Таинство прозы, - рецензия Александра Разумова

Елена Обухова
Прозу Елены Обуховой легкой и светлой не назовешь. А тем более не отнесешь к детективной  и развлекательной. Ее проза сравнима с потускневшими от времени иконами, где налет копоти от выгоревшего масла для освещения или подсветки образа с каждым днем все больше скрывает натуральные краски древних мастеров, тем самым сохраняя для истинных почитателей искусства невозвратную старину и самобытность.

Прозе Елены Обуховой присуща невидимая магия, что придает словам осязаемый образ, вес, значимость, не раскрывая спрятанную в них энергетику и силу.

Проза ее воздействует не на сознание, разум или страсти, а порождает задумчивость, мечтательность, воспоминания прочувствованных в жизни впечатлений. Невольно возникает желание, как в детстве, залезть с головой под одеяло, свернуться калачиком и созерцать воображаемую жизнь, в основе которой должна быть непременно любовь, сопереживание  и сочувствие, верность главным христианским заповедям и желание не причинять никому зла.

Среди живущих в ее литературном творчестве нет злых, подлых, умышленно плохих. Зато много «чудаковатых», не от мира сего. Они не учат, не помогают жить, преодолевать невзгоды и несчастья. Но становятся добровольными жертвами, словно считая своей жизненной миссией оттянуть на себя людские боли и разочарования.

Эти персонажи сродни закрепленным в памяти чудаками из обильного фольклора нашей многонациональной страны, из волшебных уст народных сказителей, из бытовой фантазии осененных любовью к жизни наших дедушек и бабушек.

С каждым днем земная жизнь деформируется, испытывая сильное влияние ускорения, которое ощущается во всем. Это накладывает отпечаток на образ жизни людей, меняет ценностные ориентации, допустимое в наших повседневных поступках и поведении.

Все тоньше становится слой людей, которые сохраняют ауру возвышенного предначертания человечества от вульгарного практицизма, животного потребления всего и вся для сугубо эгоистического насыщения собственной утробы.

Многие, болеющие душой, ищут и не находят желанный путь к разрешению конфликта между прошлым, настоящим и будущим. Разорванное единство времен препятствует гармонии жизни, ослабляя жизненные силы России,  и ее граждан, мешая всем двигаться вперед.

Сиюминутное застилает мутной пеленой яркие краски вечного. Для очень многих, к сожалению, навсегда. Не выработанная потребность анализа происходящего и постоянного самосовершенствования превращается одних в заносчивых индюков и пестрых цесарок, других – в ядовитых змей или неугомонных пчел. В любом случае – к деградации особи человека.

Представленную в этой книге прозу Елены Обуховой я воспринимаю как протест сложившейся жизни. Но протест тихий, интеллигентный, обращенный внутрь себя, скрепленный фантазиями и мечтами, питающийся от корней традиционно русского сказочного фольклора, спрятанный за якобы божеское провидение юродивых, единственно которым не запрещалось раньше говорить то, что другим было строго запрещено.

А лучшим и самым отточенным в литературном стиле произведением этой книги считаю повесть «Плакальщицы». Развивая это направление в своем творчестве, Елена Обухова обречена на успех и признание широкого круга читателей. 

Эта рецензия Разумова не вошла в мою новую книгу/куда планировалась/, которая вышла в сентябре 2010 года в издательстве "Аверс Плюс". Я решила ее опубликовать здесь.