Реализм, пришедший в первой половине XIX в. на смену классицизму и романтизму, по-новому определил отношение литературы и искусства к человеку. Если художники-классицисты искали героев в античности, а романтики выбирали в качестве таковых людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, то реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Их произведения полны тончайших наблюдений и являются источником богатейших сведений об описываемой ими эпохе. Но, помимо правдивости деталей, реализм предполагает правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Типичными должны быть не только персонажи, но и сами события, которые они переживают, и ситуации, в которых они оказываются, круг вещей, с которым они связаны, и даже самый язык, которым они выражают свои мысли. При этом типичность отнюдь не отрицает психологизма - раскрытия сложного духовного мира – мира мыслей и чувств персонажа. Наоборот, одно из важнейших завоеваний реализма как раз и заключается в том, что он смог показать героя в развитии, изобразить эволюцию характера, определяемую сложными соотнесениями личности и общества. Внутренний мир стал у реалистов производной от социальных условий.
Так же как и все предшествующие культурные направления, реализм никогда не был однородным. Помимо многих различий, обусловленных национальными школами, можно выделить внутри него целые течения, отличающиеся большим своеобразием. Речь идет, прежде всего, о критическом реализме (часто его называют классическим реализмом), натурализме и социалистическом реализме. Для критического реализма очень характерна тема «маленького» человека, его страданий и его бед. Великим гуманистам не давал покоя разительный контраст роскоши и нищеты, царящий в современном мире. Противопоставляя богачей и бедняков, как величайшее социальное зло века, они утверждали критическое отношение к действительности. В литературе виднейшими представителями критического реализма были Бальзак и Диккенс, а так же великие классики русской литературы, с чьими именами он чаще всего и ассоциируется.
Писатели натуралистической школы считали своим предтечей Бальзака, но желали «усовершенствовать» его реализм посредством «документальной» обоснованности творчества. Идея эта явилась на свет под влиянием популярной в то время позитивистской философии, пафос которой заключался в прославлении науки, опирающейся на опытное знание. Последователи натурализма переносили на общественную жизнь законы природы и рассматривали борьбу классов как одно из проявлений царящей в природе борьбы за существование. Главным мерилом художественных достоинств того или иного произведения они считали достоверность. Для более точного отражения действительности писатели штудировали специальные труды, изучали с чисто научной тщательностью жизнь шахтеров, крестьян, актрис, художников, вносили в свои творения дух и букву подлинных документов эпохи. Точное познание действительности, говорили они, несовместимо с отбором и сортировкой явлений жизни, с эстетической или иной оценкой, с какими бы то ни было табу. Вследствие этого адепты натурализма значительно расширили диапазон реальности, отображаемый в литературе. Они первыми стали освещать сексуальные и физиологические моменты в жизни человека, и смело повели читателя на самое дно общества, выводя в своих романах крестьян, прислугу, актеров, циркачей, художников, проституток, чахоточных и т.п. Совершенно новый подход последователи натурализма имели к теме любви - они окончательно сорвали с этого чувства романтические одежды, во многом снятые уже писателями-реалистами предшествующего поколения, показавшими эгоизм, противоречивость и внутреннюю структуру чувства. Теперь объектом исследования сделалась борьба между волей и «человеком-зверем», сознанием и бессознательным. Особенно сильные позиции имел натурализм во французской литературе. Основы его были заложены Флобером, а величайшими представителями зрелого натурализма стали братья Гонкур и Золя. Его сильное влияние ощущается в произведениях Мопассана.
Основной задачей социалистического реализма считалось правдивое изображение действительности «в ее революционном развитии», что неизбежно вносило в него пафос борьбы и идею насильственного изменения мира (неведомую мастерам критического реализма, апеллировавшим к гуманным и христианским ценностям). Не смотря на то, что социалистический реализм искусственно взращивался и насаждался по идеологическим соображениям партийной верхушкой социалистических государств, он имел своих видных представителей, оставивших заметный след в мировой культуре, таких, например, как Горький и Шолохов.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100