Випассана

Нена Кульчитская
Отчего приходится нам так страдать? Неужели нельзя обойтись без этого, мудро и с благодарностью принимая всю палитру бытия? И неужели, убиваясь веками, люди не придумали никакой альтернативы? И даже если начать этот текст не со страданий, а с удовольствия... ничего не меняется. Потому что мы часто омрачаем радостные мгновения страхом, что это не навсегда. Нам хочется растянуть эти минуты в годы. И мы так привязываемся к людям, вещам, которые приносят нам радость, что это становится зависимостью, несвободой, а значит, снова несчастьем. А уж когда теряем источник наслаждения – настоящим горем.

На самом деле все давно придумано. Правда, давно, еще во времена Будды. Но потом в смутное время инквизиций и живых костров уникальные знания были забыты. Тогда никто не хотел показать людям путь к освобождению, счастью. Потому что несчастье, страх и чувство вины являлись основными рычагами управления. Сейчас времена изменились, и все больше людей постигают искусство жить.
Випассана – десятидневная практика молчания и медитации. Техника, что надо. Универсальная вне религий, объединяющая науку и чудо, основанная, по сути, на одном простом законе природы, с которым на планете Земля никто не сможет поспорить, а если поспорит, то неизбежно будет несчастлив. «Все пройдет» и вроде бы ничего нового. Все знают, но не всегда помогает, ибо паттерны ума порой неизлечимы и действуют совсем на неосознанном уровне. То есть существует рефлекс ума такой – либо отчаянно стремиться к удовольствию, либо без оглядки прятаться от переживаний неприятных, боли. Из-за этого сильный перекос, искаженные картинки, вредные привычки, упаднические настроения, истерики и глобально много лишнего. От этого жизнь не единый поток в настоящем, в котором есть место для любого свободного переживания, а сплошные кошки-мышки.
Реагируя на «плохое» и «хорошее» мы на самом деле реагируем на приятные и неприятные ощущения в теле. Я вдруг посмотрела на свои тонкие загорелые руки в красивых, разноцветных, переливающихся на солнце браслетах и мне нравится. А если прислушаться… мне нравятся собственные приятные ощущения в теле от переживания красоты, а не сама красота.
И так каждую секунду. Рефлекторно все в основном, неосознанно, по накатанной. Мы заложники своих ощущений. Ничего не можем с собой поделать, это так по-человечески, вроде как естественно. А на самом деле и есть неестественность, дисбаланс, горе от ума. Ведь в природе ни «плохого», ни «хорошего» не существует. Одно непрерывно перетекает в другое. Все происходит. И все проходит. Факт.
Понимать этого мало. И духовная практика называется практикой, потому что не призывает верить или понимать, а приглашает получить реальный опыт. Так что, в человеке действительно что-то меняется внутри. Випассану можно назвать «операцией на мозг». И я, перепробовав многое, не знаю ни одной столь простой в своей сути, трудной в исполнении, настолько универсальной и так интенсивно действующей в такой короткий срок. Как экстерном. Всего 10 дней, но зато, каких!   
Учимся объективно наблюдать объективную реальность. Вдох-выдох. Что может быть реальнее, неоспоримее, естественнее и проще, чем дыхание. И для каждого человека это его собственный опыт, ритм. Потом углубляемся, наблюдаем ощущения в теле. Они – связь наша с подсознательным, с тем пластом, где и работают наши привычки ума реагировать так или иначе. А мы в течение практики не реагируем, мы наблюдаем. Не выражаем и не подавляем, не стремимся и не убегаем, смотрим без оценки, просто. Учимся принимать, что есть, по-новому. Ум в молчании, безмыслии очень быстро отдыхает, очищается. Становится острее и начинает чувствовать ощущения все тоньше и тоньше, те, которые обычно совершенно проходят мимо нашего внимания.
Ощущения появляются и уходят, сменяя друг друга и места на теле. Вот что-то зачесалось и перестало чесаться, где-то холодно, а через пятиминутный перерыв на этом же месте жар и чувствуешь, как тело становишься липким. Где-то пульсирует, где-то вибрирует, где-то весьма конкретно болит до слез, или то болит, то не болит, а где-то совсем не чувствуешь ничего, как мертвый. Вот так с головы до ног исследуешь свои ощущения в теле. На собственном опыте осознаешь, насколько непостоянны эти ощущения, все появляется и проходит, появляется и проходит. Три раза в день по часу, наблюдая свои ощущения, ты не двигаешься и не меняешь позу, даже если очень дискомфортно уже в ней находится. Очень. Но проходит и это. И через час ты разминаешься и вместо боли чувствуешь облегчение. А бывает, день на пятый можно вдруг ни с того ни сего ощутить свою боль, как объективную такую штуковину и даже искренне полюбить ее. Она так преобразилась. Чем чище и спокойнее ум, тем терпимее и даже незаметнее боль. 70% нашей  боли это накручивание самого себя и страдание ментальное, шаблонное, спроецированное, иллюзорное, совершенно необязательное. Факультатив по желанию.
