С такими поводырями как бы совсем не пропасть

Владимир Спасибо
Евгений Балацкий опубликовал цикл статей, посвященных нынешнему состоянию российской высшей школы. (например - Балацкий Е. Институциональные конфликты в высшей школе. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175208)

В которых живописует профанацию образовательного процесса в ВУЗах.

Дисциплина студенческая падает. Но отчислять нерадивых студентов для ВУЗа невыгодно по финансовым соображениям - большая часть образования стала платной.

При этом рынок труда не предъявляет спрос на углубленные знания.

Неудовлетворительна система вступительных экзаменов, с наличием различных преференций при поступлении.

Изначально слабая подготовка студентов закрепляется непродуманной учебной программой.

Большинство университетских курсов читается самоучками и дилетантами, не связанными с наукой. Курсы стандартные, с директивно утвержденным содержанием.

Думающему человеку не захочется читать стандартный курс.

Студенты, обеспеченные и защищенные от мелких неприятностей, чувствуют себя хозяевами ВУЗов. Преподавательский состав не уважают и даже презирают.

Следствием такого противостояния в системе «студент-преподаватель» является либо абсолютное безразличие преподавателя к студентам, либо его лицемерно строгое отношение, направленное на получение от богатого студенческого сословия взяток в разных формах. Бесконечные платные консультации и лоббирование благорасположения преподавателей стали уже почти нормой.

По мнению автора, в государственных вузах России главным считается наличие множества кафедр с красивыми названиями, а кто возглавляет эту кафедру и кто является ее сотрудниками – не важно.

А в частных вузах, штат которых зачастую состоит из ректора, главного бухгалтера и нескольких проректоров, которые еще, как правило, по совместительству являются деканами соответствующих факультетов и заведующими кафедрами, никакого организационного оформления факультеты и кафедры не имеют. И не имеют своих штатных профессоров.

Любопытно, что недостаток государственных вузов – наличие кафедр с красивыми названиями с самоучками и дилетантами в качестве преподавателей – для частного вуза подается как достоинство.

Основным смыслом существования ВУЗов стала имитация статусности и значимости на рынке образовательных услуг. А качество образования никого уже не интересует – ни студентов, ни профессоров.

Заключается перечисление всего этого негатива сентенцией о том, что без изменений на рынке труда все так и останется. Если не станет еще хуже.

Правда, не дожидаясь чаемых перемен на рынке труда, Балацкий предлагает процесс массового и никудышного образования дополнить элементом, ориентированным на подготовку элитных специалистов.

Создать в рамках крупных вузов элитные кафедры, которые отвечали бы за подготовку специалистов высшей квалификации на протяжении всего периода обучения студента. При этом сотрудники данных кафедр и сами студенты должны получить привилегированное положение во всем – в заработках, графике работы, социальном пакете, статусе и т.п.

Закрепить статус элитного подразделения введением дифференцированных дипломов о высшем образовании.

Тогда-де по этим образовательным сертификатам элитные специалисты будут легко идентифицироваться работодателем и смогут впоследствии рассчитывать на лучшие места на рынке труда.

Давайте задумаемся – неглупый вроде бы человек, доктор экономических наук, профессор, главный редактор интернет-журнала «Капитал страны» и пр., пр - предлагает в им же самим описанной фактически фантомной сфере под названием «высшее образование» взрастить «элитное» образование.

На какой почве, чьими руками, для кого?

То есть будут миллионы никчемных, никому не нужных выпускников с дипломом стандартного образца, и то ли десятки, то ли сотни тысяч суперпрофессионалов, подговленных не понятно для кого и главное – непонятно, кем, не теми же самыми самоучками и дилетантами, других-то нет.

Или такая тема - фальсификация ученых степеней и званий. Точнее сказать, сами степени и звания настоящие, с дипломами, диссертациями, защитами. Только купленные.

