Трубы Господни

Крюкан Иваныч
Смотрю на икону XVII века, где художник того времени изобразил на нижнем её поле Куликовскую битву. Здесь нет ничего похожего на ландшафт южной части Тульской области. События разворачиваются рядом с монастырями. Хотя там, где официально увековечена память о былом сражении, таких строений быть не могло. Опять же это можно отнести к фантазии художника.
При внимательном рассмотрении старинной карты Москвы и фрагмента иконы дают представление, где происходят события. Видны воины, переправляющиеся на плотике явно через Неглинную (Непрядву), это с той стороны, где стоял, укрываясь в садах, запасный полк серпуховского князя Владимира Андреевича Донского-Храброго (1353-1410 гг.), у которого жена была Елена (приняла постриг под именем Евпраксия), дочь великого литовского князя Ольгерда. Владимир Андреевич, стало быть, двоюродный брат Дмитрия Ивановича Донского.
В память тех событий в Старосадском переулке Москвы и поставлена церковь Святого Владимира в Садех. В советское время в этом храме был склад или нечто принадлежавшее Исторической библиотеке, так мне разъяснили сотрудники, помогавшие мне разобраться в старинных картах.
Первоначально храм был деревянный. Значительно позже, то есть во времена великого князя московского Ивана III-го, был приглашён зодчий из Милана Алевиз Новый, по его проекту и под непосредственным контролем возвели каменный храм.
В Русской летописи записано: «В лето 7022 (1514 от Р.Х.) благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси (1505-1533 гг.) со многим желанием и верою повелел заложити и сделати церкви каменныя и кирпичныя на Москве, на большом посаде за торгом церковь Введения святыя Богородицы, да церковь Володимира в Садех».
Не исключено, что за ратные подвиги князь Володимер Ондреевич после смерти был причислен к лику святых, и именно в его честь названа была эта церковь, упомянутая впервые в духовной грамоте великого князя Василия I (1389-1425 годы).
После казни в 1456 году князя Василия Ярославича, внука Владимира Андреевича и его единственного наследника, а также захвата земель потомком Дмитрия Донского Василием II стали затенять святость князя, решившего исход битвы на Кулишках (храм на Славянской площади). Тогда здесь и объявляется имя другого святого равноапостольного князя Киевской Руси Владимира.
Работая в Государственной Исторической библиотеке, через запылённое окно я увидел этот храм и сделал снимок. От сотрудников библиотеки узнал, что ещё недавно, в советское время, здесь было книжное хранилище. Здание церкви «Владимира в садех» построено при батюшке Иоанна Грозного, Василии III-м (1505-1533 гг.) в 1510, (1514?) году итальянским зодчим Аловизом Фрязиным (Новым). Он в 1503-04 гг., работал в Бахчисарае и построил дворец хана Менгли-Гирея. По завершению работы в Крыму, великий князь Ивана III-й пригласил Аловиза в Москву.
Слава Богу, что не конюшня или советская авторемонтная мастерская, тогда была мода такая на переделки. Хотя бы наши потомки, дай Бог, разобрались в запутанной истории, а мы вернёмся в XIV век. По дошедшим до нас сведениям, битва на Кулишках началась, как ни странно, при густом тумане, что не редкость для московского сентября, а посему связь в войсках поддерживалась при помощи трубных звуков.
«Начали… трубы боевые во множестве звучать… Русские кони взбодрились от звука трубного». (Памятники литературы Древней Руси, Х.Л., 1981 г.). Отсюда и сохранившееся в Москве название - Трубная площадь.