В других частях тела полный экстаз, ощущения столь тонкие и приятные. Ты распался на атомы и танцуешь. Ты хаотичное движение частиц. Вибрация. Что-то мелко-мелко появляется и проходит, появляется и проходит. Электрический ток. Микро-разряды. И чем чище твое сознание и молчаливее ум, тем тоньше и тоньше ты чувствуешь эти ощущения и свое тело. В апогее, даже грубые очень болезненные ощущения, которые казалось, никогда не пройдут, вдруг тоже расщепляются на тысячу маленьких медвежат. И боль, которая казалась такой реальной, становится тоже просто элементарными частицами. Мы это знаем из физики, с детства, но в это сложно поверить.
Тут ты можешь на своем опыте испытать истину, реальность – в природе нет ничего твердого, закостенелого, постоянного, все пройдет. А значит, нет смысла убегать от чего-то или к чему-то особо привязываться. И это твой собственный опыт, твоя новая, чистая мудрость, которая после випассаны, в жизни начинает действовать через тебя сама собой без напряжения. Теперь она твоя, потому что через опыт.
Когда испытаешь приятные ощущения в один день, то на следующий приходишь в медитационный зал уже именно за этими ощущениями. Ты, в общем-то, даже настроен получить еще больше приятных ощущений и еще легче, потому что ты настроен прогрессировать в практике. А удовольствие воспринимается умом, как прогресс. А приятного уже нет. Извините, не сегодня. Прости, прощай. Получайте назад вашу спинную боль, в ногах усталость. А еще может зуб заболеть, например, или еще чего. Ну а ты уже прицепился, привязался и очень расстроился. И все стало тяжелее в сто раз, чем до того, как испытал столь приятные ощущения. Раньше сидел и мучался спокойно. А теперь, дайте еще экстаза мне. И медитация превращается в ад. Наблюдаешь ад. Он в какой-то момент тоже проходит, приходит новый уровень принятия, мудрости, свободы от привязок. Абсолютно неважно, какие ощущения испытываешь. Что испытываешь – все твое, как говорится. Что есть, то и наблюдаешь. И тогда… все очень быстро проходит, перетекает одно в другое, танцует, дышит и живет всеми красками бытия от момента к моменту. Красиво.
За 10 дней, с тебя снимают слой за слоем. На поверхность ума выходят все заморочки. Сначала предсказуемые, о которых мы итак знаем. А потом, по мере углубления, из подсознания начинают выходить все «загрязнения», все старое, темное, неосознанное. Все несказанные слова, сны неувиденные, печали и обиды, остатки больных Любовей, старинных душевных грузов. Вскрывает, в общем, каждого по-своему и всегда по-разному. То плачешь, то смеешься, проживаешь себя полным ходом, освобождаясь от лишнего. Сбежать от себя некуда, отвлечься не на что. Ни читать, ни писать, ни говорить, даже, ни взглядом встретиться. Приходится встречаться только с самим собой непрерывно лицом к лицу. Смело.
Випассаной лечатся роковые зависимости, затяжные депрессии, глубинные страхи, любые боли непонятной этимологии, хроническая хандра, горе, злость, страсть, помутнения сознания, откровенный невминоз и многое-многое другое. Випассана может стать точкой, с которой поменяется в корне отношение к жизни, да и сама жизнь. Но даже без особых показаний, эта техника очень полезна. Находишь своего наблюдателя. А ведь наблюдатель это ты и есть. Не твои мысли или эмоции. Не твоя боль или счастье. А наблюдатель. «Кто Я?» - «А кто спрашивает?».
Вот бы каждого после школы сажали бы на Випассану. Тогда мы приобрели бы ориентиры, как жить с самим собой. А это дорогого стоит. Ибо все внешние проявление человеческого безумия лишь следствия внутренней нездоровости. Несчастные люди распространяют несчастье вокруг себя. Им никто не объяснил, как жить со своей болью, злостью, со своим несчастьем. Или что делать с красивыми моментами, которые неизменно растворяются в небытии, принося разочарование и горечь потери. А тем временем жизнь совершенно прекрасна, все идеально в ней и удивительно. Счастье принятия жизни в ее полноте это счастье истинное, спокойное и теплое. Оно доступно всем всегда. Чтобы ни происходило. Каждый человек может быть счастлив с тем, кем он на данный момент является.