Интервью для Вечности. Юрий Норштейн

Александр Гронский
               

Американскую анимацию и культуру невозможно представить без Уолта Диснея с Микки Маусом. Как невозможно представить российское анимационное кино без Юрия Норштейна с его «Ежиком в тумане».  Мне удалось побеседовать о судьбе отечественной культуры и мультипликации с Народным артистом России, кинорежиссером Юрием Норштейном. Это было в июле 2010 года. Тогда мы жили ещё в другой стране, были полны надежд, радужных иллюзий и даже не представляли, что ждёт нас в скором будущем.

- Как Вы думаете, какие перспективы у российского анимационного кино?
- За редким исключением  -  не самые радуждые. В основном это кино будет послушно нашим властям. Оно абсолютно безразлично к жизни, к происходящим событиям. Целью такого кино является исключительно заработок, поскольку сегодня  без этого вообще не запускается ни один фильм. Чиновники изобрели унизительную для художника систему тендеров, где главное поменьше затратить и побольше заработать.  Никто не произносит слово «искусство», я уж не говорю про слово «культура». О нем вообще забыли.
- Назовите кинопроизведение, которое в последнее время поразило ваше воображение?
- Боюсь, что это было слишком давно. Были хорошие фильмы на студии «Пилот» - «Гора самоцветов», «Колыбельная мира» - на очень высоком художественном уровне! Но, кто их видел? Поэтому, к сожалению,  они погоду не делают.
- Вы считаете, что потребительское отношение власти к культуре разрушает российское анимационное кино?
- Оно разрушает общество, делая его циничным. Анимационное кино – это просто один из факторов. Обыденный цинизм разрушает потребность у человека мыслить, культивирует совершенно другие ценности. К сожалению, понятие сопереживания в искусстве уже давно исчезло, хотя без него человек не в состоянии полноценно воспринимать искусство, и как следствие – адекватно воспринимать жизнь.
- Как же быть?
- Не знаю…  Надо просто говорить властям открытым текстом, что они невежественные люди, а общество без просвещения и культуры обречено стать обществом дикарей.
- Вы имеете возможность об этом говорить?
- Да, я говорю об этом часто, но это ничего не меняет, поскольку закрыта обратная связь. Они – наверху - выключили слух и не хотят ничего слышать.  В этом проявляется цинизм не только по отношению к мультипликации - она занимает не так много места в культуре - гораздо хуже, когда не хотят слышать о таких важных вещах, как градостроительство, экология и общественное благо. Они хотят делать только то, что приносит им деньги прямо сейчас и отделяет от общества. В нашей стране властью распоряжаются не культурные люди. Это я могу сказать абсолютно открыто. Культурный человек не будет совершать неприличных поступков, разрушать, истреблять тот же самый несчастный химкинский лес.  Поэтому они делают все, чтобы в структуру власти не смог проникнуть никто из порядочных людей, придумывают разные фокусы с выборами, чтобы как можно дольше усидеть у кормушки.
- Во все времена настоящее искусство делалось не благодаря благодеяниям власти, а исключительно вопреки ее желанию задушить все живое. Еще со времен СССР.  Насколько это актуально сегодня?
- Это правило относится не только к нашей стране. Поэтому не надо все грехи валить только на большевиков. Настоящее искусство всегда создавалось «вопреки». Бывают совпадения, когда состояние общества, его понимание исторического момента точно совпадает с пониманием ситуации художника. Тогда и появляются шедевры. Но это очень редкие случаи. Вы не задумывались, почему нам так нравятся песни военной поры? Откуда у них такая удивительно проникновенная гармония музыки и текстов? Наверное, потому что состояние общества и состояние творцов – были единым целым. Поэтому произошел такой невероятный творческий взрыв, и появились на свет незабываемые шедевры.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Я работаю над тем, чтобы, прежде всего, заработать денег. Это я делаю для того чтобы закончить свой фильм «Шинель»… Чтобы при этом мне никто не мешал... Чтобы я закрылся и на дверях повесил табличку: Норштейна нет. Ушел на фронт. Все.
- Скажите, а каково живется классику в современности?
- Кого вы имеете в виду?
- Вас.
- Ко мне это не относится. Не дай Бог. Но вообще, человеку, который не хочет встроиться в сегодняшнюю рифму – это очень трудно. С одной стороны – приходится пускать в себя многие проблемы страны и разрушать себя этим. Но с другой стороны – живется легко, потому что внутри себя - я ощущаю свободным.
- Вы имеете возможность реализовывать свои замыслы?
- Сейчас, как режиссер, я имею возможность работать только потому, что нам удалось заработать немного денег на издании моей книги.
- Получается, что Вы – режиссер с мировым именем – не можете заработать в нашей стране на своем кино и зарабатываете на книгах?
- Да, поскольку я не имею никаких прав на свои кинопроизведения, на них зарабатывают другие. Государство обязано регулировать эти вопросы и защищать интересы интеллектуальных собственников, иначе ни о каком дальнейшем развитии не может идти речи. Разве это трудно? Часть денег от проката должна принадлежать творцам, как это происходит во всем цивилизованном мире, чтобы мы могли спокойно работать.
- Настоящее искусство всегда дает надежду. На что Вы надеетесь?
- Надеюсь на молодых. На детей. Надеюсь, что в этом обезумевшем мире их начнут учить вниманию ко всему живому. Дети должны быть погружены не только в искусство, но и в природу, в человеческую психологию. Они должны понимать, что у них есть родители. Что родители – смертны. Что они сами - тоже смертны. Это по-настоящему воспитывает личность. Если б мы не были смертны, мы бы не занимались искусством. А зачем? Нас бы тогда ничего не интересовало. Какие могут быть проблемы, какие конфликты, если б человек жил вечно? Только искусство расширяет границы человеческого существования и наполняет его смыслом.

Беседовал Александр Гронский

Июль 2010г. (Спасибо Дине Радбель за то, что она познакомила меня с этим удивительным человеком)