Август из Ревеля

Виктор Мельников 2
               
Весна 1901 года застала Михаила Ивановича Калинина в Ревеле (г. Таллин). Суровое море, скалистое северное побережье, неяркая природа пришлись по душе молодому революционеру. Он привык к скромным, как бы застенчивым, петербургским вёснам — здесь, в Эстонии, весна была такой же. Так началась вторая ссылка Михаила Ивановича. Но и тут под неусыпным оком жандармов он вновь принимается за революционное дело.
С помощью питерских друзей поступает токарем на машиностроительный завод «Вольта». Несмотря на сложные условия работы и незнание эстонского языка, Калинин начинает группировать вокруг себя рабочих. Постепенно организовывается кружок. За короткий срок дела принимают большой размах, а Калинин становится одним из видных руководителей революционного подполья Ревеля. Однако, работая на «Вольте», ему не удавалось поддерживать постоянную связь с Питером. Нелегальная литература приходила редко, и каждый раз её получение требовало больших хлопот. Всё чаще Калинин задумывается о переходе на работу в железнодорожные мастерские. Туда, по рассказам друзей, частенько заглядывают машинисты, чьи паровозы стоят в ремонте. Кто из машинистов откажется захватить в столицу пакет!
Железная дорога, включая мастерские, считалась в Ревеле одним из самых престижных мест, куда поступить было намного сложнее, чем на любой завод. Тем не менее 24 ноября 1901 года Калинин получает новый матрикул, в котором говорится, что он токарь № 605 и оклад ему положен в 1 рубль 10 копеек в день.
26-летний Михаил Калинин быстро завоёвывает симпатии железнодорожников, их уважение и признание. По душе им были его политическая смелость, революционный дух суждений, особенно когда дело касалось интересов рабочего класса.
До наших дней сохранились воспоминания о первом периоде работы М.И. Калинина в железнодорожных мастерских. Принадлежат они старому рабочему Густаву Калласу:
«Михаил Иванович Калинин был весёлый человек, хорошо относился к товарищам. Он был мастер на все руки: и токарь хороший, и в политике силён. В то время, при царизме, рабочие очень мало читали и думали, что хорошей жизни никогда не будет. Калинин объяснял нам, что такой порядок, когда всё принадлежит капиталистам, не должен оставаться вечно, что его обязаны уничтожить мы, рабочие».
Примечателен рассказ старого работника железнодорожных мастерских Николая Пильва, познакомившегося с Калининым в 1902 году.
«В обеденные часы, — вспоминал он, — Михаил Иванович вместе с другими  рабочими выходил из цеха подышать свежим воздухом. Стоит Михаил Иванович, покуривает самокрутку, нет-нет, да и включается в разговор. Причём любому разговору он умел придать политический оттенок. Однажды кто-то из рабочих, жмурясь на яркое солнце, сказал с возмущением: «Вот, чёрт возьми, только в обеденные часы и посмотришь на солнце: приходишь с рассветом, уходишь в сумерки». Калинин одобряюще заметил: «Ничего, будет и для нас светить солнце».
Постепенно вокруг М.И. Калинина стали группироваться наиболее активные, сознательные рабочие мастерских, из которых затем образовался марксистский кружок. Его членами стали железнодорожные рабочие Карл Рохтма, Густав Каллас, Иоханнес Вески, Херман Аурик, техник Аугуст Тирвельт и другие. Собрание кружка часто проводилось в домике по улице Вилларди, 16 (ныне ул. Лаари), который принадлежал вдове рабочего мастерских Марии Тульп.
Группа работала по всем правилам революционной организации: имела свои явки, гектограф, присланный Калинину питерской организацией, и тщательно конспирировалась, выпускала нелегальные листовки с революционными лозунгами. В этой работе Михаил Иванович опирался на ленинскую «Искру», номера которой стали нелегально доставляться в Ревель. Через петербургских социал-демократов он связался с редакцией «Искры», стал одним из её корреспондентов. Петербургский комитет РСДРП, рекомендуя Калинина агентам «Искры», писал в редакцию газеты: «Связываем с вами рабочего Михаила Ивановича Калинина (Август из Ревеля), писавшего в «Искру» под псевдонимом «Чужестранец», а также и в «Рабочую мысль», когда находился в Петербургском союзе. Человек весьма энергичный, имеет много связей с провинцией, которые и сообщит вам. Намерен постоянно корреспондировать и вести с вами переписку».
Эдуард Пярди, работавший в те годы в железнодорожных мастерских по соседству с Михаилом Ивановичем, позже вспоминал: «Калинин давал нам читать номера ленинской «Искры», и в сердцах наших вспыхнул революционный дух, который с тех пор стал для нас путеводной звездой».
Калинин шаг за шагом создавал в Ревеле постоянную революционную социал-демократическую организацию ленинского направления.
«Не долго работал у нас Михаил Иванович, — писал железнодорожный рабочий Э. Пярди, — а в сторону революции повернул многих».
В том значительном сдвиге, который произошёл в социал-демократическом движении в Эстонии накануне и после II съезда РСДРП и который, в частности, выразился в росте групп и кружков, вставших на позиции ленинской «Искры», немалая заслуга М.И. Калинина.
Характеризуя его вклад в развитие революционной борьбы эстонского пролетариата, первый секретарь ЦК КПЭ И. Кэбин отмечал в своё время: «В распространении идей марксизма-ленинизма, в направлении социал-демократического движения Эстонии на путь революционной борьбы выдающуюся роль сыграл соратник В.И. Ленина, агент «Искры» М.И. Калинин. Под его руководством была создана Ревельская организация РСДРП».
Об активной революционной деятельности Калинина, несмотря на строгую конспирацию, не могла не подозревать царская полиция. В январе 1903 года по доносу провокатора его арестовывают. Однако из-за отсутствия достаточных улик Михаил Иванович был освобождён. Царская охранка усиливает слежку за Калининым. 4 февраля 1904 года его арестовывают вторично и высылают в Олонецкую губернию.
Михаил Иванович покидал Ревель с твёрдой верой, что семя революции, посаженное здесь им и его товарищами, даст богатые всходы. Ждать теперь недолго.
Не прошло и десяти месяцев, как Ревель был охвачен революционной бурей. 12 января 1905 года все рабочие города объявили забастовку. Эта всеобщая стачка возвестила, что и до берегов Балтики докатилась начавшаяся в Петербурге первая русская революция.