакированная  «  река  рус –
ская» .  У  Средней  Рогатки  знаменитой  ленинградской .  Показалось  мне ,  выпихнули  нас  из
её  глубокого  то  ли  русла – течения ,  то  ли  -  салона .  Во  след  донеслось : 
                -  Радуйтесь ,  грибнички – морячки  ,  -
                -  кажись  от  принятого  нами  ( мной  одним ! )  за  « хозяина»  ,  праобраза  куми –
ра   нашего  будушего  « шансона» .
                Жеке  слегка  ( а  может  и  поболе )   « приложившегося»  к  пузырю  -  было  хорошо
и  даже  весело .  Не  в  пример  мне ,  чуть  « в  натуре»  не  обо   …   млевшего .
                ------  6  ------
                --------------------------------------
                А  спустя  год  -  полтора .
                На  всех  углах ,   вновь  именованного  города  нашего   -   Санкт –Петербурга ,
продавали  удивительно  дешево  и  доступно  те  самые  прозрачные  « литрухи» .    Что  впер –
вые  довелось  узреть  нам ,  в  салоне  вовсе  не  « крутой»  ныне  « Волжанки» .  А  Жеке  даже
испить .  Из  рук  одних  из  самых  первых ,  так  нам  сейчас  мниться ,  « менеджеров»  по  ра –
спространению .
                Наступила  эпоха  «  Р о я л я» .
                Закрепил  он  крепко – накрепко  первые  успехи  « перестройки» .  Как  ,  видать  ,
и  было  задумано .  Крепкий  он  был ,  зараза .  Гораздо  крепче  своего  музыкального  « тёзки» .
                Сидели  мы  тогда  с  Жекой  у  него  в  « коммуналке» .  На  Московском проспекте.
На   проспекте ,  где  в  самом  его  начале   « выпустили  живьём»  нас, Слава Богу, из  реки  « ве –
ликой  русской» .   Пивом  мы  в  тот  раз  « разминались» .   И  хорошо ,  что  не  « Роялем» .   А   то
ни  в  жизнь  бы  не  отметили  в  голове ,  не  запомнил  бы  передачу  по  « дебильному»  ящику .
В  момент  тот  шедшую .  Сама  передача  не  отложилась ,  да  и  хрен – то  с  ней .  А  было  там
интервью ,  кажись ,  одно  из  последних .  С  Булатом  Шалвовичем .  Запали  и  остались  слова
его .  Смысл  их ,  главное .  Что ,  мол :  «  …  а  вот  отпустили  совсем  вожжи – то ,  и  попёрло  из
народа   ….» .   
                Тогда - то  мы  просто  забубёнными   полутрезвыми   нашими   головами
покивали  согласно   друг  другу  ,  да   искренне  прослезились ,  слушая  и  подпевая  :
                -  Возьмёмся  за  руки ,  Друзья ,  возьмёмся  за  руки  Друзья ,
                Чтоб   не  пропасть  -  поодиночке  …  . 
                ----------------------------------
                Но  запомнилось  это .  Грустно  и  …  до   сих  пор .
                Жека  частенько  потом  меня   « пытал» .  И  с  пивом  и  без  него .  Как  бы
пробуя  свои  размышления   « на  вкус»  :
                -   С  кем  « взяться – то» ,  А ?  Раньше – то  на  кухнях  дружно  брались .  И
                героями  себе  чудились .  Придурки  поголовные !  А  теперь ?  С  теми  из
                -----  7  -----
                «  Волжанки»  ,  да  ?
                Он  ведь ,  Жека ,  не  зря  Физфак  кончил ,  Альбертика  читал  в  подлиннике ,
ухохатывался .  Всё  он  понимал  и  помнил .  И  « братков» ,  что  подцепили  зачем – то  нас  на
шоссе  пушкинском   -   раньше  меня  раскусил .  Просто  решил  хлебнуть  спиртяги ,  хоть  на 
« шару» .  А  вдруг  в  последний  раз ?   Доведётся  ли  ещё  ?
                Оказалось ,  что  одним  из  первых  испил  он  « Рояля»  на  ближних  подсту –
пах  к  Ленинграду ,  у  Средней  Рогатки .  Ох ,  и  хитрый  же  был ,  сучок .
                Мы  с  ним  пытались  дальше  неоднократно ,  в   « огненные»  90 – ые , 
« взяться  за  руки»  с  « новыми»  пришедшими  и  приехавшими  на  других  чёрных  лимузинах ,
не  чета  нашей  бедной  « речушке» .   Удавалось ,  однако , « уносить  ноги» .
                Может  как – нибудь  вспомним  и  об  этом .
                ----------------------------------