Мой Александр Солженицын

Уральская Марина Александровна
Мой Александр Солженицын. Размышления на тему: публицист или художник?

                «На хребте славы земной
                я с удивлением оглядываюсь на тот путь
                через безнадежность – сюда,
                откуда и я смог послать человечеству
                отблеск лучей Твоих.
                И сколько надо будет,
                чтобы я их еще отразил, -
                Ты дашь мне.
                А сколько не успею –
                Значит, Ты определил это другим».
                Александр Исаевич Солженицын, «Молитва».

     Писательская судьба выдающегося русского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе, сложилась в суровом для России XX веке с 1918 по 2008 год. Сложная судьба у писателя – еще более сложнее и тяжелее (хотя тут мы не смеем судить) у героев его произведений.
     Для анализа сошлемся на книгу «Александр Солженицын, «Рассказы и Крохотки», Санкт-Петербург, Издательская Группа «Азбука – классика», 2009 год. Собранное в этой книге представляет ранний и поздний период творчества Солженицына.
     Рассказы 1959 – 1966 годов открывает еще в школе изученный «Один день Ивана Денисовича». Затем «Матренин двор», «Правая кисть», «Случай на станции Кочеткова», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль» и «Пасхальный крестный ход». Все это о праведниках и горькой правде: люди страдают по воле государства, истории и по воле других людей, случайно оказавшихся выше по служебному положению или богаче…
   
                2

      Выбивается из ряда этих рассказов «Пасхальный крестный ход». И хотя рассказ написан в 1966 году, ощущение, что побывала на московском крестном ходе у Храма Христа Спасителя. В смысле поругания, непонимания церковных ценностей молодежью, которая может пить, курить, ругаться матом, плевать на асфальт в эту святую ночь возле храма (!), придя к нему, как на зрелище. «Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню», - пишет Солженицын. «Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно встали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь». (А. Солженицын, «Рассказы и Крохотки», Санкт-Петербург, Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 год, стр. 263). О! Как это все напоминает сегодняшнюю молодежь, когда в пасхальную ночь молодые люди спрашивают у администратора гостиницы: «А девчонки где все?» И пошлый до омерзения ответ (уж лучше б промолчала администратор): «Идите в церкви их ищите». И это милицейское в форме рядом с церковью, с пасхальным крестным ходом как неотъемлемый атрибут времени: «Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет». (А. Солженицын, там же, стр.262). О! Как это все напоминает наши дни, когда с бутылками пива идут на Крестный ход (!), а милиция… а что, собственно, она? Какие русские выросли, - содрогается писатель. Да уж, действительно. Только вот описан Крестный ход 1966 года, а узнаешь в нем сегодняшний, значит – не статья это, не публицистика. Публицистике заглянуть на десятилетия вперед не дано. Этот рассказ словно картина, мастерски написанная яркими, жгущими глаза красками Художником Слова. И, вроде, сегодня не 1966 год,
                3

а 2010, но картина, увы, узнаваемая, только столпотворение на Крестный ход больше… только с Верой ли приходят? Впрочем, не будем уходить от выбранной темы, не нам уж о религии.
     А какая благородность нашей родимой милиции показана в рассказе «Как жаль»… Уму непостижимо: борьба с преступностью на высшем уровне показана, м-да. «Протокол нужно составлять. И штрафовать…» за оторванную с витрины трехдневной давности газету. « - Это что ж, гражданка? Будем двадцать пять рублей платить?..» О, как это похоже на сегодня. А дата под рассказом – 1965 год. Времена меняются, люди – нет. Вот уж правда. Не публицист тут автор, нет…
     Рассказ Захар- Калита об отношении нас к нашей истории. Жгуче написанный, острый рассказ. «Не ленились и долы зубилом выбивать по чугуну и гвоздями процарапывать, а кто послабей – углем писать на церковных стенах» - ЗДЕСЬ БЫЛ… О Поле Куликовом рассказ, о том, какое оно сегодня. Но есть все же русские, которым дорога история страны – таков сторож Куликовского поля Захар-Калита.
     А вот рассказ «Для пользы дела» про то, как отнимали у подростков новое здание техникума. Чем-то очень напоминает наши дни, когда в детсад очередь. Ну, не знаем. И опять только 1963 год, а словно сегодня. Публицисту предвидеть будущее не дано, а вот Художнику Слова запросто.
     «Случай на станции Кочеткова», если вкратце, о том, что у власти «брака не бывает». Сколько художественных деталей в этом рассказе, какие образы женщин в войну… какие они разные: Валя, Полина, Антонина, тетя Фрося. Люди и в войну свое не упускали. В то время, когда у других в голове лишь одно:



                4

                Наши села в огне и в дыму города…
                И сверлит и сверлит в исступленьи
                Мысль одна: да когда же? Когда же? Когда
                Остановим мы их наступленье?!
       Рассказ «Правая кисть» - это почти «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя, смысл тот же. В этом рассказе страшен характер медсестры, которая больных принимает «только с девяти утра!»… Ей все равно, что человек помирает. Сегодняшнее тоже чем-то напоминает, особенно бесплатные рецепты по льготам только на дешевые лекарства. Не изменился наш медперсонал с 1960 года, нет. А сегодня 2010 год.
     «Матренин двор» показывает, как страшно, что мы порой не замечаем, порой считаем дураками и раззявами  тех, кто служит людям, кто прост душой, у кого нет ничего, кроме колченогой кошки и козы, но кто всегда помогает людям безвозмездно. А как страшна борьба родственников за «состояние» стариков. И сегодня таких полно! Опять, не просто о жизни, а высокохудожественная картина, с проникновением в души людские.
     Равнодушным не может оставить читателя лагерный день Ивана Денисовича Шухова, которых было в его жизни «три тысячи шестьсот пятьдесят три», когда человек, как зверь, рад только сну, теплу и еде.
     Много об истории страны в непростое время изломов можно почерпнуть из солженицынских «Двучастных  рассказов», написанных в 1993 – 1998 годах. Непростые судьбы людей на переломах нашей истории – читаешь, не отрываясь.
            Солженицын пишет все это с единственной думой, с молитвой о России, о ее народе, которому столько пришлось выстоять, вытерпеть, снести на своих плечах. Лучше не попросишь у Бога за Родину, чем сделал это Мастер Слова, публицист и одновременно художник – больше художник –

                5

Александр Исаевич Солженицын; помолимся вместе с великим русским классиком XX века:
          «Отче наш Всемилостливый!
           Россиюшку Твою многострадальную
           Не покинь в ошеломлении нынешнем,
            В ее израненности, обнищании
           И в смутности духа.
            Господи Вседержитель!
           Не дай ей, не дай пресечься:
            Не стать больше быть.
           Сколько прямодушных сердец
           И сколько талантов
           Ты поселил в русских людях.
           Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, -
           Не послуживши во имя Твое!
           Из глубин Беды –
           Вызволи народ свой неукладный.»
                (А. Солженицын, «Молитва о России»).

                Работа написана 29 – 30 сентября 2010 года.