(Лазарь. Часть вторая)
Здесь – среди камней и скал поднимается Лазарь из мертвых, из камня
сотворяется живой сын Авраама, и посрамлены неверующие (у фарисея
поднят подол, обнажены ноги - знак срамоты в пророческих писаниях).
Человек, закрывающий рот рукой – в красном плаще – напоминает нам о
прикосновении к тайне (игра греческих слов «щека/ тайна» -
сиалон-сиагон). Здесь на первом месте не Петр-иерей, а Фома-смертник,
Фома-близнец, один из земных Диоскуров, смертный брат Бога и
обреченный на смерть – убеждает Петра – пойти и умереть с Богом,
креститься Его Крещением, погрузиться в ужас и ликование «этой новой
мистерии».
Абрис бедра Фомы – жила на бедре Иакова. Боролся с Богом. Боролся и
победил смерть. Эта черта есть на иконах Воскресения. Здесь черта
Христа переносится на его окружение, на Его учеников.
Женщины падают к ногам – Церковь. Одна – (сюжетно трактуемая, как
Марфа) – в мафории взрослой и замужней женщины, характерном для
Богоматери – но без звезд Боговоплощения. Это – старшая жена, мать,
мать земная – Ги Метер, Деметра, в которой – лишь прообразы, но нет
полноты наполняющего все во всем. Это ветхая церковь от язык, церковь
присно ожидающая и тоскующая во своем вдовстве…
Другая, юная, дочь – в новозаветных ризах – причащается тела
Христова, познает Его «крайнее снисхождение» - обнаженная пята,
символ кенозиса, ужаленной смертью плоти Богочеловека, пришедшего от
жены - и человеколюбие крайнее, предельное, вернее, бес-предельное.
Ее мафорий зеленый – это цвет Духа Божия, а риза – красновато охристая
– цвет преображенной земли. Это Кора, выведенная из преисподней,
одетая, как невеста. Это – церковь Нового Завета.
Лазарь выходит из ворот из арки, из врат смерти.
Не Новый Элевсин ли перед нами? Древняя и священная мистерия, в
которую был посвящен великий учитель Церкви Климент Александрийский,
сохранивший и не осмеявший ее тайну после того, как принял печать дара
Крещения Христова. Он и называет Христа «истинным Иерофантом»,
являющим таинство жизни после смерти. Ведь таинства-мистерии были
попыткой древних «жить радостно и умирать с надеждой» (Плутарх). Но
они не давали той полноты, что принес Единородный Сын Божий, сущий в
недре Отчем. Только Он и явил истинную мистерию, мистерию новую.
За спиной прошедшего новую мистерию Лазаря – некое здание над тьмой
небытия. В центре телестериона, той части, где совершались Элевсинские
мистерии, находился Анакторон – маленькое строение из камня, куда
могли входить только иерофанты. Третья, самая главная, часть
Элевсинских мистерий называлась – «показывание» и для нее входили в
Телестерион.
Все здесь – вошли в Телестерион истинный и видят великую тайну –
Христа среди нас.
Здесь сухая земля зачинает жизнь небесную – ведь Он сошел, как дождь
на руно. Он, Новый Иакх-Дионис преодолел смерть и воистину возродил
человека. Это созерцают эпопты – созерцатели таин Христовых, которые
«почтены молчанием», подобающим при мистериях.
Они видят,как от камня могилы восходит живой человек, ибо Христос
Тайнодействующий, Истинный Иерофант, вводит ныне всех в Свою Новую
Мистерию – да не узрим смерти вовек, ибо узрим Лик Христов, Лик
Вошедшего в смерть Бога, и славу Его увидим, и будем живы.
Истинно сказал Ириней Лионский, священномученик, что слава Божия есть
– живой человек.
____
Современная икона
Синайская икона 12 века:
http://www.stihi.ru/2005/12/08-1614