Фальсифицированным получается ученый, исследователь, профессор. (Балацкий Евгений. Формирование диссертационной ловушки. http://www.kapital-rus.ru/)

Покупаются тексты диссертации; автореферата; статей и/или монографий; продвижение статей и монографий для публикации в соответствующих журналах и издательствах; подготовка отзывов на диссертацию, на автореферат диссертации; обеспечение участия оппонентов и ведущей организации; справок о внедрении результатов диссертационной работы; сдачи кандидатского минимума; обеспечение «бархатной» защиты на ученом совете;подстраховка и лоббирование прохождения диссертации в ВАК.).

Счет расходов для докторской диссертации – на миллионы рублей.

Автор сожалеет о том, что наличие механизма получения подобным образом ученых степеней ведет к постепенному заполнению «научного пространства» людьми, не имеющими к науке никакого отношения, что подрывает авторитет и снижает результативность науки.

Правда, тут же уточняет, что диссертация является квалификационной работой, а не сугубо научной. С этим тезисом можно поспорить, а можно и не спорить, поскольку уже как бы и не квалификационная работа. Судя по всему.

Забавно - критикуется как неэффективный, механизм теневого ценообразования на рынке диссертационных услуг. Мол, специфичность теневого диссертационного рынка и нерыночный характер диссертационного продукта приводят к тому, что цена за такого рода услуги сильно занижена относительно своего равновесного значения.

Что же теперь – надо стремиться к открытости рынка торговли дутыми степенями?

Среди причин возникновения подобного явления названо появление слоя состоятельных людей из сферы коммерции и чиновничества, способных оплатить эту специфическую услугу для повышения своего социального статуса.

Хочется задать вопрос – неужто девальвированные ученые степени могут повысить чей-то социальный статус? И, потом, причем здесь эти социальные слои? Речь прежде всего о сфере высшей школы и науки. А там есть и вполне объективные критерии вклада человека в исследования и образование.

Другое дело, что высшей школе в нынешнем ее качестве нет нужды в объективных критериях качества исследователей, педагогов.

И в науке ситуация не лучше. Опять-таки по причине ее захудалости, заштатности, простите, даже никчемности в силу отсутствия заинтересованности общества в ее результатах. Увы.

Совершенно анекдотична, гротескна ситуация с перечнем журналов, рекомендуемых ВАК для публикации научных статей, которые просто живут за счет соискателей.

Научные журналы – основа формирования научного сообщества. И принцип платности публикаций губителен для науки.

Факт того, что в органах исполнительной, законодательной и судебной власти, коммерческих структурах при распределении должностей учитывается наличие ученой степени, объяснен данью традиции.

Вообще-то при приеме на работу, при служебном росте никто еще не отменял тестирование, аттестации, рекомендации и пр. Сама по себе степень нужна для чего-то другого. Скорее уж для внешнего предъявления – смотрите, мол, какие у нас работают специалисты. Смотрите и завидуйте!

Надо сказать, Евгений Балацкий высказывает весьма оригинальные вещи. Поскольку, мол в университетах положение аховое, то любое изменение механизма подготовки и защиты диссертаций мало что изменит. Да и изменить-то оказывается, этот механизм практически невозможно. А потому спасти дело может полнейшая дискредитация самих ученых степеней. Чтобы люди больше не хотели платить деньги за никчемность.

Надо довести дело до абсурда. Хотя куда уж абсурднее.

По сути дела, фальсифицированы все дипломы о высшем образовании. Но их Е.Балацкий не предлагает окончательно дискредитировать.

Диплом кандидата, или доктора наук – квалификационный документ.

Нужен он в основном педагогам высшей школы.

Присуждать степень должна не ВАК, а университет, в котором выполнена работа. И которому нужны квалифицированные исследователи и педагоги.

Авторитет ученым зарабатывается за счет результатов исследований. И авторитет признается ученым сообществом. А также обществом как заказчиком исследований.

Такая вот мешанина в устах типичного представителя.